Контроль и надзор в государственном и муниципальном управлении: понятие, принципы и виды
Контроль - повседневное наблюдение, мониторинг, оценка и корректирование важнейших параметров стабильности и развития общества, его отдельных групп, общественных процессов и отношений во имя обеспечения заданных публично значимых целей и задач, сохранения курса и стабильности развития общества.
Надзор - это деятельность прокуратуры как специально уполномоченного государственного органа по обеспечению правильного и единообразного применения права с целью укрепления законности, защиты прав и свобод человека, охраны интересов общества и государства, осуществляемая с помощью специальных мер прокурорского реагирования.
Принципы:
Объективность | Беспристрастность тех, кто выполняет функции контроля. |
Действенность | незамедлительная реализация результатов контроля, когда выводы преобразованы в корректирующие решения, которые подлежат безусловному исполнению и повторному контролю. |
Эффективность | реальная отдача результатов контроля, улучшение состояния организационной деятельности, предупреждение провалов и просчетов. |
Систематичность | присутствует на всех этапах управления и способствует успешному решению стоящих перед организациями задач. |
Гласность | непременное условие успешной работы организации является доведение результатов контроля до проверяемых объектов управления. |
Виды:
Пассивный - осуществляется дискретно, по окончании какого-либо процесса, иными словами, это проверка исполнения.
Активный - во время всего процесса исполнения принятого решения оказывается воздействие на объект управления, что позволяет своевременно выявлять и устранять отклонения от нормального функционирования системы управления, а также выявлять и использовать возникшие благоприятные обстоятельства.
По времени:
Предварительный (нацелен на процесс подготовки к последующей реализации принятых решений).
Промежуточный (текущий, пронизывает весь цикл реализации управленческих решений).
Итоговый (можно представить как объединенный вариант двух предыдущих видов контроля).
- Контроль – относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов.
- Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.
- Контролирующие органы осуществляют ещё и оценку целесообразности того или иного процесса, а надзорные только следование закону и конституции.
- Контроль осуществляется как государственными, так и негосударственными органами, надзор – только государственными.
- Контролирующие органы обладают административными и управленческими полномочиями, а надзорные – нет.
Аконодательный представительный орган субъекта РФ: правовые основы, порядок формирования, полномочия, организация деятельности.
Правовая основа:
1) Конституция РФ
2) Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" глава 2.
3) конституции (уставы) субъектов РФ
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (далее - установленное число депутатов) и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Установленное число депутатов должно составлять:
а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тысяч человек;
б) не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;
в) не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;
г) не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.
Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти:
1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;
б.2) заслушивает ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.