Ценообразование: цена как экономическая категория, классификация цен, методы ценообразования, ценовая политика

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Глава 21 «Налог на добавленную стоимость». 2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть I и II . Понятие цены и ее функцииЦенообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование – формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения. Разновидностью цен признаны тарифы, расценки, ставки и т.п., тем самым можно утверждать, что ценообразование распространяется на: *банковские операции (процентные ставки за пользование кредитом и т.д.); *трудовые отношения (разные ставки за выполнение работы и т.д.).

Цена - сложная экономическая категория. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Цена – экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. От уровня цены зависят: *величина прибыли коммерческой организации; *конкурентоспособность организации и ее продукции; *финансовая устойчивость предприятия.

Цена выполняет ряд важнейших функций: *измерительную;*регулирующую;*соизмерительную;*учетную;*стимулирующую;*перераспределительную.

Цена выполняет соизмерительную функцию, с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров. Цена выполняет учетную функцию. С помощью цен разнообразный и многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности.

Стимулирующее воздействие цены заключается в том, что уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.

Другими словами, распределительная или, более правильно, перераспределительная функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, социальными группами, и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения.

Перераспределительное ценообразование называют грабительским ценообразованием. Перераспределительная функция сходна со стимулирующей, так как обе предполагают дифференциацию чистого дохода в цене. Но есть здесь различия. Если стимулирующая функция цен поощряет дополнительные усилия предприятия на повышение качества, увеличение его объемов производства и т.д., призвана учесть в цене товара интересы производителя и потребителя, то перераспределительная функция связана либо с государственным воздействием на уровень и структуру цен, либо с действиями монополий или олигополий, когда те с помощью цен регулируют свои доходы и перспективу.Виды и структура ценЦены могут быть классифицированы:

а) по степени регулируемости (свободные, регулируемые, фиксированные); б) по характеру обслуживаемого оборота: •оптовые цены на продукцию промышленности; •цены на строительную продукцию; •закупочные цены; •тарифы грузового и пассажирского транспорта; •розничные цены; •тарифы на платные услуги, оказываемые населению; •цены, обслуживающие внешнеторговой оборот.

Любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет собой структуру цены. Состав и структура цен приведеныСебестоимость продукции, Прибыль предприятия,Акциз

(по подакцизным товаром), НДС, Снабженческо - сбытовая надбавка, Торговая надбавка, Оптовая цена предприятия без НДС, Отпускная цена без НДС, Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника), Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия торговли), Розничная цена,

Ценовая политика Ценообразование – это средство достижения целей фирмы. Основные цели ценовой политики следующие: Дальнейшее существование фирмы. У предприятия могут быть избыточные мощности, наблюдается интенсивная конкуренция на рынке, изменились спрос и предпочтения потребителей. В таких случаях, чтобы продолжить производство, ликвидировать запасы, часто снижают цены. При этом прибыль теряет свое значение. •Краткосрочная максимизация прибыли. Многие фирмы хотят установить на свой товар такую цену, которая обеспечила бы максимум прибыли. Для реализации этой цели необходимо определить предварительный спрос и предварительные издержки по каждой цене (ценовой альтернативе). Затем из этих альтернатив выбирается та, которая принесет в краткосрочной перспективе максимальную прибыль..•Краткосрочная максимизация оборота. Цену, стимулирующую максимизацию оборота, выбирают тогда, когда товар производится корпоративно и трудно определить структуру и уровень издержек производства. Поэтому считается достаточным определить лишь спрос. Чтобы реализовать поставленную цель (максимизация оборота), устанавливают для посредников процент комиссионных от объема сбыта. Краткосрочная максимизация оборота может и в долгосрочной перспективе обеспечить максимальную прибыль и долю участия в рынке.•Максимальное увеличение сбыта. Фирмы, которые преследуют эту цель, считают, что увеличение сбыта приведет к снижению издержек единицы продукции и на этой основе – к увеличению прибыли. Специалисты считают, что такая политика может дать положительный результат только при наличии ряда условий:–если чувственность рынка к ценам очень велика (снижены цены - увеличен спрос);–если можно снижать издержки производства и реализации в результате расширения объемов производства;–если снижение цен отпугивает конкурентов, и они не последуют такому примеру.•«Снятие сливок» с рынка посредством установления высоких цен. Это имеет место, когда фирма устанавливает на свои товары - новинки максимально высокую цену, значительно выше цены производства, это так называемое «премиальное ценообразование». •Лидерство в качестве. Формирование ценовой политики и ее реализация всегда связаны с общей политикой предприятия, конечной целью которой является прибыльная реализация продукции как можно большему числу покупателей. Методы ценообразования При выборе метода ценообразования (затратный, рыночный, эконометрический) нужно учитывать как внутренние ограничения (издержки и прибыль), так и внешние (покупательная способность, цены товаров-конкурентов и т.п.). Суть затратного метода состоит в суммировании совокупных издержек - переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки и прибыль, которую фирма рассчитывает получить. Главное преимущество данного метода – его простота и удобство, однако он имеет большой недостаток: при установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе и т.д. Рыночные методы ценообразования: •метод текущей цены; •метод «запечатанного конверта», или тендерного ценообразования. Метод текущей цены, или цены, обычно получаемой за товар на рынке, представляет собой результат совместного оптимального решения предприятий данной отрасли промышленности. Использование метода текущей цены особенно привлекательно для тех фирм, которые хотят следовать за лидером. Этот метод используется в первую очередь на рынках однородных товаров, поскольку фирма, продающая однородные товары на рынке с высокой степенью конкуренции, имеет ограниченные возможности влияния на цены. В этих условиях главной задачей фирмы является контроль за издержками. В условиях олигополии фирмы также стараются продавать свои товары по единой цене. «Метод запечатанного конверта» используется в тех отраслях, когда несколько компаний ведут серьезную конкуренцию за получение определенного контракта. При определении тендера исходят прежде всего из цен, которые могут назначить конкуренты, и цена определяется на более низком по сравнению с ними уровне. Однако, если товар обладает какими-то качествами, отличающими его от товаров-конкурентов, или воспринимается покупателями как другой товар, цену на него можно назначать гибко, не обращая внимания на цены конкурентов.

52. Планирование деятельности на предприятии: производственная программа и производственная мощность, бизнес-план предприятия.

Производственная программа предприятия - это задание по производству и реализации продукции на планируемый период (год с поквартальной разбивкой). Для разработки произв.программы определяется потребность в конкретн. видах продукции (маркетинговые исследования рынка) и обосновывается возможность их изготовления. К показателям производств.программы относятся: 1)номенклатура- это совокупность всех ассортиментных групп и товарных единиц, предлагаемых покупателям продавцом. 2) Ассортимент – это перечень видов товарной продукции по артикулам, размерам, технич.характеристикам, сортности, и т.д. К количественным показателям относят:1. Товарную продукцию. Объем товарной прод.включает стоимость готовых изделий и полуфабрикатов, изготовление котор.полностью завершено, принято контрольными службами и сдано на склад готов.продукции; и работы промышленного характера, принятых заказчиком. 2. Объем реализации – определяется как стоимость отгруженных в отчетном периоде и подлежащих оплате: 1. Готовых изделий и полуфабрикатов, 2.Работ промышленного характера, предназначенных для реализации на сторону. Qp=Tп+(Он-Ок), Тп- объем товарной продукции, Он и Ок - остатки товарной продукции на складе на начало и конец отчетного периода., 3) Объем валовой продукции Включает в себя: стоимость всего объема работ, выполненных в данном периоде. Ов=Тп+(Нк-Нн), где Нн и Нк - остатки незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента своего производства на конец и начало планового периода. 4) Чистая продукция – характеризует вновь созданную на предприятии стоимость ЧП=Qp-МЗ-А, МЗ-материальные затраты, А-амортизация ил ЧП=з/пл с начислениями +Прибыль. Производственная мощность –это максим.возможный выпуск продукции при полном использовании оборудования и площадей с учетом применения передовой технологии, роста производительности труда и качества продукции. Факторы. Определяющие величину пр.мощности: состав оборудования и его кол-во по видам, производительность оборудования, фонд времени работы оборуд., сложность конструкции (трудоемкость изделия) М =(Fд*n*Кв.н.)/tн, где Fд-максимально возможный фонд времени работы оборудования(Fд=Др*S*tс*(1-Кобс/100) Дп-кол-во рабоч дней в году, S-кол-во смен, tс-продолжительность одной смены, Кобс - % времени, необходимого для проведения наладочных и ремонтных работ., n-кол-во оборудования, Кв.н.-коэф.выполнения норм, tн-нормативная трудоемкость изготовлен.единицы продукции.

Виды мощности: Входная мощность(на начало года), Выходящая м.(на конец года) Мвых=Мн+Мвв-Мвыб.. Средегодовая мощность М ср.г = Мн+Мвв*n1/12-Мвыб.*n2/12

Уровень использования произв. Мощности определяется: Ки.м.=П/Пср.г., где П-объем производства, Ким-коэф.использ.мощности.

Согласно практике составление реальных бизнес-планов и их постоянное обновление помогает обеспечить финансовую устойчивость фирмы и успех ее деятельности.

Бизнес-план представляет собой формализованное обоснование намеченных фирмой целей, оценки предполагаемых финансовых результатов; это план действий предприятия на перспективу без исключения возникновения проблем и способов их решения.

Основной целью бизнес-плана можно назвать планирование внедрения и последующего совершенствования нового устойчивого, прибыльного проекта. Это, согласно практике, и способствует повышению эффективности деятельности фирмы, ее стабилизации и достижению намеченных целей как по развитию фирмы, так и при открытии нового дела, перепрофилировании, выходе на новые рынки, когда особенно возрастает необходимость инвестирования. Правильно разработанный бизнес-план позволяет решить следующие задачи: определить способ достижения намеченных целей, рассчитать возможные риски и продумать методы их предотвращения, установить сильные и слабые стороны проекта, доказать его экономическую эффективность и другие.

Бизнес-планы можно классифицировать по типу – основные области, в которых бизнес-план реализуется (технический, организационный, экономический, социальный, смешанный); по классу – структура и состав (монопроект, мультипроект, мегапроект); по масштабу – размер бизнес-плана и его воздействие на окружение (межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия); по длительности – длительность реализации бизнес-плана (краткосрочные – до 3 лет, среднесрочные – от 3 до 5 лет, долгосрочные - свыше 5 лет); по сложности (простые, сложные, очень сложные); по виду – в зависимости от характера планирования (инновационный, организационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный).

Бизнес-план можно назвать руководящим документом, необходимым для постановки задач и описания способов их выполнения для обеспечения наиболее эффективной деятельности фирмы. Это и проектная, и исследовательская работа в определенном направлении функционирования фирмы в конкретных экономических условиях, основывающаяся на определенном проекте деятельности фирмы (производство конкретного вида продукции, оказание услуг и т.д.); полном анализе финансово-хозяйственной деятельности фирмы, выявлении преимуществ и недостатков по отношению к фирмам-аналогам; использовании организационного, финансового и технико-экономического опыта по реализации определенных задач и решении проблем.

Таким образом, бизнес-план – один из документов, определяющих внутрифирменную стратегию развития, который определяет финансово-экономический аспект стратегии и обосновывает экономическую и техни-ческую целесообразность намеченных мероприятий. Бизнес-план является универсальным аналитическим документом, призван убедить инвесторов или кредиторов вложить деньги в рассматриваемый проект.

Бизнес-план состоит из следующих разделов. 1 . Резюме.Коротко характеризуется опыт компании, идея проекта, потенциал рынка, сильные стороны команды управленцев, даются проектировки прибыли и убытков. 2. Компания.Приводится стандартная информационная справка о компании (адрес, руководители); характеристика отрасли. 3 . Продукты и услуги Дается физическое описание продукции, привлекательность товара, его разработка и последующее развитие. 4. План маркетинга Планирование маркетинга включает (в рамках настоящей методики ) 3 основные фазы определение ценовой позиции, разработку стратегии маркетинга, построение прогноза продаж и затрат на маркетинг. 5 . Производственный план.Содержит 3 фазы: выбор целевого производственного потенциала, разработку производственной стратегии и построение прогноза.Целевой производственный потенциал - это такие параметры мощно-сти предприятия и его технологического уровня, которые обеспечивают намеченный уровень присутствия компании на рынке.Производственная стратегия охватывает конкретные меры по вопло-щению целевого производственного потенциала в объектах инфраструктуры, машинах и оборудовании, технологии, а также раскрывает его использование в производственных потоках, организации субподрядов и коопераций, контроля качества. 6 . Управленческо – кадровый план. В этом разделе необходимо рас-смотреть эволюцию исходной организационной схемы управления в целевую.( Кадровый план-смета по персоналу, Кадровый план-схема по управленческому составу, Эволюция организационной схемы, Прочие административно-управленческие расходы 7. Финансовый план Финансовый план состоит из 4 разделов: 1)Инвестиционная программа. 2)Текущие расходы. 3)Оценка эффективности. Схема финансирования. 4)Прогноз прибылей и убытков.

Наши рекомендации