Методы определения стоимости (цены) компании
На практике часто возникает необходимость оценки активов корпораций, которые осуществляют различные коммерческие сделки с движимым и недвижимым имуществом.
Оценка стоимости любой фирмы (объекта) представляет собой целенаправленный процесс определения в денежном выражении ее стоимости с учетом потенциального и реального дохода, который она приносит каждый момент времени.
Оценку стоимости имущества корпорации осуществляют на основе трех подходов: доходного, затратного и рыночного (сравнительного).
Доходный подход - это определение текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования имущества и возможностей его дальнейшей продажи.
На практике используют также; затратный и рыночный подходы, которые часто являются более точными и эффективными. Во многих случаях каждый из подходов может быть использован для проверки правильности оценки стоимости имущества, полученной с помощью других подходов.
Затратный подход более применим для оценки объектов специального назначения, нового строительства, для определения лучшего варианта использования земли, а также в целях страхования. Затратный подход основан на принципах замещения, наиболее эффективного использования, сбалансированности и экономического разделения.
Рыночный (сравнительный) подход предпочитают в случае существования рынка сопоставимых объектов. Точность оценки зависит от качества данных о недавней продаже аналогичных объектов. Эти данные включают:
- физические характеристики;
- время и условия продажи;
- местонахождение;
- условия финансирования сделки.
Для сравнения выбирают объекты-аналоги. Между объектом, который оценивается, и аналогом существуют различия. Поэтому необходимо проводить соответствующую корректировку основных параметров объекта оценки. В основу внесения корректировок положен принцип вложения. Все три подхода тесно взаимосвязаны. Каждый из них предполагает использование различных видов информации, которую получают на рынке недвижимости. Например, доходный подход требует использования коэффициентов капитализации, которые рассчитываются по данным рынка.
При выборе подхода перед оценщиком открываются различные перспективы получения конечного результата оценки. Хотя эти подходы базируются на данных реального рынка, каждый из них имеет дело с его различными аспектами. На идеальном рынке все три подхода должны привести к одной и той же стоимости объекта.
Однако большинство рынков являются несовершенными, поскольку спрос и предложение не уравновешены.
Различные методы и подходы к определению стоимости компании приведены в таблице 5
Таблица 5.1 Методы и подходы к определению стоимости
компании
Подходы | Методы оценки |
Доходный | 1. Метод капитализации 2. Метод дисконтирования денежных потоков |
Затратный | 1. Метод чистых активов 2. Метод ликвидационной стоимости |
Рыночный | 1. Метод рынка капитала 2. Метод сделок 3. Метод отраслевых коэффициентов |
Согласно методу капитализации стоимость объекта оценки определяют по формуле:
Со = Прибыль (доход)/Коэффициент капитализации,
где Co-стоимость объекта оценки.
Метод дисконтирования денежных потоков основан на прогнозировании этих потоков для данного предприятия (объекта). Будущие денежные потоки переводят по дисконтной ставке в настоящую стоимость. Дисконтная ставка должна соответствовать норме доходности, которую требует инвестор.
Рыночную стоимость объекта методом чистых активов определяют по формуле:
ЧА= А – З,
где ЧА - чистые активы корпорации;
А - рыночная стоимость активов;
З - обязательства корпорации (текущие и долгосрочные).
Ликвидационная стоимость фирмы представляет собой разницу между суммарной стоимостью всех активов и затратами на ее ликвидацию.
Метод рынка капитала основан на рыночных ценах акций аналогичных компаний. Инвестор действует по принципу замены (альтернативных инвестиций). Поэтому может вложить денежные средства в различные компании. В результате данные о компании, акции которой находятся в свободной продаже, при использовании соответствующих корректировок должны служить ориентиром для определения стоимости оцениваемой компании.
Метод сделок основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций идентичных компаний. Его применение требует много открытой информации, которая формируется на фондовом рынке.
Метод отраслевых коэффициентов позволяет определить примерную стоимость корпорации по формулам, выведенным на основе отраслевой статистики.