Маржинальный подход к принятию решений с учетом лимитирующего фактора

Многие управленческие решения принимаются с использованием маржинальнрго подхода к оценке складывающейся ситуации. При этом должно учитываться действие лимитирующего фактора. Такая ситуация имеет место, например, при определении структуры продукции в условиях ограниченной производственной мощности. выраженной в человеко-часах или машино-часа работы оборудования. Используя маржинальный подход к выбору наиболее выгодной для предприятия продукции оно может обеспечить максимизацию получанмой им прибыли в реально сложившейся в производстве обстановке. Для иллюстрации данной методики принятия решений рассмотрим конкретный пример.

Машиностроительный завод производит велосипеды двух видов – дорожные и спортивные. Плановый фонд времени работы оборудования на линиях по производству этой продукции равен – 5000 часов. Показатели, характеризущие продукцию, выпускаемую предприятием, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сведения о производимой продукции

Показатели Дорожный велосипед Спортивный велосипед
Цена за единицу, руб
Переменные расходы на единицу, руб
Маржинальный доход на еденицу (стр1 - стр2), руб
Уровень маржинального дохода (стр.3 : стр.1)*100,%

Изучение таблицы 1 показывает, что предприятию выгоднее производить спортивные велосипеды, поскольку уровень их маржинального дохода на 5% выше аналогичного показателя по другому виду продукции. Однако этот вывод может оказаться преждевременным. Для правильного решения рассматриваемого вопроса необходимо выяснить производительность линий, выпускающих конкретные изделия, и рассчитать маржинальный доход на 1 час их работы. Эти сведения содержатся в таблице 2.

Таблица 2.

Оценка целесообразности производства отдельных видов продукции

Показатели Дорожный велосипед Спортивный велосипед
Производительность линии, единиц за 1м/час.
Маржинальный доход на единицу, руб
Маржинальный доход на 1м/час. руб
Маржинальный доход на 5000 часов, руб.

Как следует из приведенной таблицы, предприятию в условиях действия лимитируещего фактора ( мощность предприятия – 5000 часов) выгоднее производить дорожные велосипеды, которые принесут ему дохода на 1000000 рублей больше, нежели при его ориентации на спортивные велосипеды.

При наличии у предприятия свободных мощностей его руководители могут принять решение о производстве дополнительного заказа. Такого рода решения возможны даже в тех случаях, когда предлагаемая заказчиками цена на изделия будет ниже нормальной рыночной или даже их себестоимости. Эту ситуацию проиллюстрируем на конкретном примере.

Производственная программа предприятия на текущий год составляет – 9450 велосипедов. Его годовая мощность – 10000 велосипедов. Постоянные расходы – 2500000 рублей. Поступило предложение от туристической фирмы «Пилигрим» изготовить для нее 400 дорожных велосипедов по цене 1500 рублей за единицу. Сведения, относящиеся к

Данные, характеризующие изделие – «Дорожный велосипед»

Наши рекомендации