Упрощенная система налогообложения

Плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения (далее- УС) признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на применение такой системы в установленном порядке.

Применять упрощенную систему вправе организации и ИП при одновременном соблюдении критериев:

1) численностью работников в среднем не более 100 человек, в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение;

2) размер валовой выручки не более 3 090 150 000 белорусских рублей, в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение.

Численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно определяется путем суммирования средней численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный период включительно, и деления полученной суммы на число истекших месяцев;

средняя численность работников за каждый месяц определяется как списочная численность работников в среднем за месяц (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет);

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты:

- налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на территорию Республики Беларусь;

- государственной пошлины;

- патентных пошлин;

- консульского сбора;

- оффшорного сбора;

- гербового сбора;

- сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

- налога на прибыль в отношении: дивидендов и приравненных к ним доходов, прибыли, полученной от реализации (погашения) ценных бумаг;

- обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

- налога на добавленную стоимость,(за исключением организаций с численностью работников в среднем не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 1 177 200 000 белорусских рублей);

- налога на недвижимость со стоимости принадлежащих индивидуальным предпринимателям зданий и сооружений (их частей), не используемых в предпринимательской деятельности;

- земельного налога, арендной платы за землю, налога на недвижимость для некоммерческих организаций;

Не вправе применять упрощенную систему организации и индивидуальные предприниматели:

1. производящие подакцизные товары;

2. реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;

3. занимающиеся игорным бизнесом;

4. осуществляющие: лотерейную деятельность; туристическую деятельность; профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон или Парка высоких технологий; риэлтерскую деятельность; страховую деятельность банковскую деятельность (банки);

5. организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

6. индивидуальные предприниматели в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Применение упрощенной системы прекращается в случае если:

- численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно, превысила 100 человек;

- валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года превысила 4 120 200 000 белорусских рублей;

- принято решение об отказе от применения упрощенной системы;

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на общий порядок налогообложения в текущем календарном году, не вправе в следующем календарном году перейти на упрощенную систему.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на применение упрощенной системы с начала календарного года.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему, должны с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором они претендуют на применение упрощенной системы, представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление о переходе на упрощенную систему, содержащее информацию о размере валовой выручки за первые девять месяцев текущего года, численности работников организации в среднем за этот период, а также о выбранной налоговой базе (налоговых базах).

Налоговый орган не вправе отказать организациям и индивидуальным предпринимателям в переходе на упрощенную систему и использовании выбранной налоговой базы (налоговых баз) при соблюдении ими условий.

Объектом налогообложения налога при упрощенной системе признается осуществление предпринимательской деятельности.

Налоговая база налога при упрощенной системе определяется исходя из валовой выручки, определяемой как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется:

- организациями – исходя из поступлений за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права в денежной и (или) натуральной формах;

- индивидуальными предпринимателями – в порядке, определения доходов от реализации при исчислении и уплате подоходного налога с физических лиц.

В валовую выручку не включаются:

- выручка от продажи иностранной валюты;

- суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые из выручки от реализации товаров (работ, услуг);

- выручка индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

- выручка от реализации ценных бумаг, прибыль от которых облагается налогом на прибыль.

К внереализационным доходам относятся доходы, включаемые в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц.

Ставки налога при упрощенной системе:

1. Ставки налога при упрощенной системе устанавливаются в следующих размерах:

семь (7) процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;

пять (5) процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость;

три (3) процента – для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации товаров и услуг за пределы Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;

пятнадцать (15) процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход.

2. Для организаций и индивидуальных предпринимателей с местом нахождения (жительства) в сельских населенных пунктах и населенных пунктах при осуществлении деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в этих населенных пунктах, а также на территориях, входящих в пространственные пределы сельсоветов ставки налога при упрощенной системе устанавливаются в следующих размерах:

пять (5) процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;

три (3) процента – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость.

Организации и индивидуальные предприниматели вправе применять различные ставки налога при упрощенной системе, установленные настоящей статьей, на основании данных раздельного учета.

При применении различных ставок налога при упрощенной системе суммы внереализационных доходов включаются в налоговую базу пропорционально выручке от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, облагаемой этим налогом по соответствующим ставкам за отчетный период без нарастающего итога.

Налоговым периодом налога при упрощенной системе признается календарный год.

Отчетным периодом по налогу при упрощенной системе признается:

календарный месяц – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему с уплатой налога на добавленную стоимость ежемесячно;

календарный квартал – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему без уплаты налога на добавленную стоимость либо с уплатой налога на добавленную стоимость ежеквартально.

Сумма налога при упрощенной системе исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога.

Декларация предоставляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, Уплата не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налог на игорный бизнес

Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации.

Доходы, полученные плательщиками от игорного бизнеса, не признаются объектами налогообложения:

- налогом на добавленную стоимость, за исключением этого налога, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;

- налогом на прибыль.

Объектами налогообложения налогом на игорный бизнес признаются:

- игровые столы;

- игровые автоматы;

- кассы тотализаторов;

- кассы букмекерских контор.

Общее количество объектов налогообложения налогом на игорный бизнес каждого вида подлежит обязательной регистрации по письменному заявлению плательщика в налоговых органах по месту постановки на учет до их установки (использования) с обязательной выдачей свидетельства о регистрации общего количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес

В свидетельстве указывается количество объектов налогообложения налогом на игорный бизнес каждого вида, принимаемое для определения сумм налога на игорный бизнес, и их местонахождение. Форма свидетельства утверждается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Заверенная налоговым органом копия свидетельства должна храниться по месту нахождения объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.

Запрещается нахождение в игорном заведении объектов налогообложения, не принадлежащих плательщику на праве собственности (хозяйственного ведения) и (или) не зарегистрированных в налоговых органах,

Для регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в налоговый орган представляются следующие документы:

- письменное заявление плательщика с указанием адресов использования объектов налогообложения налогом на игорный бизнес;

- перечень игровых автоматов (для регистрации игровых автоматов);

- копии документов, подтверждающих право собственности (хозяйственного ведения) плательщика на объекты налогообложения;

- копия сертификата соответствия Национальной системы игрового оборудования;

- копия договора на техническое обслуживание игровых автоматов;

- копия договора поручения, агентского договора или других аналогичных договоров, предусматривающих прием ставок в букмекерских играх и выплату выигрышей;

- копия документа, подтверждающего открытие электронного кошелька, на который принимаются ставки в букмекерской игре.

При представлении в налоговый орган копий документов плательщик обязан предъявить их оригиналы или нотариально засвидетельствованные копии.

Налоговые органы в течение пяти рабочих дней с даты подачи плательщиком заявления выдают свидетельство либо письменно информируют плательщика об отказе в регистрации с указанием причин отказа.

Объекты налогообложения налогом на игорный бизнес считаются зарегистрированными с даты выдачи свидетельства.

Налоговая база налога на игорный бизнес определяется как максимальное количество объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, зарегистрированных в налоговых органах в течение отчетного месяца.

Ставки налога на игорный бизнес устанавливаются в УТВЕРЖДЕННЫХ НК размерах на единицу объекта налогообложения налогом на игорный бизнес:

ПРИМЕР

1. 3500 евро на игровой стол в г. Минске в казино, имеющем до 10 игровых столов;

2. 3000 евро на игровой стол в областном центре, за исключением г. Минска, в казино, имеющем до 10 игровых столов; и т.д.

Наши рекомендации