Правовой статус избирательных комиссий в муниципальных выборах
Избирательная комиссия организует подготовку и проведение выборов в органы мсу. Она является муниципальным органом и не входит в структуру органов мсу. Уставом муниципального образования ей м.б придан статус юр.лица. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет. Формирование избирательной комиссии МО осуществляется представительным органом МО. Избирательная комиссия МО:1.осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав. 2.обеспечивает на территории МО реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы мсу; 3.осуществляет на территории МО меры по обеспечению при проведении выборов в органы мсу, соблюдения единого порядка установления итогов голосования опубликования итогов ; меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления7. осуществляет иные полномочия в соответствии с ФЗ, конституцией (уставом), законами субъекта РФ, уставом муниципального образования.
Избирательные комиссии являются коллегиальным органом, на которые возлагаются организационное руководство подготовкой и проведением выборов, защита избирательных прав граждан. Комиссии: областная, территориальная, окружная, участковая. Областная, территориальная и окружная являются юридическими лицами, имеют печати, бланки, счет в банке. Создание комиссия является обязательными. Деятельность гласная и открытая. Комиссия действует в пределах своей компетенции независимо от ОГВ и ОМСУ. Решение комиссий публикуются в печати и передаются в иные СМИ в установленные законом сроки.
Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта РФ, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы мсу, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов мсу. Уставом муниципального образования, НПА органа мсу избирательной комиссии муниципального образования м.б придан статус юр.лица. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования:1.осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. 2.обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы мсу, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции; 3.осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы мсу, местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации;4.осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов; 5.осуществляет меры по обеспечению при проведении выборов соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;6. осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета субъекта РФ средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы мсу, местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;7. осуществляет иные полномочия в соответствии с ФЗ, конституцией (уставом), законами субъекта РФ, уставом муниципального образования.
Имеет ли право представительный орган муниципального образования наделить статусом юридического лица избирательную комиссию муниципального образования, приняв только нормативный правовой акт?
Ответ
Согласно пункту 3 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ) статус юридического лица избирательной комиссии муниципального образования может быть придан уставом муниципального образования, нормативно-правовым актом представительного органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 34 и частью 1 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) к нормативным правовым актам органов местного самоуправления относятся нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления, имеющие нормативный характер. Нормативные правовые акты, принятые на местном референдуме, хотя и соответствуют по уровню уставу муниципального образования, не могут устанавливать статус юридического лица муниципальных избирательных комиссий.
Федеральный закон №131-ФЗ не определяет порядок наделения правами юридического лица всех муниципальных органов. Однако, применяя по аналогии нормы части 2 статьи 41 указанного Федерального закона, можно утверждать, что основаниями для государственной регистрации избирательных комиссий муниципальных образований в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании избирательной комиссии муниципального образования с правами юридического лица. В случае отсутствия устава муниципального образования основанием для государственной регистрации избирательной комиссии муниципального образования в качестве юридического лица является решение представительного органа муниципального образования об учреждении избирательной комиссии муниципального образования с правами юридического лица.