Были ли нарушены нормы международных договоров траулером «Звезда» или представителями властей Норвегии?
Что такое «преследование по горячим следам»? Имело ли оно место в данном случае?
Были ли нарушены нормы международных договоров траулером «Звезда» или представителями властей Норвегии?
7. Пролив, берега которого принадлежат государству Гоча., был перекрыт этим государством для движения морских судов со следующей аргументацией:
- данный пролив является вспомогательным, не основным;
- традиционно проходом через этот пролив пользуется небольшое количество морских кораблей;
- неподалеку есть другой более удобный для судоходства пролив.
Заинтересованные государства в ответ приводили иные доводы о том, что
- данный пролив соединяет две части открытого моря;
- служит для международного судоходства. Оцените доводы сторон.
Разрешите спор.
8.Иностранное судно, прокладывающее кабель на морском дне, зашло в зону безопасности, установленную вокруг нефтепромысловой установки России в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Компетентные органы России указали капитану судна на нарушение норм международного морского права.
Капитан с указанием не согласился, заявив, что прибрежное государство имеет право на создание установок и сооружений в исключительной экономической зоне. Установление же зон безопасности
вокруг них - инициатива России, превышающая дозволенное нормами международного морского права.
Какие нормы международного права необходимо использовать для решения данного вопроса? Что на самом деле ими предусмотрено? Кто прав в этой ситуации?
9. В южной части Тихого океана, вблизи побережья Австралии и Новой Зеландии, запасы южного голубого тунца оказались под угрозой полного истощения из-за активного промысла многих государств, среди которых наиболее активный промысел вели Австралия, Новая Зеландия и Япония. В 1993 г. эти государства заключили Конвенцию об охране запасов южного голубого тунца в данном регионе, в соответствии с которой каждое из трех государств должны были придерживаться установленных квот вылова. В конце 1990-х гг. Австралия и Новая Зеландия обвинили Японию в том, что эта страна значительно превышает квоту, осуществляя выловы во исполнение своей экспериментальной программы рыбохозяйственных исследований и нарушает ст.ст. 64 и 116-119 Конвенции 1982 г.
Австралия и Новая Зеландия направили извещения Японии о возбуждении арбитражного разбирательства о нарушении Японией обязательств по сохранению запасов южного голубого тунца и просьбу о предписании временных охранительных мер. В числе этих мер, по их мнению, должно было быть предписание Японии о немедленном прекращении односторонней экспериментальной добычи голубого тунца и другие.
Япония, в свою очередь обратилась к Трибуналу с просьбой отвергнуть заявление Австралии и Новой Зеландии о предписании временных мер, и в то же время просила предписать временные меры в адрес этих двух государств следующего содержания:
- Австралия и Новая Зеландия должны в духе доброй воли возобновить переговоры с Японией в течение шести месяцев с целью достижения консенсуса по существующим между ними разногласиям, включая заключение протокола о продолжении экспериментального рыболовства;
- если в течение шести месяцев не достигнут консенсус, остающиеся разногласия должны быть, в соответствии с договоренностью сторон и последующими Условиями Обращения к Рабочей группе по экспериментальному рыболовству, переданы жюри независимых экспертов. Кроме того, Япония считала, что Трибунал некомпетентен рассматривать данный спор, так как данный спор имеет научный характер.
- Какими положениями Статута регулируется вопрос о временных охранительных мерах?
- В каком порядке (в соответствии с каким Приложением) в данном случае должно было рассматриваться дело по существу?
- Будет ли компетентен Трибунал решать данный спор?
Топливно-заливной танкер «Протон», плавающий под флагом республики Сент-Винсент и Гренадины, снабжал топливом рыболовные и другие суда у западного побережья Африки. «Протон» в октябре 1996 г. оказался в водах исключительной экономической зоны Республики Гвинея, где снабдил топливом три рыболовных судна (два итальянских и одно греческое). На следующий день танкер «Протон» был задержан двумя патрульными катерами таможни Гвинеи уже в водах исключительной экономической зоны Сьерра-Леоне.
Какого-либо залога или финансовой компенсации за освобождение корабля Гвинея не требовала, а Республика Сент-Винсент и Гренадины не предлагала.
Республика Сент-Винсент и Гренадины в ноябре 1997 г. возбудила дело в Международном трибунале по морскому праву, требуя немедленного освобождения корабля и экипажа.
Каков порядок задержания судна за нарушение законодательства прибрежного государства о рыболовстве в его экономической зоне, а также последующих действий по освобождению судна и экипажа?
Раскройте понятие «преследование по горячим следам». Имело ли оно место в данном случае?
Что такое Международный трибунал по морскому праву? Какова его компетенция?
Компетентен ли он в данном случае? Были ли в данном случае нарушены нормы международного права?
10. Военный корабль государства М. подверг осмотру в открытом море судно, плавающее под флагом государства И., на том основании, что у него были подозрения о перевозке судном большой партии наркотических средств. Наркотики действительно были обнаружены. Капитан судна тем не менее заявил, что осмотр считает нарушением норм международного права.
Было ли нарушение международного права? В чем Оно выразилось?
11.В 1988 г. эсминец «Кэрон» и крейсер «Йорктаун» ВМС США зашли в советское территориальное море в Черном море в районе южного берега Крыма. На подаваемые заблаговременно советским пограничным кораблем предупреждающие сигналы о приближении к государственной границе СССР американские корабли не реагировали и углубились в территориальное море СССР на значительное расстояние.
В протесте МИД СССР «ответственность за совершенную провокацию», приведшую к столкновению двух военных кораблей, возлагал на США.
В ответ на это представителями госдепартамента США и Пентагона было заявлено, что американские корабли осуществляли право мирного прохода, которое соответствует международному праву.
Что включает в себя право мирного прохода через территориальное море?
Предполагает ли оно предварительное уведомление или разрешение прибрежных властей?
Обязаны ли иностранные корабли соблюдать требования прибрежного государства осуществлять мирный проход по морским коридорам?
12. Литва отозвала своего посла из Латвии в качестве дипломатического демарша в связи с заключением правительством последней соглашения о разведке морских нефтяных месторождений с двумя иностранными фирмами — американской «Амоко» и шведской «Свенск олджедистрибьюшн АБ». По условиям соглашения должны быть проведены исследования части прибрежных к Латвии районов Балтики. Однако, по мнению Литвы, территория, на которой будет вестись разведка, является спорной, так что реализация подписанного соглашения может нанести ущерб суверенитету и экономическим интересам этого государства.
Какие категории водных пространств Мирового океана могут рассматриваться в правовом отношении как прибрежные?
Какие части морских пространств подпадают под суверенитет прибрежного государства?
Какие части морских пространств подпадают только под юрисдикцию прибрежного государства?
В чем состоят различия в объеме правомочий прибрежного государства, осуществляемых в морских пространствах различных юридических категорий?
Какие правовые методы разграничения морских пространств между сопредельными государствами применяются в международной практике?
Имеются ли различия между геоморфологическим и юридическим понятиями континентального шельфа и в чем они состоят?
Можно ли рассматривать позицию Литвы по отношению к правоотношениям Латвии с иностранными геологоразведочными фирмами как обоснованную и почему?