Цена, ее виды. Классификация цен. Ценовая политика организации

Важное место среди различных рычагов экономического механизмахозяйственной политики предприятия принадлежит ценам иценообразованию, в которых отражаются все стороны его экономическойдеятельности. Цена оказывает непосредственное воздействие напроизводство, распределение, обмен и потребление.

В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звеномежду производителем и потребителем, как механизм обеспеченияравновесия между спросом и предложением.

Цена – денежное выражение стоимости товара (услуги).

Функции цены: учетная, стимулирующая и распределительная. Вучетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты трудана производство и реализацию продукции, оцениваются затраты ирезультаты производства. Стимулирующая функция используется дляразвития ресурсосбережения, повышения эффективности производства,улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т. д.

Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза наотдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость идругих форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджетгосударства, региона и т. д.

Цены могут быть классифицированы по разным экономическимпризнакам:

1. Классификация цен по степени регулируемости

В условиях рыночных отношений одним из важныхклассификационных признаков цен является степень их свободы отрегулирующего воздействия государства. В условиях рыночной экономикипреимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые.

Свободная цена складывается на рынке под влиянием спроса ипредложения независимо от какого-либо государственного влияния.

Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса ипредложения, но могут испытывать определенное воздействие государства.

Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их ростаили снижения. Государство в лице органов власти и управления можетустанавливать на отдельные виды товаров и продукциификсированные цены.

Наиболее соответствующими природе рыночных отношений являютсясвободные цены, однако полностью перейти только к ним невозможно.

Государство в случае необходимости может вмешиваться в процессыценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условийпереходить к регулируемым или даже фиксированным ценам.

2. Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота

Исходя из обслуживаемой сферы товарного обращения ценыподразделяются на следующие виды:

- оптовые цены;

- цены на строительную продукцию;

- закупочные цены;

- тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- розничные цены;

- тарифы на платные услуги, оказываемые населению;

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Оптовые цены – цены, по которым реализуется и закупается продукцияпредприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности впорядке оптового оборота. Этот вид цен подразделяется на оптовые ценыпредприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.

Оптовые цены предприятия – цены изготовителей продукции, покоторым они продают произведенную продукцию потребителям, возмещаясвои издержки производства и реализации и получая такую прибыль, котораяпозволит им продолжать и развивать свою деятельность.

Оптовые (отпускные) цены промышленности – цены, по которымпредприятия и организации-потребители оплачивают продукциюпредприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям. В ихсостав включается оптовая цена предприятия, издержки снабженческо-сбытовой или оптовой организации, прибыль снабженческо-сбытовой илиоптовой организации, акциз и налог на добавленную стоимость. Издержки иприбыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации составляютвеличину оптово-сбытовой скидки (наценки).

Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуетсясельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами и населением,обычно являются договорными ценами, устанавливаемыми по соглашениюсторон.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта выражают плату заперемещение грузов и пассажиров, взимаемую транспортнымиорганизациями с отправителей грузов и населения.

Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничнойторговой сети населению, предприятиям и организациям. Они включаютоптовые (отпускные) цены промышленности, акциз, налог на добавленнуюстоимость и торговую надбавку, состоящую из издержек обращенияторговых организаций и их прибыли.

Наши рекомендации