Доходы и расходы бюджетов, их классификация

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

Они подразделяются на налоговые и неналоговые.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

§ федеральные налоги и сборы.

§ таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

§ доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

§ доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

§ административные платежи и сборы;

§ штрафные санкции, возмещение ущерба;

§ доходы от внешнеэкономической деятельности

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ , в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

1. В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.

2. По социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;

3. В зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;

4. По признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

1. По роли в общественном производстве;

2. Общественному назначению;

3. Отраслям производства;

4. Целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:

§ Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

§ Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);

§ Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

§ Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

§ Расходы на социально-культурные нужды;

§ Военные расходы;

§ Расходы на управление.

Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

§ В производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;

§ В непроизводственной по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др. По учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.

Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым про­граммам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов.

Законом о бюджете на 2014 год предусмотрены доходы федерального бюджета в 2014 году составят 13,6 триллиона рублей, расходы - 13,96 триллиона, дефицит превысит 389,6 миллиард рублей.

Наши рекомендации