Анализ безубыточности продаж

В целях изучения зависимости между вариацией объемов производства, дохода от продаж, издержек и прибыли проводят анализ безубыточности выпуска продукции. Анализ безубыточности предполагает исчисление:

- объема продаж, обеспечивающего безубыточность (исчисление критической точки);

- конкретного объема продаж, позволяющего достичь запланированного объема прибыли;

- таких факторов, влияющих на прибыль, как затраты, цены, объемы готовой продукции;

- изменений в структуре продаж.

При анализе безубыточности используется классическая схема уравнения:

S = CV + CC + P, (1)

Где, S – выручка от продаж (объем продаж), руб.

CV и CC – соответственно - затраты переменные и постоянные, руб.

P – прибыль от продаж, руб.

Критической считается такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от продаж (нетто), т.е. нет ни прибыли, ни убытка.

В международной экономической практике для определения критической точки используются несколько методов: метод уравнения, метод маржинального дохода и графический способ.

Метод уравнения

Этот метод основан на исчислении прибыли от продаж по формуле (1), преобразуем ее следующим образом.

P = S – CV – CC (2)

P = ∑ (Pi * qi) - ∑ (Zi * qi) – CC (3)

Где, ∑ (Pi * qi) – выручка от продаж, руб.;

∑ (Zi * qi) – затраты переменные, руб.

Произведем исчисления, используя данные следующего примера (см. Табл.3.7)

Таблица 3.7 – Исчисление показателей объема продаж, затрат и прибыли

Показатели Единицы измерения Товар А Товар В Товар С Всего
Объем продаж Шт.
Цена 1 шт. Руб. -
Выручка от продаж Руб.
Переменные затраты на 1 шт. Руб. 10,5 76,5 66,4 -
Переменные затраты на весь объем Руб.
Маржинальный доход Руб.
Постоянные расходы Руб. Х Х Х
Прибыль от продаж Руб. Х Х Х

Подставляем необходимые сведения из таблицы 3.7 в уравнение (3), обозначив количество товаров А,В,С соотношением 4:1:2,4. На реализацию единицы продукции В приходится 4 товара А и 2,4 товара С. Далее условно допускаем, что до критической точки Х штук товара В, 4Х штук товара А и 2,4Х штук товара С.

(15 * 4Х + 102Х + 199,2Х) – (10,5 * 4Х + 76,5Х + 66,4 * 2,4Х) – 205000 = 0

Х = 2460 (штук товара В)

4Х = 2460 * 4 = 9840 (штук товара А)

2,4Х = 2460 * 2,4 = 5904 (штук товара С)

Критическая точка объема продаж (порог рентабельности) составляет 18204 штуки (2460 + 9840 + 5904).

Исследуем влияние структурных сдвигов. Полагаем, что произошли следующие изменения структуры производства товаров А,В,С (см. Табл. 3.8) без изменения общего объема производства.

Таблица 3.8 – Расчетные показатели структурных сдвигов

Показатели Единицы измерения Товар А Товар В Товар С Всего
Объем продаж Шт.
Цена 1 шт. Руб. -
Выручка от продаж Руб.
Переменные затраты на 1 шт. Руб. 10,5 76,5 66,4 -
Переменные затраты на весь объем Руб.
Маржинальный доход Руб.
Постоянные расходы Руб. Х Х Х
Прибыль от продаж Руб. Х Х Х

Выявляем соотношение физических объемов:

А : В : С = 1,9 : 1 : 0,8

Решаем уравнение таким же способом, как и в предыдущем примере.

(15 * 1,9Х + 102Х + 83 * 0,8Х) – (10,5 * 1,9Х + 76,5Х + 66,4 * 0,8Х) – 205000 = 0

Х = 4331 (штук товара В)

1,9Х = 1,9 * 4331 8229 (штук товара А)

0,8Х = 0,8 * 4331 = 3465 (штук товара С)

Критический объем продаж (порог рентабельности) составил 16025 штук (4331 + 8229 + 3465)

Проанализируем полученные результаты. Критическая точка изменилась на 2179 штук в сторону уменьшения объема продаж (18204 – 16025 = 2179). Это значит, что запас устойчивости при измененной структуре производства и продаж выше и прибыль соответственно больше. В первом случае прибыль была равна 211700 руб., а во втором случае сумма прибыли составила 268300 руб.

Метод маржинального дохода

Маржинальный доход (МД) исчисляется как разница между выручкой от продажи продукции (S) и суммой переменных затрат на весь объем (CV)

МД = S – CV

Удельный маржинальный доход (МДуд) можно исчислить по следующей формуле:

МДуд = МД / N

Где, N – объем продаж в штуках

Зная абсолютную сумму постоянных затрат (CC) и удельный маржинальный доход (МДуд), можно исчислить критический объем продаж в натуральном выражении (Nкр).

Nкр = CC / МДуд

Графический способ нахождения критического объема заключается в построении графика равновесия (см. Рис. 5.1)

Анализ безубыточности продаж - student2.ru

Рис. 3.2 - График безубыточности продаж (равновесия)

Где, S(N) – соответственно объем продаж в денежном или натуральном измерении;

CV – переменные затраты;

CC – постоянные затраты;

+P или – P – соответственно прибыль или убыток;

Д.е. – денежные единицы.

В планировании и прогнозировании объемов продаж и прибыли принято исчислять показатель безопасности (ПБ)

ПБ = (Nожид – Nкр) / Nожид

Где, Nожид - ожидаемый (планируемый) объем продаж.

Чем выше показатель безопасности, тем риск достижения точки безубыточности (точки равновесия) меньше, тем безопаснее ситуация.

Разные рыночные цены и разные переменные затраты могут привести к различным значениям удельного маржинального дохода. По этой причине положение точек безубыточности и соотношение затрат, объема производства и прибыли различаются в зависимости от соответствующих долей продукции в общем объеме продаж.

Наши рекомендации