Тема 6. Доходы и расходы бюджетов: порядок и особенности формирования
6.1 Формирование доходов бюджетов
2. Состав и направление расходов бюджетов
3. Сбалансированность бюджетов: профицит и дефицит, источники финансирования дефицита.
4.
ДЗ к след семинару. Какие новые правила введены в части использованию нефтегазовых доходов в №268-ФЗ « О внесении изменений в БК РФ»
Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год.
Федеральный закон РФ от 3 декабря 2012 года номер 216-ФЗ
Принят Государственной Думой 23 ноября 2012 года
Одобрен Советом Федерации 28 ноября 2012 года
Общий объем доходов - 12865,9 млрд.руб.
Общий объем расходов - 13387,3 млрд.руб.
Дефицит - 521,4 млрд.руб.
Доход бюджета - поступающих в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета (ст 6 БК РФ)
По своему экономическому содержанию доходы бюджета представляют финансовые отношения, возникающие между государством, хозяйствующими субъектами и гражданами в процессе формирования и исполнения соответствующего бюджета. При этом формой проявления таких финансовых отношений служат различные виды налоговых и не налоговых платежей юридических и физических лиц в бюджеты бюджетной системы РФ.
Доходы бюджета формируются в соответствии с:
1. Бюджетным законодательством (см. БК РФ, раздел 2. Доходы бюджетов; гл. 7 Доходы федерального бюджета; гл. 8 Доходы бюджетов субъектов РФ; гл.9 Доходы местных бюджетов)
2. Законодательством о налогах и сборах: основной является – Налоговый кодекс (НК РФ). Статус конкретного налога, установленный НК РФ означает то, что он находится в компетенции органов государственной власти соответствующего уровня или органов местного самоуправления.
3. Законодательством об иных обязательных платежах (Таможенный кодекс Таможенного союза - регулирует отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу; закон РФ " о недрах"- регулирует не налоговые платежи за пользование недрами) и другие.
Доходы бюджета состоят из:
Ø Неналоговых доходов
Ø Налоговых доходов
Ø Безвозмездных поступлений (в том числе межбюджетных трансфертов)
В составе доходов бюджетов также выделяются собственные доходы бюджетов, к которым относятся:
Ø налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
Ø неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ;
Ø доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций.
К неналоговым доходам относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государства или муниципального собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных п/п в том числе казенных;
- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- таможенные пошлины, таможенные сборы и другие доходы от внешнеэкономической деятельности;
- платы за пользование водными объектами;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
- регулярные платежи за пользование недрами;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, компенсации, конфискации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ и др.
К безвозмездным поступлениям относятся:
- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Налоговые доходы формируются за счет:
Ø налогов;
Ø сборов;
Ø пени, штрафов по налогам и сборам.
Размер в порядок уплаты налоговых доходов определяется налоговой системой.
Налоговая система – совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их поступления.
Налоги и сборы – главный метод перераспределения национального дохода и первый по важности и объему приносимого государству дохода.
Пеня – сумма, выраженная в денежном эквиваленте, которую налогоплательщик должен выплатить в случае несвоевременной уплаты налогов и сборов.
Сумма пени начисляется за каждый календарный день просрочки налогового платежа в бюджет соответствующего уровня начиная со дня, следующего за установленным законодательством днем уплаты налога (сбора).
Ставки пени равна 1/300 действующей во время ее начисления ставки рефинансирования Банка России (п.4 ст. 75 НК РФ).
Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. | Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами юридических действий, в том числе предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). |
Основные отличия:
Налог носит индивидуально безвозмездный характер.
Вида налогов:
- по методу установления:
· прямые (налоги на отдельные объекты имущества или на доходы, например налог на прибыль организаций и др.);
· косвенные (налоги, включаемые в цену товара и уплачивающие его цену, например, акциз);
- по направлениям расходования средств, поступающих от изъятия налога:
· общие (использование не определено)
· специальные (целевое использование).
Общие налоги строятся по территориальному принципу и имеют 3 уровня:
Федеральные налоги и сборы: |
|
Региональные налоги: |
|
Местные налоги: |
|
Специальные налоги применяются в случаях и в порядке, установленных НК РФ, к ним относятся налоги:
- системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
- при упрощенной системе налогообложения;
- системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
- системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП);
1. Доходы зачисляются на счета Казначейства для их распределения его органами в соответствии с нормативами.
2. Казначейство осуществляет учет доходов, поступивших в бюджетную систему, и их распределения между бюджетами.
3. Денежные средства считаются поступившими в доходы бюджета с момента их зачисления на единый счет бюджета.
Распределение налогов, предусмотренных НК РФ между бюджетами разных уровней осуществляется на основании БК РФ, в котором определены налоги, поступающие в соответствующие бюджеты в полном объеме, и доли федеральных налогов, закрепленных за ними на постоянной основе.
Система обязательных налоговых платежей в нефтегазовой отрасли подразделяется:
Неспецифические платежи Нефтегазовых компаний, которыми облагаются все компании в РФ | Специфические платежи, то есть взимаемые исключительно с предприятий ТЭК |
| Налоговые платежи нефтяных компаний:
|
Налог считается уплаченным лишь в том случае, когда определен субъект налога (налогоплательщик) и обязательные элемент налогообложения, а именно:
- Объект налогообложения;
- Налоговая база;
- Налоговая ставка;
- Налоговый период;
- Порядок исчисления налога;
- Порядок и сроки уплаты налога.
факультативный элемент налогообложения – налоговые льготы
Налоговые льготы – частичное или полное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.
16.04.13.