Методы определения грузовой площади
1) По удельным нагрузкам
, где
Zmax – максимальный размер запасов одновременно хранимый на складе;
qдоп – допустимая нагрузка.
2) Метод объемных измерителей (коэффициентов)
, где
nя – общее количество ячеек;
Y – удельный вес единицы хранения;
Кзап – коэффициент заполнения ячейки;
Vя – объем ячейки;
nст – количество стеллажей, рассчитывается по формуле
, где
nя.общ – количество необходимых ячеек;
nя.стел – количество ячеек в стеллаже.
Службы и участки склада
1) Участок разгрузки
2) Приемочная экспедиция, предназначена для приемки и кратковременного хранения груза в нерабочее время.
3) Участок приемки, осуществляет приемку товаров по качеству и количеству, передает их на долговременное хранение.
4) Участок хранения (размещение груза на хранение и отборка груза для отправки)
5) Участок комплектования, формирует грузовые единицы, содержащие подобранные в соответствии с заказом покупателя ассортимент товара.
6) Отправочная экспедиция (кратковременное хранение подготовленных к отправке грузов, организация их доставки клиенту)
7) Участок погрузки (осуществляется погрузка на транспортное средство)
Принципиальная схема склада предприятия оптовой торговли приведена на рисунке 1.
Рис. 1. Принципиальная схема склада
Склады – здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.
Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока – от первичного источника сырья до конечного потребителя. Поэтому в практике имеет место большое количество видов складов. Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:
- временное размещение и хранение материальных запасов;
- преобразование материальных потоков;
- обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
Материальный поток – грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (разгрузка, погрузка, транспортировка, укладка в тару и распаковка, укладка на хранение и т.п.) и отнесенные к определенному интервалу.
На складах предприятий оптовой торговли материальный поток называют, как правило, грузовым потоком.
Входящий материальный поток – материальный поток, поступающий на склад из внешней среды.
Внутренний материальный поток – материальный поток, образуемый в результате осуществления логистических операций внутри склада. Внутренний поток складывается из потоков на разных участках склада и, как правило, многократно превышает входящий поток.
Выходящий материальный поток – материальный поток, поступающий со склада во внешнюю среду. При сохранении запаса на складе за определенный период на одном уровне выходящий поток равен входящему.
Грузооборот склада – общепринятое название входящего на склад или выходящего со склада материального потока за соответствующий период.
Рассмотрим технологический процесс на складе.
Прибывший железнодорожным транспортом товар выгружается из транспортного средства на участке разгрузки (на рисунке 1 – железнодорожная рампа).
Различают грузы, прибывшие в рабочее и нерабочее время. Если разгрузка происходит в нерабочее время, т.е. тогда, когда основной склад закрыт, груз поступает в приемочную экспедицию – помещение, отдельное от основного склада.
Разгруженный в рабочее время груз направляется в основное помещение склада. При этом некоторые товары, например, сахар, в стандартных мешках, сразу перемещаются на участок хранения. Другие товары направляются на участок приемки, для распаковки и проверки.
В дальнейшем весь поступивший на склад груз так или иначе сосредотачивается в зоне хранения основного помещения склада.
Отпускаемый со склада товар может проходить или не проходить операцию комплектования. Через участок комплектования склада проходит только товар, который упаковывается и отпускается вместе с другими товарами в общей транспортной таре.
Товар со склада предприятия оптовой торговли может доставляться заказчику силами данного предприятия. Тогда в помещении, отдельном от основного склада, необходимо организовать отправочную экспедицию, которая будет накапливать подготовленный к отгрузке товар и обеспечивать его доставку покупателям. Завершает технологический процесс на складе операция погрузки, которая в нашем случае (рисунок 1) выполняется в автомобильной рампе.
Принципиальная схема материальных потоков на складе предприятия оптовой торговли приведена на рисунке 2.
Перечислим основные логистические операции, выполняемые с грузом на отдельных участках рассматриваемого склада.
Участок разгрузки ( в нашем случае – железнодорожная рампа):
- механизированная разгрузка транспортных средств;
- ручная разгрузка транспортных средств.
Рис.2. Принципиальная схема материального потока
на складе предприятия оптовой продукции
Приемочная экспедиция (размещается в отдельном помещении склада):
- приемка прибывшего в нерабочее время груза по количеству мест и его краткосрочное хранение до передачи на новый склад. Грузы в приемочную экспедицию поступают с участка разгрузки.
Участок приемки (размещается в основном помещении склада):
- приемка товаров по количеству и качеству. Грузы на участок приемки могут поступать с участка разгрузки и на приемочной экспедиции.
Участок хранения (главная часть основного помещения склада):
- укладка груза на хранение;
- отборка груза из мест хранения.
Участок комплектования (размещается в основном помещении склада):
- формирование грузовых единиц, содержащих ассортимент товаров, подобранный в соответствии с заказами покупателей.
Отправочная экспедиция:
- кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю.
Участок погрузки (в нашем случае – автомобильная рампа):
- погрузка транспортных средств (ручная и механизированная).
Сбытовая логистика
Логистика распределения обеспечивает эффективное распределение производимой продукции. Охватывает всю цепь системы распределения, которая включает в себя: маркетинг, транспортировку, складирование, послепродажное обслуживание и т.д.