Понятие, особенности и классификация налоговых правоотношений

Налоговыеправоотношения- этоохраняемыегосударством общественныеотношения,возникающие всференалогообложения, которыепредставляютсобойсоциальнозначимуюсвязьсубъектов посредствомправиобязанностей,предусмотренныхнормами налоговогоправа.

Субъект налоговых правоотношений – плательщики налогов, основной признак которого – наличие самостоятельного источника дохода. Объект налогообложения – доход, прибыль, недвижимость, автотранспорт.

Особенности: - этообщественное отношение, то есть отношение между юриди­ческими или физическими лицами, имеющее общественную значимость. Личные взаимоотношения, например, конкретно­го налогоплательщика - индивидуального предпринимателя и руководителя какого-либо налогового органа не имеют обще­ственной значимости и не нуждаются в специальном правовом регулировании нормами налогового права;
- правовое отношениепоповодуденежныхсредств, возникающее (развивающееся и прекращающееся) исключительно в сфере налогообложения;
- социальнозначимое отношение - регулируется нормами налого­вого права. Налоговые правоотношения по существу являются нормативными правовыми отношениями; они неразрывно свя­заны с нормами налогового права - возникаюти прекращаются на основе, в соответствии и в рамках норм налогового права;
- представляет собойюридическуюсвязь субъектов таких право­вых отношений посредством субъективных прав и юридиче­ских обязанностей. При этом субъективное право принадлежит управомоченному лицу (например, налоговому органу), кото­рое обладает определенными правомочиями. Носитель юриди­ческой обязанности является в правоотношении обязанным ли­цом и выступает в качестве налогоплательщика, который обязан совершить в пользу государства определенные юридически значимые действия либо воздержаться от каких-либо действий;
- основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений предусмотренывналоговомзаконодательстве.

Классификация:

1. отношения, связанные с установлением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне

2. отношения, связанные с введением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне

3. отношения по взиманию налогов и сборов, которые проявляются в процессе исполнения налоговых и квазиналоговых отношений, т.е. при исчислении и уплате конкретных видов налоговых платежей налогоплательщиками и плательщиками сборов, а также при исполнении обязанностей иными обязанными лицами — налоговыми агентами, банками и т.д.

4. отношения, возникающие по осуществлению налогового контроля со стороны соответствующих государственных органов

5. отношения, возникающие в процессе привлечения соответствующих к ответственности за совершение налоговых правонарушений

К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость;2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;3) налог на прибыль (доход) организаций;4) налог на доходы от капитала;5) подоходный налог с физических лиц;6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;7) государственная пошлина;8) таможенная пошлина и таможенные сборы;9) налог на пользование недрами;10) налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;13) лесной налог;14) водный налог;15) экологический налог;16) федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся: 1) налог на имущество организаций;2) налог на недвижимость;3) дорожный налог;4) транспортный налог;5) налог на игорный бизнес;6) региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относятся: 1) земельный налог;2) налог на имущество физических лиц;3) налог на рекламу;4) налог на наследование или дарение;5) местные лицензионные сборы.

58. Бюджетные правоотношения: понятие и их общая характеристика

Бюджетныеправоотношения в РФ - отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:
- формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
- составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

Группы: 1) отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

2) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, а также отношения, возникающие в связи с государственным и муниципальным долгом;

3) отношения, связанные с определением правового статуса участников бюджетного процесса и их ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Субъекты:

1) Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования, которые участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы в интересах соответственно РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в целом;

2) представительные и исполнительные органы государственной власти РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

3) государственные и муниципальные организации (предприятия, учреждения) – получатели бюджетных средств.

Особенностью бюджетных правоотношений является то, что они ограничены во времени сроком действия бюджета: бюджетные правоотношения возникают 1 января соответствующего финансового года и прекращаются 31 декабря соответствующего финансового года.

Наши рекомендации