Соглашения о сотрудничестве в борьбе с нарушениями налогового законодательства

В последнее время нарушения налогового законодательства все чаще оказываются связанными с внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов. В этой связи особую актуальность приобретает сотрудничество органов налоговой полиции, других правоохранительных и контролирующих органов различных государств.

В настоящее время Российская Федерация имеет договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с более чем двадцатью государствами. Кроме того, 22 января 1993 г. с участием России и стран СНГ заключена Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Однако эти международные акты предусматривают взаимодействие правоохранительных органов, прежде всего, в деле борьбы с общеуголовной преступностью и не учитывают специфики деятельности органов налоговой полиции. В этой связи представляется целесообразным остановиться на рассмотрении лишь тех международных соглашений, которые непосредственно направлены на достижение сотрудничества в деле выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений.

Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства позволяют добиться взаимодействия между органами налоговой полиции и налоговыми органами различных стран в деле предотвращения уклонения от уплаты налогов.

Основываясь на взаимной заинтересованности государств в эффективном решении задач, связанных с предупреждением, выявлением и пресечением налоговых преступлений и правонарушений, ФСНП России инициировала заключение ряда таких соглашений. Впервые межправительственное соглашение о сотрудничестве в области борьбы с нарушениями налогового законодательства было заключено 25 апреля 1995 г. с Узбекистаном, в настоящее время аналогичные соглашения подписаны (проекты соглашений подготовлены) с Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Грузией, Казахстаном, Киргизией, Республикой Молдова, Республикой Таджикистан, Украиной, Румынией и Швецией.

Запрашиваемый орган обязан исполнить просьбу незамедлительно и по возможности в пределах сроков, указанных в ней. Компетентные органы оказывают друг другу содействие в соответствии с законодательством своего государства и в пределах своей компетенции. При оказании содействия документы, предоставляемые сторонами друг другу, принимаются без легализации или иных формальностей.

Страховые взносы на ОСС.

I. Общие положения правил.

1. Настоящие правила определяют порядок уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – страховые взносы) в Фонд социального страхования Российской Федерации следующими лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – страхователи), в том числе порядок прекращения с ними правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

а) адвокаты;

б) индивидуальные предприниматели;

в) члены крестьянских (фермерских) хозяйств;

г) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой);

д) члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера.

2. Лица, указанные в пункте 1 настоящих Правил, представляют в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – страховщик) по месту жительства заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для регистрации в качестве страхователя. Регистрация страхователей в территориальных органах страховщика осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Факт регистрации подтверждается выдачей лицу уведомления о регистрации его в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в порядке и по форме, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

3. Страхователи уплачивают страховые взносы страховщику исходя из стоимости страхового года, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 4.5 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

4. Уплата страховых взносов страхователями в размере, указанном в пункте 3 настоящих Правил, производится единовременно либо по частям не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

5. Страхователи перечисляют страховые взносы на счета территориальных органов страховщика путем безналичных расчетов либо путем внесения наличных денежных средств в кредитную организацию или почтовым переводом.

6. Страхователи приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов в соответствии с настоящими Правилами за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

7. В случае если страхователь не уплатил страховые взносы за очередной календарный год в размере, установленном пунктом 3 настоящих Правил, до 31 декабря текущего года, правоотношения с ним по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися с 1 января следующего года. Соответствующее решение территориального органа страховщика направляется страхователю в срок не позднее 20 января следующего года. Форма решения о прекращении со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

8. В предусмотренном пунктом 7 настоящих Правил случае прекращения со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сумма страховых взносов, полученных страховщиком в календарном году, предшествующем году прекращения указанных правоотношений, подлежит возврату путем ее перечисления со счета территориального органа страховщика на счет страхователя в кредитной организации или почтовым переводом в течение месяца со дня, следующего за днем направления страхователю решения, указанного в абзаце втором пункта 7 настоящих Правил.

9. В случае снятия страхователя с регистрационного учета в территориальном органе страховщика сумма страховых взносов, полученная страховщиком в календарном году, в котором страхователь снимается с учета, подлежит возврату в течение месяца со дня, следующего за днем снятия его с такого учета, в порядке, установленном пунктом 8 настоящих Правил.

II. Учет и отчетность по страховым взносам.

10. Страхователи ведут учет уплаченных страховых взносов.

11. Страхователи представляют в территориальный орган страховщика отчеты (расчеты) по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме, в сроки и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

12. Страховщик в отношении страхователей ведет учет поступающих сумм страховых взносов, расходов по выплате пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и осуществляет контроль за начислением, уплатой страховых взносов и обоснованностью расходов по выплате указанных пособий.

Наши рекомендации