Японская модель корпоративного управления.

Японская модель, сформировавшаяся под влиянием первых двух и учитывающая национальный колорит, предусматривает взаимное проникновение капитала и ориентацию компаний прежде всего на общие корпоративные и государственные интересы. При этом менеджеры компаний полностью их контролируют, являясь практически единственными участниками однопалатного совета директоров.

Для японской модели характерна активная роль государства, которое на протяжении долгого времени участвовало в стратегическом планировании.

Японская система корпоративного управления является многосторонней и базируется вокруг ключевого банка и финансово-промышленной сети или кейрецу. Основной банк и кейрецу – это два разных, но дополняющих друг друга элемента японской модели. Практически все японские корпорации имеют тесные отношения со своим основным банком. Банк предоставляет своим корпоративным клиентам кредиты и услуги по выпуску облигаций, акций, ведению расчетных счетов и консалтинговые услуги. Основной банк, как правило, является главным держателем акций корпорации.

4. РОССИЯ. Наша правовая система соответствует системе европейского (кодифицированного) права.

В России преобладает характерная совмещением функций владения и управления «инсайдерская» модель корпоративного контроля связанная с высокими затратами на удержание собственности.

Одной из первых компаний, которая начала внедрять у себя международные стандарты КУ, была компания «ЮКОС». В настоящее время ряд российских компаний достигли международного уровня КУ; среди них называют «Вымпелком», «Вимм-Билль-Данн», ряд компаний в системе РАО ЕЭС, некоторые региональные телекоммуникационные компании и др. Рейтинг корпоративного управления публикуют Standard&Poors и консорциум Российского института директоров и рейтингового агентства «Эксперт РА», а также УК «Арсагера» в рамках вычисления ставки дисконтирования[3] для оценки инвестиционной привлекательности публичных российских компаний.

Развитие корпоративного управления в России сдерживается неблагоприятной для бизнеса государственной политикой. К примеру, повышать прозрачность невыгодно, так как информационная открытость делает компанию более уязвимой перед контролирующими органами и силовыми структурами. Имеется множество примеров, когда не только миноритарные, но и мажоритарные акционеры лишались собственности при участии коррумпированных судов, чиновников и милицейских подразделений.

С целью развития корпоративного управления российское бизнес-сообщество в 2003 создало Национальный совет по корпоративному управлению. Совет организует тематические конференции, публикует книги и другие аналитические материалы, и даже выпускает журнал «Корпоративное управление». Бизнес-сообщество и Федеральная комиссия по ценным бумагам (ныне - Федеральная служба по финансовым рынкам) разработали Кодекс корпоративного поведения. Его положения учитываются при разработке корпоративных кодексов многих компаний. Кроме того, уже создана нормативная база по деятельности независимых директоров. В частности, Ассоциация независимых директоров России разработала Кодекс независимого директора, положения которого близки к жёстким требованиям к независимому директору, применяемыми в США.

2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ: СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ.

Анализируя основные модели корпоративного управления, можно сделать вывод, что они по-разному подходят к проблеме трудовой мотивации. Наименее пригодной для построения систем соучастия является англо-американская модель, ориентированная на собственника. Управление трудовой мотивацией в рамках этой модели возможно путем наделения работников акциями и, следовательно, включением их в число собственников. Однако внутри круга собственников наблюдаются значительные противоречия.

Социальная сплоченность и взаимозависимость - важный аспект деловой жизни в Японии, уходящий корнями в японскую культуру и традиции.

Ключевым элементом японской модели корпоративного управления является система пожизненного найма персонала. Естественно, она не охватывает полностью весь рынок труда Японии. Доля тех, кто всю свою трудовую жизнь связывает с одной компанией, составляет примерно 50%.

Преимуществом американской системы являются мобильность инвестиций и быстрый переток средств из стагнирующих (т.е. застойных) отраслей в эффективные. Недостаток – нацеленность корпораций на доходность акций иногда в ущерб стратегическому развитию. В целом американская модель более эффективна в периоды инновационного развития экономики, но уязвима во время конъюнктурных кризисов.

Для немецкой модели характерно высокое участие компаний-партнеров в акционерном капитале, в ней существует система перекрестного владения акциями (одна компания является держателем акций другой компании). Акционерная структура отличается высокой степенью концентрации: как правило, несколько крупнейших акционеров контролируют более 50 % акций. Корпоративный контроль в основном осуществляют «инсайдеры». В идеале управление организуется на основе консенсуса и социального взаимодействия акционеров и других участников, включая трудовой коллектив. Крупные акционеры связаны с корпорацией общими деловыми интересами.

Акционеры в немецкой модели играют решающую роль в стратегическом планировании деятельности компании. В немецкой модели упор сделан на поддержании баланса интересов всех заинтересованных сторон и взаимной ответственности.

Таким образом, узы, связывающие акционеров и компанию, в Германии значительно прочнее, чем в США, а сами акционеры проявляют интерес к участию в управлении.

Управленческий совет в немецкой модели - это своего рода коллективный генеральный директор корпорации. Члены управленческого совета избираются наблюдательным советом и подотчетны ему. Таким образом, в немецкой модели корпоративного управления основной управленческий орган является коллективным. Для сравнения, в англо-американской модели совет директоров избирает генерального директора, который формирует самостоятельно всю управленческую команду верхнего уровня и имеет возможность изменять ее состав.

Экономическое преимущество немецкой модели очевидно: акционеры нацелены на реализацию долгосрочной стратегии, добиваются высокой устойчивости корпораций и стабильности деловых связей. К недостаткам немецкой модели относятся: излишний страх инвестора перед риском, невозможность в случае необходимости принять быстрое решение о ликвидации или продаже неэффективного направления бизнеса, о сокращении штатов.

К недостатки немецкой модели можно отнестипроблему защиты прав мелких акционеров. Центральным звеном немецкой модели является принцип социального взаимодействия, направленный на достижение баланса интересов акционеров, трудового коллектива, деловых партнеров. На практике этот баланс охватывает интересы крупных акционеров, интересы мелких акционеров при этом могут нарушаться.

Каждая модель содержит в себе механизмы контроля за корпорациями и общего управления корпоративными отношениями со стороны общества.

Еще одной характерной чертой, выделяющей Германию среди остальных стран, является недостаточное по сравнению с США и Великобританией развитие рынка корпоративных ценных бумаг. Это обусловлено, во-первых, действовавшими до последнего времени ограничениями на небанковское финансирование (сложная разрешительная процедура выпуска ценных бумаг и обременительные налоги на их передачу), и, во-вторых, большими лимитами для банков на выдачу ссуды одному заемщику.

Так, например, если в США банки не могут предоставлять одному заемщику ссуду, превышающую 15% их капитала, то в Германии данное ограничение составляет 50%. Поэтому в Германии не очень развит рынок корпоративного контроля (в американском понимании этого контроля).

В США стоимость капитала (норма прибыли на акции и долговые обязательства компании на фондовом рынке. С точки зрения компании стоимость капитала представляет собой издержки) слишком высока по сравнению с Японией и Германией. Это означает, что один и тот же проект должен быть отвергнут в условиях США и принят в условиях Японии.

Так же ряд экономистов утверждает, что практика бухгалтерского учета в США ведет к завышенной оценке доходности проектов или неоправданно короткому сроку возврата инвестиций. Фондовый рынок ориентирован на краткосрочные выгоды. Институциональные инвесторы принимают решения, ориентируясь на краткосрочные цели и не оценивают ситуацию в долгосрочной перспективе. Многие исследователи отмечают неоправданно быстрый рост зарплаты и других вознаграждений высшего руководства.

В японской модели, как и в немецкой, банки являются ключевыми акционерами и развивают прочные связи с корпорациями в силу того, что они оказывают множество различных услуг и их интересы перекрещиваются с интересами корпорации. В этом состоит основное отличие этих моделей от англо-американской, где такие отношения запрещены антитрестовским законодательством (законы ряда буржуазных государств, принятые формально в целях ограничения деятельности трестов, картелей и других форм монополий). Американские и английские корпорации получают финансовые и другие услуги из разных источников, включая хорошо разработанные рынки ценных бумаг.

Если объем прибыли корпорации уменьшается в течение продолжительного периода, основной банк и члены кейрецу могут снять директоров и назначить своих кандидатов. Другое, привычное для Японии явление – это назначение отставных чиновников различных министерств и ведомств в состав совета директоров корпорации. Например, Министерство финансов может назначить своего отставного чиновника в совет директоров банка. В японской модели состав совета директоров зависит от финансового состояния корпорации.

Советы директоров японских корпораций, как правило, больше, чем в США, Великобритании или Германии. Средний японский совет состоит из 50 членов.

Процедура раскрытия информации в Японии и Германии имеет ряд существенных отличий от американской: так в Японии и Германии финансовая информация предоставляется каждые полгода, а в США – каждый квартал; в Японии и Германии сообщается сумма совокупного вознаграждения управляющим и директорам, а в США – по каждому лицу. То же касается и списка крупных владельцев: в Японии – это десять крупнейших акционеров, в то время, как в США – все акционеры, владеющие пакетами более 5%.

Наши рекомендации