Понятие и элементы логистического процесса. Семь правил логистики
Понятие лог-го процесса связано с построением и функционированием лог-ой системы (ЛС). Цель построения логистического процесса должна совпадать с целью сформированной логистической стратегии фирмы (целью построения ЛС).
Логистический процесс — определенным образом организованная во времени последовательность выполнения лог-их операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели ЛС или ее функциональных подразделений.
Эл-ты лог-го проц: снабж., матер.-технич. обеспечение произв-ва, физич. распредел..
Снабжение - деятельность, связанная с приобретением продуктов и материалов у внешних поставщиков. Требует планирования потребности в ресурсах; выбора источника поставок; переговоров об условиях поставок; размещения заказов; транспортировки, получения, проверки соответствия, хранения, обработки и контроля качества ресурсов. Включает в себя координацию с поставщиками в графиках, сроках и бесперебойности поставок; поиск новых источников или разработку новых схем поставок. Главная цель – поддержка производства и продаж путём своевременных закупок с наименьшими общими издержками.
Материально-техническое обеспечение производства - деятельность, связанная с планир. и поддержкой производственного процесса. Требует составления календарных планов выпуска продукции; хранения незавершённого производства; обработки, транспорт. и своеврем. пополнения запасов материалов и комплектующих. Включает в себя хранение запасов на произв-ных площадках, а также максим. гибкую координацию между пр-вом и физич. распределением в географическом и временном аспектах.
Физическое распределение - деятельность, связанная с обслуживанием потребителей. Требует получения и обработки заказов; размещения, хранения и обработки запасов; транс-ки внешним потребителям по распр-ным каналам. Включает в себя координацию с маркетинговыми каналами в вопросах ценообр-ния, стимулирования сбыта, уровня сервиса, условий поставки, процедур возврата товара, поддержки жизненного цикла. Главная задача – помощь в создании дохода от реализации путём обеспеч. уровня обслуживания потребителей с миним. общими издержками.
Для достижения целей лог-ой деятельности взаимодействие элементов лог-го процесса должно соответствовать семи правилам логистики. Иногда встречается шесть золотых правил логистики, т.к. поиск нужного потребителя - маркетинговая задача. Для сравнения – маркетинговая концепция управления предприятием начинает работать только, если создан маркетинговый микс или система 4-Р: товар, его цена, места распределения и способы продажи.
Семь правил логистики .
1. Обеспечение нужного продукта;
2. Нужного количества;
3. Нужного качества;
4. В нужном месте;
5. В нужное время;
6. Для нужного потребителя;
7. С наилучшими затратами.
Научная база логистики
Научная база логистики:
1. Теория:
·Теория соц.-эк. систем изучает данный вид систем, обладающих след. особенностями (целенаправленное поведение в каждом элементе структуры соц.-эк. системы, которое обусловлено присутствием в нем человека, способного реализовывать целенаправленное поведение; неиерархичность структуры; изменяющийся как по кол-ным хар-кам, так и по составу спектр внешних условий; перестроение структуры как инструмент адаптации; наличие черт как естественных, так и искусственных систем).
·Теория организации – наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения организации как явления, ее эволюции, механизмы функционирования, взаимодействия ее частей и элементов между собой, а также с внешней средой для достижения намеченных и/или проектирования новых целей. Овладение знаниями об этом позволяет обоснованно и профессионально подходить к формированию протекающих в организациях процессов, к определению курса действий и руководству его реализацией в интересах достижения поставленных целей.
·Кибернетика – наука об общих законах управлении объектами любой физической природы – реализует механизм целенаправленного функционирования систем в любой сфере человеческой деятельности. -
Теоретический аспект организации базируется на принципах кибернетики, важнейшими из которых являются принципы: целесообразности, необходимого разнообразия, появления нового в теории систем. Проектирование и функционирование логистических систем и цепей поставок основывается на всех указанных принципах.
Характерными особенностями, на которые опирается кибернетический подход, в логистике выступают: информационное представление систем; управление только динамическими системами подвергающейся воздействию изменчивой внешней и внутренней среды; использование вероятностных методов в изучении поведения этих систем; построение моделей систем, с заданной степенью точности отражающих процессы, происходящие в реальной системе; оптимизация логистических систем управления.
Кибернетическая логистическая система должна обеспечивать компенсирующую адекватную реакцию на изменения, происходящие вне логистической системы и внутри нее, что является условием устойчивости этой системы и ее развития. Вместе с тем логистическая система должна быть достаточно гибкой, способной переориентироваться при изменении стратегических и тактических целей и задач объекта управления. Важно отметить, что для оптимизации логистической системы управления требуется выбирать такие пути решения задач, которые были бы лучшими и для системы в целом, и для ее отдельных подсистем .
· Системотехника – научная дисциплина, охватывающая вопросы создания, проектирования и эксплуатации сложных систем, при этом составляющие системы рассматриваются во взаимодействии .
2. Методология:
·Математика (с разделами: теория вероятностей (организация выборочного контроля, оценка риска), математическая статистика (статистическая оценка риска), теория случайных процессов и др.).
·Исследование операций (с разделами: оптимальное программирование (закрепление поставщиков за потребителями, определение места расположения склада), динамическое программирование (маршрутизация перевозок, определение времени и размера поставки), теория игр (принятие решений в условиях конкуренции), теория принятия решений (выбор посредн.), теория упр. запасами (модели управл. запас.) и др.).
Предмет метода исследования операций - задачи, связанные с поиском наилучшего решения на основе оценки эффективности функционирования управляемой логистической системы. Он позволяет моделировать будущие действия исследуемой логистической системы с использованием разнообразного математического аппарата.
В кач-ве операции в логистике понимается законченное действие или мероприятие, подчиняющееся некому замыслу и направленное на решение конкретной логистической цели или задачи (закупка, транспортировка, складирование, упаковка и др.).
Выражение критерия через параметры логистической системы или операции представляет собой целевую функцию. Оптимальным решением считается такое, при котором достигается максимальное (минимальное) значение целевой функции при соблюдении заданных ограничений.
Подходы для оценки эффект-ти лог-ой операции, соизмеряя результаты и затраты:
а) достижение максим. результата (эффекта) при заданных затратах (ресурсах);
б) достижение минимума затрат при заданном результате (эффекте)
·Эконометрия (регрессионный анализ, анализ временных рядов, экономико-математическое моделирование и др.) – прогнозирование спроса, расходов.
·Системный анализ с вербальными (мозговая атака, метод «дерева» целей; метод сценариев; метод Дельфи, морфологический анализ и др.) и формальными (комбинаторика (группировка товаров, комплектация заказа), топология и др.) методами.
Суть методов системного анализа состоит в том, что любая производственно-хозяйственная, социально-экономическая деятельность сначала может быть представлена в форме нескольких потоков, образуемых разными по характеру процессами (например, научных исследований, складирования, технологических операций, сбыта и др.). При этом формирование системы обеспечивается действием различных внутренних и внешних причинно-следственных связей.
Так, перемены во внешней среде(появлении у населения потребностей в новых товарах) могут подтолкнуть к разработке спец. оборудования, привести к изменениям в финанс. и сырьевых потоках. Одновременно перемены затрагивают и внутр. среду лог-их цепей из поставщ., посредн., трансп. организаций и т.д. Системный анализ позволяет разрабатывать комплексы моделей, которые характеризуют решаемую проблему с разных сторон. Благодаря такому анализу возможны многоэтапное изучение проблемы и формулирование ее в доступном для решения виде.