Функциональная и организационная структура, органов внутренних дел
Функциональная и организационная структура, органов внутренних дел
Типы организационных структур управления и основные принципы их построения
3. Деятельность, дежурных частей территориальных органов МВД России: правовые основы, задачи и принципы
Организация работы дежурных частей территориальных органов МВД России
Основные функции дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне
Функциональная и организационная структура, органов внутренних дел
Все социальные системы управления имеют свою структуру, которая представляет собой набор определенных и определенным образом расположенных и взаимосвязанных элементов, входящих в данное системное образование[1]. Применительно к организации и деятельности органов внутренних дел эти признаки системы проявляются весьма отчетливо. Основными факторами, предопределяющими то или иное структурное построение системы управления, являются:
- характер выполняемых системой функций внешнего и внутреннего управления;
- территориально-отраслевой принцип построения органов государственного управления нашей страны, отражающий федеративное устройство нашего государства.
Вся совокупность служб и подразделений, входящих в систему органов внутренних дел страны, выполняющих охранительные функции государства с системных позиций может быть рассмотрена в двух аспектах. Первый, представляющий как бы горизонтальный срез системы, отражает ее функциональную структуру, и определяет таким образом содержание системы управления, второй же — вертикальный срез системы, раскрывает ее организационную структуру и иерархию, то есть ее форму.
Горизонтальный срез системы органов внутренних дел, раскрывающий ее функциональную структуру, представляется тремя группами подразделений.
— отраслевыми подразделениями — выполняющими основные функции системы органов внутренних дел в сфере внешнего управления (охрана общественного порядка, пресечение и раскрытие преступлений, расследование преступлений и др.). Это подразделения криминальной милиции и милиции общественной безопасности территориальных органов внутренних дел, следствия, вневедомственной охраны и т.д.;
— функциональными подразделениями — обеспечивающих каждое по своей линии деятельности отраслевые и другие функциональные службы кадрами, финансами, материально-техническим и военным снабжением и др. Это подразделения кадров, аппараты тылового, материально-технического и военного снабжения и пр.
— штабными (оргинспекторскими) подразделениями и руководством органа — обеспечивающими непрерывное слежение и реагирование на изменения оперативной обстановки, комплексный анализ и прогнозирование криминогенной обстановки на обслуживаемой территории, организацию взаимодействия и координацию усилий служб и подразделений в осуществлении общесистемных, межотраслевых и региональных задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, планирование служебной деятельности, служебно-боевую и мобилизационную готовность ОВД к выполнению задач в мирное и военное время, в чрезвычайных ситуациях, а также организационно-штатное и правовое обеспечение деятельности ОВД и пр[2].
Таким образом, можно сделать вывод, что функциональную структуру органов внутренних дел определяют возложенные на них и выполняемые ими функции системы управления. Известное влияние на структуру оказывают специфические условия среды функционирования (географические, политические, социально-экономические и демографические характеристики обслуживаемой территории, состояние правопорядка и прочие факторы).
Вертикальный срез системы органов внутренних дел раскрывает ее организационную структуру построения и иерархию. Она включает в себя центральный аппарат МВД Российской Федерации; министерства внутренних дел республик, управления (главные управления) внутренних дел (краев, областей, городов федерального значения), УВД на транспорте и режимных объектах; управления и отделы внутренних дел окружных, городских и районных территориальных образований, линейные органы внутренних дел на транспорте, и др. В нее входят также и органы, имеющие обособленный характер и подчиняющиеся непосредственно МВД Российской Федерации (подразделения милиции на режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного значения, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, внутренние войска, учебные заведения и пр.) Все эти органы в зависимости от их подчиненности и функциональной направленности распределяются по различным уровням управления. Рассматривая территориальные органы внутренних дел как систему, обычно в самом общем виде выделяют следующие уровни управления:
- МВД Российской Федерации;
- ГУВД МВД России по федеральным округам;
- МВД, УВД (ГУВД) субъектов Российской Федерации;
- городские и районные отделы (управления) внутренних дел (горрайорганы внутренних дел — ГРОВД);
- входящие в ГРОВД территориальные отделы милиции.
Конечно, такая схема весьма общая и не отражает полностью все тонкости административно-территориального деления Российской Федерации (особенно г. Москвы), в соответствии с которыми образуются территориальные органы внутренних дел. Так, при наличии в субъекте федерации УВД городов, которым подчиняются составляющие их ГРОВД, система будет более многоуровневая.
В заключение следует отметить, что все выше рассмотренные уровни управления (МВД РФ; МВД, УВД (ГУВД) являются органами исполнительной власти соответствующего субъекта управления (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, либо местной администрации) и все, в своей совокупности составляют систему органов внутренних дел Российской Федерации.
В связи с этим, в отношении всех уровней управления, кроме первого, можно говорить об их двойном подчинении (двойном ведении) — с одной стороны они подчиняются исполнительной власти соответствующего административно-территориального образования, с другой стороны, входя в систему органов внутренних дел они подчиняются вышестоящему для них аппарату управления (МВД РФ, МВД, ГУВД (УВД) субъекта федерации). Это обеспечивает осуществление одновременно и отраслевого и регионального управления системой органов внутренних дел. Аппарат МВД России, как отраслевая организационная структура и отраслевой аппарат федерального управления, руководит органами внутренних дел России, а региональные и местные органы исполнительной власти осуществляют региональное управление МВД, ГУВД (УВД) и горрайорганами внутренних дел[3]. Таким образом, такое двойное подчинение органов внутренних дел второго и третьего уровней управления позволяет осуществлять отраслевое управление системой с учетом специфики обеспечения социального обслуживания того или иного конкретного региона.
Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению элементов структуры по каждому из вышеперечисленных уровней управления, необходимо остановиться на общем распределении задач и функций внешнего и внутреннего управления по этим основным уровням иерархии:
а) Министерство внутренних дел Российской Федерации (его центральный аппарат) является по сути дела штабом отрасли. В соответствии с Положением о МВД России на основе законов, подзаконных актов и решений высших органов законодательной и исполнительной власти разрабатывается политика всей системы органов внутренних дел России по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. Этим уровнем организуется и осуществляется руководство деятельностью всей системы по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, а также осуществляется нормативно-правовое, кадровое, финансовое, материально-техническое и военное обеспечение деятельности системы органов внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, на данном уровне управления вырабатывается стратегия функционирования всей системы органов внутренних дел Российской Федерации. В развитие этой стратегии центральный аппарат МВД Российской Федерации разрабатывает установочные решения, направленные на организацию деятельности возглавляемой им системы, организует их исполнение и контроль. Во внешнюю же сферу направлены лишь нормативные правовые акты, стандарты, нормы и правила, издаваемые Министерством внутренних дел в порядке надведомственности (в пределах предоставленных ему полномочий, определяемом действующим законодательством) такие как: обеспечение безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, лицензионно-разрешительной системы и пр. Они обязательны для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
б) ГУВД МВД России по федеральным округам, МВД республик, УВД'(ГУВД) субъектов РФ — проводят в жизнь общегосударственную политику в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности путем организационного руководства и непосредственного управления подчиненными подразделениями и нижестоящими территориальными органами внутренних дел. Разрабатываемые и принимаемые ими решения либо интерпретируют решения вышестоящих системных образований с учетом местных географических, политических, социально-экономических, демографических и национальных особенностей обслуживаемой территории, либо направлены на выполнение региональных программ и задач, определяемых соответствующими органами исполнительной власти или вытекающих из комплексной оценки складывающейся оперативной обстановки в регионе обслуживания. В этой части их задачи и функции во многом аналогичны задачам и функциям МВД России.
Кроме этого их задачей является организация в масштабах региона взаимодействия органов внутренних дел с государственными органами и общественными организациями. В необходимых случаях сотрудники данного уровня участвуют в раскрытии и расследовании наиболее сложных преступлений, носящих организованный и межрегиональный характер, проведении наиболее крупных и важных мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка и обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения.
Однако основной задачей управленческой деятельности данного уровня является предметное, прямое руководство городскими и районными органами внутренних дел, непосредственно осуществляющими все основные функции системы в сфере внешнего управления. Таким образом, на данном уровне осуществляется конкретное управление деятельностью по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью.
в) Горрайорганы внутренних дел, являются основным звеном системы МВД, осуществляют в полном объеме все ее основные функции и в значительно меньшем объеме функции внугриорганизационного управления. ,
- обеспечение личной безопасности граждан;
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- раскрытие и расследование преступлений, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц, в случаях, предусмотренных законодательством;
- исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы и административных взысканий, отнесенных к компетенции органов внутренних дел;
- оказание в пределах компетенции органов внутренних дел помощи гражданам, должностным лицам, организациям, предприятиям, учреждениям и общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов.
Деятельность горрайорганов внутренних дел основывается на общегосударственных решениях, решениях исполнительной власти субъекта Федерации, местной администрации, а также на решениях МВД России и соответствующих решениях вышестоящих аппаратов МВД, ГУВД (УВД). Роль и место горрайорганов в системе органов внутренних дел определяется тремя основными факторами: по фактическому воплощению ими в реальность основного объема функций охраны общественного порядка и борьбы с преступностью; по общему количеству их аппаратов (около 3,5 тыс.); по численности людских ресурсов и техники, сосредоточенных в них (свыше 70%).
В заключение следует сказать, что не будет преувеличением считать, что основой всей системы органов внутренних дел является та часть ее, которая представлена сочетанием второго и третьего уровней управления. Именно в этой части системы реально осуществляются все ее основные функции и обеспечивается непосредственное конкретное управление деятельностью по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью.
Рассмотрим теперь конкретно, какими же элементами структуры представлены отраслевые, функциональные и штабные подразделения системы органов внутренних дел по основным уровням управления.
а) Элементами структуры центрального аппарата МВД России являются главные управления, управления и отделы, которые осуществляют все функции системы: основные, обеспечивающие и штабные (общего руководства).
Это главные управления: уголовного розыска; по борьбе с организованной преступностью; по борьбе с экономическими преступлениями; обеспечения общественного порядка; государственной инспекции безопасности дорожного движения; внутренних дел на транспорте; государственной противопожарной службы; вневедомственной охраны, исполнения наказания, следственный комитет и главное командование внутренних войск, а так же такие управления как: по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; оперативно-поисковое; управление режимных объектов; паспортно-визовое; управление региональных и общественных связей; управление информации и НЦБ Интерпола.
Все вышеперечисленные подразделения центрального аппарата связаны с организацией выполнения системой ее основных функций, то есть являются, можно сказать, отраслевыми подразделениями.
Функциональными подразделениями в структуре центрального аппарата МВД России являются: главное управление кадров; главное правовое управление; главное управление материально-технического обеспечения, финансово-экономический департамент; главный информационный центр; экспертно-криминалистический центр; управление собственной безопасности.
Подразделениями общего руководства на данном уровне управления является само руководство аппарата министерства и главное организационно-инспекторское управление, состоящее из управления организационно-штатного проектирования и развития системы МВД России, организационно-планового управления; информационно-аналитического управления; инспекции, осуществляющей организационно-зональное наблюдение и контроль, а также управления дежурной службы.
Руководит Министерство внутренних дел подчиненной ему отраслью государственного управления через Министерства внутренних дел республик и УВД (ГУВД) субъектов Федерации.
Однако, некоторые структурные подразделения МВД РФ непосредственно управляют подчиненными органами, учреждениями и подразделениями, не входящими в территориальные образования. Это Главное командование внутренних войск - осуществляющее прямое управление соединениями, дивизиями и отдельными полками внутренних войск; Главные управления внутренних дел на транспорте и на режимных объектах, на которые непосредственно замыкаются УВДТ и УВД режимных объектов; Главное управление материально-технического обеспечения, в подчинении которого находятся соответствующие окружные управления; Главное управление кадров, одним из подразделений которого осуществляется руководство образовательными и научными учреждениями системы, а так же Главное управление по борьбе с организованной преступностью, непосредственно управляющее соответствующими территориальными управлениями.
б) Элементы структуры территориальных внутренних дел второго уровня управления в основном соответствуют элементам структуры первого уровня. Однако при этом учитываются особенности управления в данном регионе, а представлены они уже не главными управлениями, а управлениями, отделами и отделениями. Отличительной особенностью данного уровня управления является то, что здесь четко определены подразделения, входящие в состав криминальной милиции (КМ) и милиции общественной безопасности (МОБ).
Так, в ГУВД г. Москвы в блок криминальной милиции входят управления: уголовного розыска; по экономическим преступлениям; по незаконному обороту наркотиков; оперативно-поисковое; информационно-аналитический отдел КМ, оперативно-розыскной отдел и филиал НЦБ Интерпола.
В блок милиции общественной безопасности входят управления: обеспечения общественного порядка; по организации работы участковых инспекторов и предупреждении преступности несовершеннолетних; ГИБДД, по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью.
Кроме этого, сюда входят управления по предотвращению экологических преступлений, вневедомственной охраны и пр.
В блок, составляющий службу тыла, входят управления: материально-технического и хозяйственного обеспечения; финансово-экономическое; медицинское и капитального строительства.
В кадровой блок входят управления: кадров; подготовки кадров; физической подготовки и спорта; отдел воспитательной работы.
В состав организационно-инспекторского аппарата ГУВД входят:
оперативное управление, осуществляющее контроль за работой дежурных частей ОВД города, оперативное планирование иобеспечение деятельности ОВД в чрезвычайных ситуациях, а также функцию дежурной части в масштабах города; управление связи, спецтехники и автоматизации; инспекция, осуществляющая отраслевой и зональный контроль и слежение за оперативной обстановкой, а также отделы - информационно-аналитический -организационно-плановый; организационно-штатный, правового обеспечения, а также военно-мобилизационной работы и гражданской обороны.
В оперативном подчинении организационно-инспекторского аппарата находится Зональный информационный центр.
Как отмечалось выше, ГУВД министерства и управления внутренних дел, являясь органами управления, руководят порученной им отраслью государственного регулирования в основном через горрайорганы соответствующего административно-территориального образования. Непосредственное управление они осуществляют отрядами милиции специального назначения, отрядами милиции особого назначения, милицейскими полками патрульно-постовой службы, ДПС, изоляторами временного содержания, учебными центрами и пр.
в) структурное построение горрайорганов внутренних дел -третьего уровня управления, четко подчинено выполнению системой основного объема функций внешнего управления. В зависимости от объема выполняемых работ, количества обслуживаемого населения, численности личного состава и пр. — структурные подразделения ГРОВД представлены отделами, отделениями или группами. Здесь, согласно приказу МВД РФ 14 сентября 1993 г. №420 четко выделена криминальная милиция, в которую входят два подразделения — уголовный розыск и по борьбе с экономическими преступлениями[4]. В милицию общественной безопасности входят следующие подразделения:
— по обеспечению общественного порядка;
— по организации работы участковых уполномоченных милиции;
— дознание;
— по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;
—ГИБДД;
— по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью;
— по исполнению административного законодательства.
Зачастую к этой службе относят и паспортно-визовую службу и др. Самостоятельными подразделениями в структуре ГРОВД являются организационно-инспекторские аппараты, следствие, экспертно - криминалистические отделы (отделения), кадры.
Служба тылового обеспечения представлена финансовой частью, техническим отделением и группой обеспечения и обслуживания.
Отделы (отделения) вневедомственной охраны в структуру ГРОВД не входят - они являются структурным подразделением охраны МВД, УВД и находятся лишь в оперативном подчинении начальника органа.
В зависимости от условий оперативной обстановки и объема выполняемых работ в составе ГРОВД могут также создаваться строевые подразделения патрульно-постовой службы, ДПС, изоляторы временного содержания задержанных и заключенных под стражу, спецприемники для арестованных в административном порядке и пр.
Таким образом, мы в общих чертах рассмотрели основные параметры функциональной и организационной структуры системы территориальных органов внутренних дел Российской Федерации. Теперь перейдем к рассмотрению субординационных связей элементов организационной структуры управления, которые в настоящее время существуют в органах внутренних дел.