Функциональная и организационная структура, органов внутренних дел

Функциональная и организационная структура, органов внутренних дел

Типы организационных структур управления и основные принципы их построения

3. Деятельность, дежурных частей территориальных органов МВД России: правовые основы, задачи и принципы

Организация работы дежурных частей территориальных органов МВД России

Основные функции дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне

Функциональная и организационная структура, органов внутренних дел

Все социальные системы управления имеют свою структуру, которая представляет собой набор определенных и определенным образом расположенных и взаимосвязанных элементов, входящих в данное системное образование[1]. Применительно к организации и деятельности органов внутренних дел эти признаки системы проявляются весьма отчетливо. Основными факторами, предопре­деляющими то или иное структурное построение системы управ­ления, являются:

- характер выполняемых системой функций внешнего и внутреннего управления;

- территориально-отраслевой принцип построения орга­нов государственного управления нашей страны, отражающий фе­деративное устройство нашего государства.

Вся совокупность служб и подразделений, входящих в систему органов внутренних дел страны, выполняющих охранительные функции государства с системных позиций может быть рассмот­рена в двух аспектах. Первый, представляющий как бы горизон­тальный срез системы, отражает ее функциональную структуру, и определяет таким образом содержание системы управления, вто­рой же — вертикальный срез системы, раскрывает ее организа­ционную структуру и иерархию, то есть ее форму.

Горизонтальный срез системы органов внутренних дел, рас­крывающий ее функциональную структуру, представляется тремя группами подразделений.

отраслевыми подразделениями — выполняющими основ­ные функции системы органов внутренних дел в сфере внешнего управления (охрана общественного порядка, пресечение и рас­крытие преступлений, расследование преступлений и др.). Это подразделения криминальной милиции и милиции общественной безопасности территориальных органов внутренних дел, следствия, вневедомственной охраны и т.д.;

функциональными подразделениями — обеспечивающих каждое по своей линии деятельности отраслевые и другие функ­циональные службы кадрами, финансами, материально-тех­ническим и военным снабжением и др. Это подразделения кад­ров, аппараты тылового, материально-технического и военного снабжения и пр.

штабными (оргинспекторскими) подразделениями и руко­водством органа — обеспечивающими непрерывное слежение и реагирование на изменения оперативной обстановки, комплекс­ный анализ и прогнозирование криминогенной обстановки на обслуживаемой территории, организацию взаимодействия и коор­динацию усилий служб и подразделений в осуществлении обще­системных, межотраслевых и региональных задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, планирование слу­жебной деятельности, служебно-боевую и мобилизационную го­товность ОВД к выполнению задач в мирное и военное время, в чрезвычайных ситуациях, а также организационно-штатное и пра­вовое обеспечение деятельности ОВД и пр[2].

Таким образом, можно сделать вывод, что функциональную структуру органов внутренних дел определяют возложенные на них и выполняемые ими функции системы управления. Известное влияние на структуру оказывают специфические условия среды функционирования (географические, политические, социально-экономические и демографические характеристики обслуживае­мой территории, состояние правопорядка и прочие факторы).

Вертикальный срез системы органов внутренних дел раскры­вает ее организационную структуру построения и иерархию. Она включает в себя центральный аппарат МВД Российской Федера­ции; министерства внутренних дел республик, управления (главные управления) внутренних дел (краев, областей, городов федерального значения), УВД на транспорте и режимных объек­тах; управления и отделы внутренних дел окружных, городских и районных территориальных образований, линейные органы внут­ренних дел на транспорте, и др. В нее входят также и органы, имеющие обособленный характер и подчиняющиеся непосредст­венно МВД Российской Федерации (подразделения милиции на режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного значения, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, внутренние войска, учебные заведения и пр.) Все эти органы в зависимости от их подчиненности и функциональной направленности распределяют­ся по различным уровням управления. Рассматривая территори­альные органы внутренних дел как систему, обычно в самом об­щем виде выделяют следующие уровни управления:

- МВД Российской Федерации;

- ГУВД МВД России по федеральным округам;

- МВД, УВД (ГУВД) субъектов Российской Федерации;

- городские и районные отделы (управления) внутренних дел (горрайорганы внутренних дел — ГРОВД);

- входящие в ГРОВД территориальные отделы милиции.

Конечно, такая схема весьма общая и не отражает полностью все тонкости административно-территориального деления Россий­ской Федерации (особенно г. Москвы), в соответствии с которы­ми образуются территориальные органы внутренних дел. Так, при наличии в субъекте федерации УВД городов, которым подчиняют­ся составляющие их ГРОВД, система будет более многоуровневая.

В заключение следует отметить, что все выше рассмотренные уровни управления (МВД РФ; МВД, УВД (ГУВД) являются орга­нами исполнительной власти соответствующего субъекта управле­ния (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, либо местной администрации) и все, в своей совокупности со­ставляют систему органов внутренних дел Российской Федерации.

В связи с этим, в отношении всех уровней управления, кроме первого, можно говорить об их двойном подчинении (двойном ведении) — с одной стороны они подчиняются исполнительной власти соответствующего административно-территориального об­разования, с другой стороны, входя в систему органов внутренних дел они подчиняются вышестоящему для них аппарату управле­ния (МВД РФ, МВД, ГУВД (УВД) субъекта федерации). Это обеспечивает осуществление одновременно и отраслевого и ре­гионального управления системой органов внутренних дел. Аппа­рат МВД России, как отраслевая организационная структура и отраслевой аппарат федерального управления, руководит органами внутренних дел России, а региональные и местные органы испол­нительной власти осуществляют региональное управление МВД, ГУВД (УВД) и горрайорганами внутренних дел[3]. Таким образом, такое двойное подчинение органов внутренних дел второго и третьего уровней управления позволяет осуществлять отраслевое управление системой с учетом специфики обеспечения социаль­ного обслуживания того или иного конкретного региона.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению эле­ментов структуры по каждому из вышеперечисленных уровней управления, необходимо остановиться на общем распределении задач и функций внешнего и внутреннего управления по этим ос­новным уровням иерархии:

а) Министерство внутренних дел Российской Федерации (его центральный аппарат) является по сути дела штабом отрасли. В соответствии с Положением о МВД России на основе законов, подзаконных актов и решений высших органов законодательной и исполнительной власти разрабатывается политика всей системы органов внутренних дел России по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственно­сти, обеспечению общественного порядка и общественной безо­пасности. Этим уровнем организуется и осуществляется руково­дство деятельностью всей системы по предупреждению и пресече­нию преступлений и административных правонарушений, выяв­лению, раскрытию и расследованию преступлений, а также осу­ществляется нормативно-правовое, кадровое, финансовое, мате­риально-техническое и военное обеспечение деятельности систе­мы органов внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, на данном уровне управления вырабатывается стратегия функционирования всей системы органов внутренних дел Российской Федерации. В развитие этой стратегии централь­ный аппарат МВД Российской Федерации разрабатывает устано­вочные решения, направленные на организацию деятельности возглавляемой им системы, организует их исполнение и контроль. Во внешнюю же сферу направлены лишь нормативные правовые акты, стандарты, нормы и правила, издаваемые Министерством внутренних дел в порядке надведомственности (в пределах пре­доставленных ему полномочий, определяемом действующим зако­нодательством) такие как: обеспечение безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, лицензионно-разрешительной системы и пр. Они обязательны для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации, органами местного само­управления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, общественными объединения­ми, должностными лицами и гражданами.

б) ГУВД МВД России по федеральным округам, МВД респуб­лик, УВД'(ГУВД) субъектов РФ — проводят в жизнь общегосудар­ственную политику в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности путем организационного руководства и непосредст­венного управления подчиненными подразделениями и ниже­стоящими территориальными органами внутренних дел. Разраба­тываемые и принимаемые ими решения либо интерпретируют решения вышестоящих системных образований с учетом местных географических, политических, социально-экономических, демо­графических и национальных особенностей обслуживаемой терри­тории, либо направлены на выполнение региональных программ и задач, определяемых соответствующими органами исполнительной власти или вытекающих из комплексной оценки складывающейся оперативной обстановки в регионе обслуживания. В этой части их задачи и функции во многом аналогичны задачам и функциям МВД России.

Кроме этого их задачей является организация в масштабах региона взаимодействия органов внутренних дел с государствен­ными органами и общественными организациями. В необходимых случаях сотрудники данного уровня участвуют в раскрытии и рас­следовании наиболее сложных преступлений, носящих организо­ванный и межрегиональный характер, проведении наиболее круп­ных и важных мероприятий по обеспечению охраны обществен­ного порядка и обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения.

Однако основной задачей управленческой деятельности дан­ного уровня является предметное, прямое руководство городскими и районными органами внутренних дел, непосредственно осуще­ствляющими все основные функции системы в сфере внешнего управления. Таким образом, на данном уровне осуществляется конкретное управление деятельностью по обеспечению общест­венного порядка и борьбе с преступностью.

в) Горрайорганы внутренних дел, являются основным звеном системы МВД, осуществляют в полном объеме все ее основные функции и в значительно меньшем объеме функции внугриорганизационного управления. ,

- обеспечение личной безопасности граждан;

- охрана общественного порядка и обеспечение обществен­ной безопасности;

- предупреждение и пресечение преступлений и админист­ративных правонарушений;

- раскрытие и расследование преступлений, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного нака­зания, без вести пропавших и иных лиц, в случаях, предусмотрен­ных законодательством;

- исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы и административных взысканий, отнесенных к компетенции орга­нов внутренних дел;

- оказание в пределах компетенции органов внутренних дел помощи гражданам, должностным лицам, организациям, пред­приятиям, учреждениям и общественным объединениям в осуще­ствлении их прав и законных интересов.

Деятельность горрайорганов внутренних дел основывается на общегосударственных решениях, решениях исполнительной вла­сти субъекта Федерации, местной администрации, а также на ре­шениях МВД России и соответствующих решениях вышестоящих аппаратов МВД, ГУВД (УВД). Роль и место горрайорганов в сис­теме органов внутренних дел определяется тремя основными фак­торами: по фактическому воплощению ими в реальность основ­ного объема функций охраны общественного порядка и борьбы с преступностью; по общему количеству их аппаратов (около 3,5 тыс.); по численности людских ресурсов и техники, сосредото­ченных в них (свыше 70%).

В заключение следует сказать, что не будет преувеличением считать, что основой всей системы органов внутренних дел явля­ется та часть ее, которая представлена сочетанием второго и третьего уровней управления. Именно в этой части системы ре­ально осуществляются все ее основные функции и обеспечивается непосредственное конкретное управление деятельностью по обес­печению общественного порядка и борьбе с преступностью.

Рассмотрим теперь конкретно, какими же элементами струк­туры представлены отраслевые, функциональные и штабные под­разделения системы органов внутренних дел по основным уров­ням управления.

а) Элементами структуры центрального аппарата МВД России являются главные управления, управления и отделы, которые осуществляют все функции системы: основные, обеспечивающие и штабные (общего руководства).

Это главные управления: уголовного розыска; по борьбе с организованной преступностью; по борьбе с экономическими преступлениями; обеспечения общественного порядка; государст­венной инспекции безопасности дорожного движения; внутрен­них дел на транспорте; государственной противопожарной служ­бы; вневедомственной охраны, исполнения наказания, следствен­ный комитет и главное командование внутренних войск, а так же такие управления как: по борьбе с незаконным оборотом нарко­тиков; оперативно-поисковое; управление режимных объектов; паспортно-визовое; управление региональных и общественных связей; управление информации и НЦБ Интерпола.

Все вышеперечисленные подразделения центрального аппара­та связаны с организацией выполнения системой ее основных функций, то есть являются, можно сказать, отраслевыми подраз­делениями.

Функциональными подразделениями в структуре централь­ного аппарата МВД России являются: главное управление кадров; главное правовое управление; главное управление материально-технического обеспечения, финансово-экономический департа­мент; главный информационный центр; экспертно-криминалистический центр; управление собственной безопасности.

Подразделениями общего руководства на данном уровне управления является само руководство аппарата министерства и главное организационно-инспекторское управление, состоящее из управления организационно-штатного проектирования и развития системы МВД России, организационно-планового управления; информационно-аналитического управления; инспекции, осуще­ствляющей организационно-зональное наблюдение и контроль, а также управления дежурной службы.

Руководит Министерство внутренних дел подчиненной ему отраслью государственного управления через Министерства внут­ренних дел республик и УВД (ГУВД) субъектов Федерации.

Однако, некоторые структурные подразделения МВД РФ не­посредственно управляют подчиненными органами, учреждения­ми и подразделениями, не входящими в территориальные образо­вания. Это Главное командование внутренних войск - осуществ­ляющее прямое управление соединениями, дивизиями и отдель­ными полками внутренних войск; Главные управления внутренних дел на транспорте и на режимных объектах, на которые непо­средственно замыкаются УВДТ и УВД режимных объектов; Глав­ное управление материально-технического обеспечения, в подчи­нении которого находятся соответствующие окружные управле­ния; Главное управление кадров, одним из подразделений кото­рого осуществляется руководство образовательными и научными учреждениями системы, а так же Главное управление по борьбе с организованной преступностью, непосредственно управляющее соответствующими территориальными управлениями.

б) Элементы структуры территориальных внутренних дел вто­рого уровня управления в основном соответствуют элементам структуры первого уровня. Однако при этом учитываются особен­ности управления в данном регионе, а представлены они уже не главными управлениями, а управлениями, отделами и отделения­ми. Отличительной особенностью данного уровня управления яв­ляется то, что здесь четко определены подразделения, входящие в состав криминальной милиции (КМ) и милиции общественной безопасности (МОБ).

Так, в ГУВД г. Москвы в блок криминальной милиции входят управления: уголовного розыска; по экономическим преступлени­ям; по незаконному обороту наркотиков; оперативно-поисковое; информационно-аналитический отдел КМ, оперативно-розыскной отдел и филиал НЦБ Интерпола.

В блок милиции общественной безопасности входят управле­ния: обеспечения общественного порядка; по организации работы участковых инспекторов и предупреждении преступности несо­вершеннолетних; ГИБДД, по лицензионно-разрешительной рабо­те и контролю за частной детективной и охранной деятельностью.

Кроме этого, сюда входят управления по предотвращению экологических преступлений, вневедомственной охраны и пр.

В блок, составляющий службу тыла, входят управления: мате­риально-технического и хозяйственного обеспечения; финансово-экономическое; медицинское и капитального строительства.

В кадровой блок входят управления: кадров; подготовки кад­ров; физической подготовки и спорта; отдел воспитательной работы.

В состав организационно-инспекторского аппарата ГУВД вхо­дят:

оперативное управление, осуществляющее контроль за работой дежурных частей ОВД города, оперативное планирование иобеспечение деятельности ОВД в чрезвычайных ситуациях, а также функцию дежурной части в масштабах города; управление связи, спецтехники и автоматизации; инспекция, осуществляющая отраслевой и зональный контроль и слежение за оперативной об­становкой, а также отделы - информационно-аналитический -организационно-плановый; организационно-штатный, правового обеспечения, а также военно-мобилизационной работы и граж­данской обороны.

В оперативном подчинении организационно-инспекторского аппарата находится Зональный информационный центр.

Как отмечалось выше, ГУВД министерства и управления внутренних дел, являясь органами управления, руководят пору­ченной им отраслью государственного регулирования в основном через горрайорганы соответствующего административно-территориального образования. Непосредственное управление они осуще­ствляют отрядами милиции специального назначения, отрядами милиции особого назначения, милицейскими полками патрульно-постовой службы, ДПС, изоляторами временного содержания, учебными центрами и пр.

в) структурное построение горрайорганов внутренних дел -третьего уровня управления, четко подчинено выполнению систе­мой основного объема функций внешнего управления. В зависи­мости от объема выполняемых работ, количества обслуживаемого населения, численности личного состава и пр. — структурные подразделения ГРОВД представлены отделами, отделениями или группами. Здесь, согласно приказу МВД РФ 14 сентября 1993 г. №420 четко выделена криминальная милиция, в которую входят два подразделения — уголовный розыск и по борьбе с экономиче­скими преступлениями[4]. В милицию общественной безопасности входят следующие подразделения:

— по обеспечению общественного порядка;

— по организации работы участковых уполномоченных мили­ции;

— дознание;

— по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;

—ГИБДД;

— по лицензионно-разрешительной работе и контролю за ча­стной детективной и охранной деятельностью;

— по исполнению административного законодательства.

Зачастую к этой службе относят и паспортно-визовую службу и др. Самостоятельными подразделениями в структуре ГРОВД яв­ляются организационно-инспекторские аппараты, следствие, экспертно - криминалистические отделы (отделения), кадры.

Служба тылового обеспечения представлена финансовой ча­стью, техническим отделением и группой обеспечения и обслужи­вания.

Отделы (отделения) вневедомственной охраны в структуру ГРОВД не входят - они являются структурным подразделением охраны МВД, УВД и находятся лишь в оперативном подчинении начальника органа.

В зависимости от условий оперативной обстановки и объема выполняемых работ в составе ГРОВД могут также создаваться строевые подразделения патрульно-постовой службы, ДПС, изо­ляторы временного содержания задержанных и заключенных под стражу, спецприемники для арестованных в административном порядке и пр.

Таким образом, мы в общих чертах рассмотрели основные па­раметры функциональной и организационной структуры системы территориальных органов внутренних дел Российской Федерации. Теперь перейдем к рассмотрению субординационных связей эле­ментов организационной структуры управления, которые в на­стоящее время существуют в органах внутренних дел.

Наши рекомендации