Оценка эффективности реорганизации предприятия посредством поглощения или слияния
В результате поглощении или слияния предприятий удается получить так называемый синергитический эффект.
Синергитический эффект – это превышение стоимости объединенных компаний до слияния по сравнению с суммарной стоимостью компаний после слияния,
или добавленная стоимость объединения.
|
Синергитический эффект дает прямую и косвенную выгоды.
Прямая выгода (добавленная стоимость) рассчитывается на основе сравнения денежных потоков до реорганизации предприятий посредством слияния и
поглощения и после.
Добавленная стоимость формируется за счет
а) операционной; б) управленческой; в) финансовой синергии.
Операционная синергия – экономия на операционных расходах за счет объединения служб маркетинга, учета, сбыта; экономия за счет эффекта масштаба (больший объем работ на тех же производственных площадях, скидки на сырье, вследствие увеличения его закупок и т.д.).
Управленческая синергия – экономия за счет создания новой системы управления.
Финансовая синергия – экономия за счет изменения источников финансирования, стоимости финансирования.
Финансовая синергия не приводит к росту денежных потоков, а лишь снижает риск инвестирования.
Реорганизация может привести и к налоговым преимуществам (налоговый кредит).
Косвенная выгода проявляется в увеличении рыночной стоимости акции или изменении соотношения
.
Акции объединенной компании могут стать более привлекательными для инвестора, поскольку возрастает их стоимость.
Гудвилл – один из видов нематериальных активов, стоимость которого определяется как разница между рыночной (продажной) стоимостью и балансовой (суммой чистых активов).
Это превышение стоимости организации связано с возможностью получения более высокого уровня прибыли по сравнению со среднесрочным за счет применения новых технологий, эффективной системы управления и т.п.
Это неосязаемый вид актива, который в бухгалтерском учете трактуется как затраты на подготовку кадров, рекламу, маркетинговые исследования, расходы на содержание исследовательских подразделений.
Существует несколько методов расчета суммы гудвилла, в том числе и на основе сложных многофакторных моделей.
Наиболее простым методом является расчет суммы гудвилла на основе среднеотраслевой суммы прибыли. ,
где - чистая прибыль фактическая; - среднеотраслевая норма рентабельности активов, выраженная десятичной дробью.
Тогда
Этот метод оценки позволяет указать стоимость активов не только с прибылью, получаемой в результате их эксплуатации, но и со сверхприбылью, формируемой за счет эффекта синергизма.
Недостатком этого метода является то, что: во-первых, среднеотраслевая норма – величина непостоянная, а во-вторых, из-за разных способов оценки гудвилла его сумма может расходится в оценке продавца и покупателя.