Задачи, решаемые транспортной логистикой
Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.
Транспортная логистика решает следующие задачи:
создание транспортных систем;
совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
выбор способа транспортировки и транспортного средства;
определение рациональных маршрутов доставки.
По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения – сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.
Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50% суммы общих затрат на логистику.
Виды транспорта. Факторы, влияющие на выбор вида транспорта.
Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.
Существуют следующие виды транспорта:
§ железнодорожный;
§ морской;
§ внутренний водный (речной);
§ автомобильный;
§ воздушный;
§ трубопроводный.
Сравнительные логистические характеристики основных видов транспорта представлены в табл. 2.5.1.
Таблица 2.5.1
Сравнительная характеристика основных видов транспорта | ||
Вид транспорта | Достоинства | Недостатки |
Железно- дорожный | · Высокая провозная и пропускная способности. · Высокая регулярность перевозок. · Относительно низкие тарифы. · Значительные скидки для транзитных отправок. · Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния | · Ограниченное число перевозчиков. · Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. · Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок. · Низкая доступность к конечным точкам продаж. · Недостаточно высокая сохранность грузов |
Автомо-бильный | § Высокая доступность. § Возможность доставки груза «от двери до двери». § Высокая маневренность. § Высокая скорость доставки. § Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. § Возможность отправки груза малыми партиями | § Низкая производительность. § Зависимость от погодных и дорожных условий. § Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. § Недостаточная экологическая чистота |
Воздушный | · Наивысшая скорость доставки грузов. · Высокая сохранность груза. · Наиболее короткие маршруты перевозок | · Высокая себестоимость перевозок. · Высокая капиталоемкость. · Зависимость от погодных условий. · Недостаточная географическая доступность |
Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:
время доставки,
частота отправлений груза,
надежность соблюдения графика доставки,
способность перевозить разные грузы,
способность доставить груз в любую точку территории,
стоимость перевозки.
Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.