Деловая игра. «Финансовые результаты коммерческой организации и методы их анализа»

«Финансовые результаты коммерческой организации и методы их анализа»

Деловую игру проводят на основании знаний, полученных на лек­ционных и практических занятиях по дисциплинам «экономическая теория», «экономика организаций», «бухгалтерский управленческий и финансовый учет», «маркетинг», «финансы» и другим, где рассмат­ривались вопросы ценовой политики, рынков сбыта, объемов продаж, прибыли и рентабельности.

Цель занятия:

· закрепить знания студента о формировании и использовании чистой прибыли; влиянии факторов на ее состав и структуру; методах проведения факторного анализа прибыли от продажи; причинах возникновения прочих расходов и доходов, взаимо­связи финансовых результатов и финансового состояния ор­ганизации;

· способствовать формированию практических навыков и уме­ний, направленных на обоснование управленческих решений по повышению уровня доходности и рентабельности фирмы;

· научить экономически грамотно излагать мысли, правильно делать выводы по результатам расчетов, отстаивать свои пози­ции и взгляды на определенные экономические процессы и явления;

· показать роль руководителя, бухгалтера, экономиста, финан­систа конкретной фирмы в проведении анализа и принятии

· управленческих решений по повышению финансово-эконо­мических результатов и конкурентоспособности организации.

Этапы игрового комплекса:

1. Организационный (5 мин). Преподаватель отмечает отсутству­ющих, проверяет подготовленность к занятиям, сообщает тему и цель занятия, излагает сценарий и критерии оценки знаний студентов.

Между студентами распределяют роли (выбор ролей специалистов двух-трех компаний — по желанию студентов). Преподаватель разда­ст задания, аналитические материалы и знакомит с методическими указаниями.

2. Практическая работа. Все участники игры делают расчеты в со­ответствии с заданиями самостоятельно. Задания предполагают реше­ние, используя статистические методы расчета количественного вли­яния факторов и маржинальный анализ, по годовой бухгалтерской отчетности форма № 1 «Бухгалтерский баланс» и приложений к нему, № 2 «Отчет о прибылях и убытках», № П1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П3 «Сведения о финансовом состоянии предприятия». В процессе игры определяют тенденцию изменения показателей, количественное влияние факторов на результаты, уста­навливают причины изменений, фиксируют выводы, разрабатывают приоритетные направления по наращиванию прибыли и повышению показателей рентабельности.

Преподаватель контролирует последовательность выполнения за­даний и время на решение практических ситуаций, методически их направляет и указывает на логическое мышление.

3. Заключительный. Расчеты и выводы предоставляют преподава­телю, обсуждают результаты решения практических ситуаций и про­ведение деловой игры. Преподаватель отмечает лучшие ответы, кор­ректирует их и указывает на недостатки в анализе и принятии управ­ленческих решений.

Регламент на выполнение заданий. Задания выполняются 20-25 мин. Результаты анализа докладывает исполнитель, избираемый группой. Обсуждение результатов по всем заданиям — 50 мни. Обобщение ре­зультатов деловой игры преподавателем — 5 мин.

Участники деловой игры:

арбитр (преподаватель);

эксперты (3 чел.);

Организация №1:

директор фирмы (1 чел.);

главный бухгалтер (2 чел.);

налоговый инспектор (1 чел.);

главный финансист (2 чел.);

финансовый менеджер по продажам (2 чел.);

экономический отдел (2 чел).

Наши рекомендации