Соглашения о сотрудничестве в области туризма между странами СНГ


Правительства государств-участников настоящего Соглашения, именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь Манильской декларацией о мировом туризме (1980 года) и Гаагской декларацией о туризме (1989 года), другими международными договорами и актами, выражая стремление к созданию благоприятных условий для развития международных туристских связей как фактора сохранения и углубления дружественных отношений, исходя из неотъемлемых прав граждан на удовлетворение духовных потребностей, приобщение к культурно-историческим ценностям, руководствуясь стремлением к развитию и укреплению
экономических отношений, основанных на принципах взаимной выгоды, подтверждая желание государств расширять и совершенствовать отношения в области международного туризма, основанные на принципах равноправия, желая развивать эти отношения путем широкого сотрудничества между правительственными органами по туризму, национальными,
региональными и другими туристскими организациями, считая, что сотрудничество в области туризма призвано способствовать укреплению взаимопонимания между народами, гражданского согласия, утверждению общечеловеческих ценностей, согласились о нижеследующем:


Статья 1

Стороны будут всемерно содействовать развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма по линии правительственных организаций, национальных и региональных туристских ассоциаций, обществ, фирм и предприятий, активно поддерживать их инициативы, направленные на эффективное освоение туристских ресурсов.


Статья 2

Стороны будут способствовать формированию общего туристского пространства, сближению нормативно-правовых документов по туризму, внедрению единой международной системы классификации средств размещения и туристских услуг, единой информационной сети.
Стороны будут создавать условия для активного использования в целях туризма природного и культурного наследия народов своих государств.


Статья 3

Стороны примут согласованные меры по восстановлению традиционных и открытию новых туристских маршрутов, расширению разнообразия видов группового и индивидуального туризма, в том числе самодеятельного, детского и других видов социального туризма.


Статья 4

Стороны, в соответствии с законодательством своих государств, будут стремиться к упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, связанных с туристским обменом между ними,
обеспечению социальной защищенности и личной безопасности туристов в стране пребывания.


Статья 5

Стороны будут осуществлять регулярные контакты государственных органов по управлению туризмом для разработки и реализации общей стратегии развития туризма и его приоритетных направлений в интересах туристских организаций и предприятий своих государств.


Статья 6

Стороны будут разрабатывать и реализовывать обеспечивающие комплексное развитие индустрии туризма межгосударственные программы и отдельные проекты по освоению представляющих взаимный интерес туристских регионов.

Статья 7

Стороны будут оказывать содействие друг другу в: подготовке профессиональных кадров для сферы туризма; обмене опытом работы между сотрудниками государственных органов
по туризму, туристских и транспортных предприятий и организаций, гостиниц, ресторанов, других производителей туристских услуг, независимо от форм собственности проведении совместных научных исследований, семинаров и симпозиумов по различным проблемам туризма, систематическом обмене научными и учебными материалами.


Статья 8

Стороны будут обеспечивать обмен статистической и другой информацией в области туризма, в том числе: о законодательных и иных нормативных актах, регулирующих туристский обмен и деятельность в индустрии туризма в своих государствах, связанных с защитой и сохранением природного и культурного наследия;

о состоянии туристского рынка;
справочно-информационными, методическими и рекламными
материалами.

Статья 9

Стороны будут оказывать взаимную помощь в вопросах международного сотрудничества и членства во Всемирной туристской организации и других международных организациях по туризму.

Статья 10

Взаиморасчеты между туристскими организациями будут производиться на основе двусторонних и многосторонних соглашений.

Статья 11

Стороны будут регулярно информировать друг друга по вопросам, связанным с выполнением настоящего Соглашения и вносить в него дополнения и изменения по согласованию с каждой из подписавших Сторон. В случае возникновения вопросов при толковании и выполнении
настоящего Соглашения решения будут приниматься на основе переговоров между соответствующими органами каждой из Сторон. Стороны могут, при необходимости, создавать комиссии и рабочие группы из равного числа представителей Сторон для практической
координации вопросов сотрудничества.

Статья 12

Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания.

Статья 13

Настоящее Соглашение открыто для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы. Для присоединяющегося государства Соглашение вступает в силу со
дня сдачи документа о присоединении Правительству Республики Беларусь, являющемуся депозитарием настоящего Соглашения. Каждая из Сторон может денонсировать настоящее Соглашение. Денонсация вступает в силу через 6 месяцев после подачи письменного
уведомления депозитария о денонсации. Совершено в Ашгабате 23 декабря 1993 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве
Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам,
подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Международные конвенции по туризму, регулирующие вопросы гостиничного сервиса, перевозки пассажиров воздушным, автомобильным и морским транспортом.

Исторически сложилось так, что упрощением организации тур­поездок и упорядочением туристских формальностей занимают­ся на двусторонней основе соседние, сопредельные государства. На начальном этапе развития международных туристских обме­нов, когда объемы не превышали десятки тысяч туристов, этого было вполне достаточно. Затем туристские потоки стали резко возрастать. В 1838 г. была открыта первая регулярная пароход­ная линия между Нью-Йорком и Лондоном. В 1878 г. Всемирную выставку в Париже посетили 75 тыс. жителей Англии и более 10 тыс. американцев. К концу XIX века туризм из привилегии "высшего общества" стал превращаться в широко распространен­ное явление, в котором участвовали сотни тысяч жителей разных стран.

По мере роста объемов туризма и расширения его географии, а также развития средств транспорта и включения в маршруты нескольких стран одновременно, к делу упрощения туристских поездок подключились международные организации. Исходя из резко возрастающих потоков туристов, был созван целый ряд международных конференций и совещаний по туризму:

- 1921 г. В Барселоне Лига Наций приняла Конвенцию и Ста­тус о свободе транзита по железным дорогам.
- 1925 г. В Гааге был созван Международный конгресс ассо­циаций транспортного обслуживания.
- 1925 г. В Гааге состоялся первый конгресс Международно­го Союза официальных организаций по пропаганде туризма.
- 1929 г. В Лондоне принята Международная конвенция об охране человеческой жизни на море (дополнения и уточнения в нее вносились на протяжении многих лет).
- 1929 г. В Варшаве принята Конвенция об унификации неко­торых правил, касающихся воздушных международных перево­зок. О важности Варшавской конвенции говорит тот факт, что ссылки на ее название до сих пор приводятся на бланке каждого авиационного билета.
- 1934 г. В Гааге проведено совещание и принято решение по возрождению Международного союза организаций по пропаган­де туризма.
- 1944 г. Состоялась Чикагская конференция Международной организации гражданской авиации (ИКАО), на которой были внесены предложения по унификации вида и содержания загра­ничных паспортов, чтобы облегчить процедуру регистрации пас­сажирам международных авиарейсов.
- 1946 г. В Лондоне проведена конференция национальных туристских организаций, на которой были рассмотрены вопросы возрождения туризма после второй мировой войны. Одновремен­но вопросы развития туризма были включены в повестку дня ра­боты подразделений ООН. Необходимо отметить, что с 1946 по 1975 г., т.е. до начала дея­тельности ВТО всю работу по развитию туризма в системе ООН выполнял Экономический и Социальный Совет ООН;
- 1954 г. В Нью-Йорке проведена конференция ООН, приняв­шая Конвенцию о таможенных льготах для туристов (наша стра­на присоединилась к Конвенции в 1959 г.);
- 1963 г. Была организована конференция ООН в Риме по международному туризму и путешествиям, в ходе работы кото­рой были конкретно обсуждены проблемы "упрощения установ­ленных правительством формальностей в отношении международ­ного туризма".
- 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1967 г. годом международного туризма.
- 1967 г. В Брюсселе принята Конвенция об унификации не­которых правил по перевозке морем пассажиров и багажа.
- 1968 г. В Берне проведен Международный семинар ООН по вопросам развития туризма.
- 1969 г. В Софии состоялась Международная конференция ООН, на которой была принята резолюция об образовании меж­правительственной организации по туризму, ставшая впослед­ствии ВТО.
- 1973 г. В Киото состоялась Конференция по упрощению и согласованию таможенных процедур.
- 27 сентября 1980 г. в Маниле открылась Всемирная конфе­ренция по туризму (с тех пор этот день отмечается как Всемир­ный день туризма).
- 1982 г. Состоялось Всемирное совещание по туризму в Ака­пулько.
- 1989 г. Состоялась Межпарламентская конференция по ту­ризму в Гааге.
- 1999 г. Принят Глобальный этический кодекс туризма.

Несколько подробнее следует остановиться на международ­ных туристских конференциях последних лет, на которых рассмат­ривались вопросы упрощения туристских формальностей.

ГААГСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ТУРИЗМУ

Межпарламентская конференция по туризму, проходившая в Гааге 10-14 апреля 1989 г., приняла Гаагскую декларацию, в кото­рой определено место туризма в социально-экономической жиз­ни всех стран и народов. В ней, в частности, сказано, что "упро­щение туристских формальностей и облегчение поездок и путе­шествий - это скоординированная политика и действия государств по развитию и поощрению как индивидуальных, так и коллек­тивных туристских поездок. Упрощение туробмена и связанных с ним регламентирующих формальностей - это подготовка соот­ветствующих договоров и соглашений, решение проблем защиты туристов, туристского страхования, улучшения взаимодействия между туристами, средствами размещения и административными государственными службами стран".

Межпарламентская конференция по туризму обратила особое внимание на наличие взаимосвязи между туризмом и окружаю­щей средой и одновременно призвала определить уровень про­пускной способности мест, посещаемых туристами, и обеспечить его соблюдение даже в том случае, если это будет означать огра­ничение доступа к подобным местам в определенные периоды времени или сезон.

Также был сделан вывод о том, что одновременно с быстрым ростом объемов путешествий и туризма в последние годы уточ­няется и расширяется понятие "упрощение туристских формаль­ностей".

В Гаагской декларации, в частности, записано: "Принято раз­личать две основные группы препятствий на пути развития ту­ризма: те, которые затрагивают туристов, и те, которые затраги­вают туристский бизнес. Процесс ликвидации препятствий на пути развития туризма называется упрощением туристских формаль­ностей, которое переросло свои узкие первоначальные рамки по­граничных формальностей и таможенных процедур. Речь должна идти прежде всего о позитивном стимулировании и поощрении туризма, в частности, путем принятия мер, позволяющих каждо­му человеку участвовать во внутреннем и международном туриз­ме, особенно благодаря более совершенному распределению ра­бочего и свободного времени, установлении системы распределе­ния в течение года периодов отпусков, а также уделяя особое внимание туризму молодежи, пожилых людей и инвалидов. В пос­ледние годы на упрощение туристских формальностей серьезное воздействие оказывают распространение наркотиков и рост пре­ступности и терроризма. Хотя государства вынуждены занимать­ся обостряющейся проблемой иммиграционных потоков, необхо­димо признать, что ограничивающее иммиграционное законода­тельство или дискриминационные меры противоречат упрощению международного туризма".

ЭСТЕРСУНДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА И УМЕНЬШЕНИЮ РИСКОВ ПРИ ПУТЕШЕСТВИЯХ

9-11 июня 1995 г. в шведском городе Эстерсунде под эгидой ВТО проведена 1-я Международная конференция по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях. В конференции приняли участие представители национальных туристских адми­нистраций России, США, Великобритании, Франции, ФРГ, Кана­ды, Израиля, Испании, Австрии и еще 20 государств, а также тури­стских ассоциаций, исследовательских и учебных заведений сферы туризма и крупных турфирм. Помимо того, официально участво­вали представители Интерпола, Европейского туристского иссле­довательского центра, туристской и авиационной полиции Арген-

тины, службы безопасности туризма Канады, министерств внутрен­них дел ряда стран. На конференции четко прослеживалась мысль том, что в данной сфере основа успеха заключается именно в по­стоянном взаимодействии туристского сектора, гостиниц и турфирм с соответствующими службами и структурами государства.

Основной целью конференции было рассмотрение вопросов бе­зопасности туризма и уменьшения рисков при путешествиях, выра­ботка взаимоприемлемых и согласованных вариантов решения про­блем данной сферы. Также были обсуждены вопросы своевременно­го и постоянного обмена информацией между странами, национальными туристскими администрациями и другими учреж­дениями сферы туризма, взаимопомощи и координации, ответствен­ности правительств и государств в устранении проблем на пути раз­вития международного туризма, показана роль средств массовой информации в развитии туризма и повышении его безопасности.

В ходе конференции было отмечено, что безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествиях касается широкого спект­ра вопросов, включая: проблемы несчастных случаев, болезней, эпидемий, в том числе распространение ВИЧ-инфекции; терроризм, военные осложнения и перевороты; пиратство; криминогенные си­туации и преступность; распространение наркотиков; радиоактив­ное и иное заражение местности; проституцию; вандализм и любые формы насилия; комплексное рассмотрение всевозможных рисков, относящихся к прибывшим туристам, местным жителям, турфир­мам и индустрии туризма в целом. Одновременно подчеркнуто, что главная роль в обеспечении безопасности туризма и уменьшении рисков при путешествиях отводится прежде всего государственным органам и национальным туристским администрациям, которые в свою очередь должны обеспечить соответствующий уровень взаи­модействия и координацию работы со всеми участниками, подпи­савшими Эстерсундскую декларацию по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях.

КАДИССКИЙ МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЙ ФОРУМ ПО ТУРИЗМУ

Под эгидой ВТО в марте 1995 г. в Кадисе (Испания) состоялся международный форум, в котором участвовало 300 парламента­риев из 52 стран мира. Цель проведения форума - привлечь вни­мание парламентов, правительств и местных органов власти к

основным проблемам туризма. Говоря об ожидаемом туристском буме и увеличении вдвое туристского потока на предстоящие двад­цать лет, форум подчеркнул, что функционирование туристских центров и регионов будет зависеть от конкретных усилий, кото­рые будут предприняты государствами, парламентами, местны­ми властями и частным сектором для развития потенциала при­емка туристов. Форум отметил важную роль государственных структур, принимающих решения и создающих частным турфир­мам благоприятные условия и обстановку, способствующие их развитию. Государственные власти призваны также обеспечивать свободу и безопасность туристских поездок и пребываний, уста­навливая такие пограничные, таможенные, медицинские, полицей­ские и иные регламентирующие формальности, которые не меша­ют развитию международного туризма.

Форум констатировал: "Государство должно отвечать за сле­дующие сферы, имеющие большое значение для туризма, упоря­дочения туристских формальностей и повышения безопасности путешествий:

- развитие туристской инфраструктуры, особенно транспор­та и коммуникаций;
- создание условий для обучения руководящих кадров и ра­ботников туристских предприятий;
- обеспечение соблюдения экологических норм на туристских объектах;
- защиту прав местных и иностранных туристов-потребителей;
- обеспечение льготного налогового и административного режима для туристских фирм;
- внедрение экономических и статистических механизмов, которые позволят вести корректное наблюдение и объективный контроль за состоянием и развитием сферы туризма;
- продвижение туризма на международных рынках, выделе­ние из бюджета необходимых средств на рекламно-информаци­онную работу в целях создания образа своей страны, как благо­приятной для туризма".

Многие из этих задач, как было сказано, весьма эффективно выполняются национальными туристскими администрациями большинства стран в соответствии с принятым туристским зако­нодательством. Однако роль и ресурсы, которые отводятся этим государственным ведомствам, недостаточны. В этой связи Кадис-ский форум призвал парламенты и правительства государств при-

дать национальным туристским администрациям полномочия и права, соизмеримые с их обязанностями и с экономическим значе­нием туристского сектора, повысить внимание к многогранному характеру туризма во всех его аспектах экономическом, социаль­ном и культурном.

Многосекторный характер туризма и его уязвимость перед лицом внешних факторов (безопасность туристов, ущерб окружа­ющей среде, резкие колебания валютных курсов) требуют прове­дения согласованной, обязательно межведомственной, государ­ственной политики. Это вызывает необходимость разработки ме­ханизмов координации деятельности министерств и ведомств, связанных с Национальной туристской администрацией".

Форум отдельно указал на тот факт, что повышенное внима­ние к развитию туризма, помимо правительств, должны уделять и национальные парламенты. С удовлетворением отмечена рас­тущая тенденция к созданию специализированных групп и комис­сий по туризму в ряде национальных парламентов и в Европейс­ком парламенте. Было высказано пожелание, чтобы парламенты, региональные и местные органы власти в большей степени брали бы на себя задачу обсуждения общей стратегии развития туризма и контроль за ее исполнением, а также разрабатывали законопро­екты, благоприятствующие такому развитию.

МАДРИДСКИЙ СЕМИНАР ВТО ПО ВОПРОСАМ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА

В январе 2000 г. в Мадриде во время международной туристс­кой выставки ВТО провела семинар по проблемам подготовки кадров в сфере туризма. Открывая семинар, Генеральный секре­тарь ВТО указал, что "туризм в XXI веке потребует большей эф­фективности работы и заведомо большего профессионализма, а этого можно достичь только существенным повышением качества образования в туризме. Необходимо качественное улучшение под­готовки и образования каждого туристского работника, начиная с посыльного в гостинице и продавца авиабилетов и кончая выс­шими должностными лицами в Национальной туристской адми­нистрации страны".

Семинар развил итоги проведенной ВТО в 1996 г. в Мадриде международной конференции на тему "Кадровый капитал в туристской индустрии XXI века" и подтвердил сделанные ранее выводы и рекомендации:

- всем заинтересованным организациям следует уделять при­оритетное внимание развитию кадровых ресурсов;
- необходимо признать, что образование и подготовка кад­ров являются фундаментом развития туристских профессий;
- нужно вести работу по обоснованию новых парадигм обра­зования и подготовки кадров в сфере туризма, наиболее гибко отвечающих постоянно меняющимся требованиям его рыночной среды;
- разрабатывать единые стандарты, правила сертификации и аккредитации для укрепления существующих учебных программ и создания новых систем образования и подготовки кадров;
- интегрировать новые технологии и информационные сис­темы в сферу образования и подготовки туристских кадров, а так­же формирование общей готовности населения к туризму и путе­шествиям;
- осознать важность повышения качества подготовки и про­фессионализма как существенных характеристик образования и обслуживания в туризме.

ВТО после проведения анализа и изучения обстановки в раз­личных регионах мира сделала вывод, что в сфере подготовки кадров для индустрии туризма имеются, помимо массы недора­боток, значительные резервы для ее совершенствования. Даже в странах с развитой экономикой, где туризм является давно осво­енной сферой приложения капитала и предпринимательства, су­ществуют определенные трудности в плане подготовки квалифи­цированного персонала. Прежде всего это связано с недостаточ­ной проработкой международных правовых основ организации международного сотрудничества, отсутствием единых взглядов в области определения основополагающих терминов и понятий, проблемами, возникающими при сборе статистических данных, и разными подходами к системам подготовки кадров. Также было отмечено: "Несмотря на то, что вузы стараются дать сегодня все больше профессиональной направленности в подготовке специа­листов, это обучение носит все еще академический, а не приклад­ной характер, оно скорее приспособлено к общественным орга­низациям и освоению территории, чем к реальному предприни­мательству в сфере туризма".

Наши рекомендации