Конституция Российской Федерации как источник права социального обеспечения.
Как уже упоминалось ранее, Конституция РФ выступает главным источником в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению.
К числу наиболее значимых конституционных положений, имеющих отношение как к праву социального обеспечения, так и иным отраслям, связанным с правами человека (трудовое право, жилищное право, гражданское право и т.д.), относятся ст. 2 и 7 Конституции РФ.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Указанной норме соответствуют положения ст. 7 Конституции РФ, в которой не только закреплен социальный характер российского государства, но и охраняются и гарантируются такие права, как право на труд и здоровье, пенсионное обеспечение и обеспечение пособиями, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.
Все эти нормы, безусловно, выступают базовыми для правового регулирования и реализации иных прав и свобод, закрепленных в гл. 2 Конституции РФ ("Права и свободы человека и гражданина").
Глава 2 Конституции РФ включает нормы права, которые позволяют гражданам (как гражданам Российской Федерации, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства, на законных основаниях пребывающих на территории РФ) в полной мере реализовать их права на те или иные виды социального обеспечения.
Например, ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Неразрывно с данной нормой связано содержание ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, провозглашающей принцип государственной защиты материнства и детства, а также семьи; ст. 37 Конституции РФ, провозглашающей право каждого на реализацию своих трудовых возможностей и способностей, в том числе гарантии социального обеспечения каждого при безработице.
Более того, в ст. 41 Конституции РФ содержится норма о нраве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая предоставляется в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Конечно, само по себе закрепление в тексте закона определенных возможностей еще не предполагает гарантии их реализации. В связи с этим Конституция РФ устанавливает правовые механизмы для реализации каждого права на отдельные виды социального обеспечения.
Во-первых, речь идет о досудебной и судебной формах защиты прав граждан. Данные положения закреплены в ст. 45-46 Конституции РФ, где указано, что каждый человек вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. При этом каждому гарантируется судебная защита нрав и свобод.
Во-вторых, в ч. 3 ст. 46 Конституции РФ установлена возможность для каждого обращаться в межгосударственные органы но защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты и в соответствии с международными договорами.
В-третьих, гарантии реализации права на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и на бесплатной основе.
В-четвертых, положения ст. 53 Конституции РФ, устанавливающие ответственность государства за вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц.
В-пятых, в Конституции РФ также закреплено общее правило о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, указанные гарантии в полной мере позволяют каждому реализовать его право на социальное обеспечение, в том числе путем применения различных механизмов защиты, включая внесудебный и судебный.
Наконец, Конституция РФ играет важную роль при решении вопросов о разграничении предметов ведения и полномочий. Это обстоятельство является актуальным, так как за последние шесть лет принято достаточно большое количество нормативных актов по вопросам определения компетенции в области социального обеспечения (например, Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""), основой принятия которых выступают конституционные положения. Речь идет о ст. 71, 72, 76, 132 Конституции РФ.
Особое место среди данных норм занимает п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Таким образом, Конституция РФ, выступая в качестве источника права социального обеспечения, выполняет ряд функций:
1) закрепляет основные права и свободы человека и гражданина в области социального обеспечения и социальной защиты (ст. 2, 7, 37-39, 41 и иные Конституции РФ);
2) устанавливает гарантии для реализации гражданами их прав на отдельные виды социального обеспечения (ст. 45, 46, 48, 53, 55 Конституции РФ);
3) определяет основы разграничения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 71, 72, 76, 132 Конституции РФ).