IV. Определение ключевых факторов успеха (КФУ)
II. БКГ
Расчетные данные для построения БКГ по товарам
товар | собственная тур фирма | конкурент 1 | конкурент 2 | конкурент 3 | конкурент 4 | конкурент 5 | Темпы роста рынка, % | Емкость рынка |
Построение матрицы БКГ
Относительная доля рынка
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III Матрица “Привлекательность отрасли - конкурентная позиция” компании “МакКинзи”
Конкурентная позиция | Очень сильная | Извлечь максимум прибыли или уйти | Реинвестировать прибыль или извлечь максимальную выгоду | Инвестировать или удерживать позиции |
Средняя | Медленно уходить | Извлечь максимальную выгоду или уйти | Инвестировать, реинвестировать прибыль | |
Слабая | Уходить быстро, медленно или остаться | Остаться или медленно уйти | Инвестировать, реинвестировать, уходить | |
слабая | средняя | высокая | ||
Привлекательность отрасли |
Конкурентоспособность:
- Относительная доля на рынке
- Наличие компетенции в ключевых вопросах
- Норма прибыли в сопоставлении с конкурентами
- Способность быть на уровне или превзойти конкурентов по качеству продукции и сервису
- Относительная ситуация с удельными затратами
- Знание покупателей и рынков
- Технологические возможности
- Качество управления
Привлекательность отрасли:
- Размер и темп роста рынка
- Отраслевая норма прибыли (фактическая и прогнозируемая)
- Острота конкуренции
- Сезонность
- Цикличность
- Технология и потребность в капитале
- Социальные, экологические, законодательные и человеческие факторы
- Формирующиеся возможности и угрозы
- Барьеры для входа и выхода
Экспертные оценки привлекательности рынков | |||||||
Характеристики привлекательности | Вес | продукт | |||||
Авиа+авто | |||||||
Экспертные оценки конкурентных позиций | |||||||
Характеристики привлекательности | Вес | продукт | |||||
Авиа+авто | |||||||
IV. Определение ключевых факторов успеха (КФУ).
КФУ – это характерные для отрасли факторы, с наличием которых связано успешное ведение бизнеса в этой отрасли. Эти факторы могут быть основаны на научно-техническом превосходстве, маркетинге, менеджменте, имидже и т.п.
Примеры ключевых факторов успеха Водочные предприятия: • Доступ к капиталу • Наличие базовых технологий • Постоянная забота о торговой марке • Контроль над сбытовой сетью Сети пивных баров: • Навыки оформления баров • Навыки набора персонала • Мотивация персонала • Контроль над издержками | 1.___________________________________________ 2.___________________________________________ 3.___________________________________________ |
V Цепочка ценностей в отрасли
- Знаки вопроса” (“Дикие кошки”, “Трудные дети”) - товары, имеющие весьма низкую рыночную долю при относительно высоком темпе роста объемов продаж. Могут находиться на стадии внедрения или в начале стадии роста, требуют материальных затрат; определить их рыночную перспективу затруднительно (могут перейти в разряд “звезд” или в разряд “собак”). Требуют дополнительных исследований и финансирования;
- “Звезды” - наиболее перспективный, развивающийся тип товара, стремится к увеличению доли в товарном портфеле фирмы, находится на стадии роста. Расширение производства данного товара идет за счет прибыли от его продаж;
- “Дойные коровы” - товар, находящийся на этапе зрелости; рост объемов продаж незначителен; товар имеет максимальную долю в товарном портфеле фирмы. Является основным источником доходов фирмы. Выручка от реализации данного товара может быть направлена на финансирование разработки и производства других товаров;
- “Собаки” - товары-неудачники. Имеют относительно малую рыночную долю (с тенденцией к сокращению) и характеризуются низким темпом роста объемов продаж или отсутствием роста как такового. Такой товар бесперспективен, его необходимо вывести с рынка.
Бостонская консультативная группа рекомендует следующие стратегии фирмы по отношению к товарам (видам деятельности), находящимся в основных зонах матрицы:
- “звезды” следует оберегать и развивать;
- для “дойных коров” необходим строгий контроль капиталовложений и передача избытка финансовой выручки под контроль высшего руководства;
- “знаки вопроса” подлежат специальному изучению в целях установления их перспектив превращения в “звезд” и требующихся для этого финансовых, технологических и временных ресурсов;
- от “собак” необходимо по возможности избавляться, если нет веских причин для их сохранения в ассортименте фирмы.
При удачном прохождении жизненного цикла товары из “знаков вопроса” превращаются в “звезд”, а впоследствии - в “дойных коров”. При неудачном – “знаки вопроса” превращаются в “собак”.
Анализ товарного портфеля с использованием матрицы БКГ позволяет сделать следующие выводы:
- Положение внутри матрицы подсказывает возможные стратегии: для “звезд” – сохранение лидерства; для “собак” – уход с рынка или низкая активность; для “знаков вопроса” – инвестирование и избирательное развитие; для “дойных коров” – получение максимальной прибыли;
- Положение в матрице позволяет оценить степень необходимости инвестиций в товар и потенциал его рентабельности. Прибыль является функцией конкурентной позиции; денежные потребности обычно определяются фазой жизненного цикла, т.е. степенью зрелости базового рынка;
- По распределению объемов продаж по квадратам можно оценить близость к равновесию портфеля направлений деятельности или товаров. В идеале портфель должен состоять из группы товаров, способных давать денежные средства, и товаров, способных обеспечить долгосрочные интересы предприятия.