Цели и задачи расследования авиац. происшествий в ГА. Структура комиссии по расследованию авиац. происшествий
(33) Целями и задачами расследования АП в ГА является выявление основных причин происхождения АП для принятия дальнейших мер по их сокращению и предупреждению.
Целями расследования АП или инцидента явл-ся установление причин АП или инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем. Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования АП.
АП – событие, связанное сиспользованием экспериментального воздушного судна, которое имело место в период с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули ВС, в ходе которого:
А) какому-либо лицу в результате нахождение на этом ВС причинен вред здоровью со смертельным исходом, за исключением тех случаев, когда вред здоровью причинен вследствие тех причин, не относящихся к использованию ВС. Вред здоровью, в результате которого в течение 30 суток с момента происшествия наступила смерть, классифицируется как вред здоровью со смертельным исходом;
Б) ВС получило повреждение и произошло разрушение его конструкции, в результате чего нарушилась прочность конструкция, ухудшились технические или летные характеристики ВС;
В) ВС пропало без вести и оказалось в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен или невозможна его эвакуация с места вынужденной посадки независимо от полученных повреждений.
АП в зависимости от их последствий подразделяются на;
А) катастрофы- АП приведшие к гибели или пропаже без вести кого-либо из членов экипажа или пассажиров заходившихся на борту ВС.
Б) аварии- АП, не повлекшие за собой чел. жертв или пропаже без вести кого-либо из членов экипажа или пассажиров.
По прибытии на место АП председатель комиссии по расследованию информирует об этом руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, проводят организационное заседание, на котором объявляет приказ об образовании комиссии по расследованию, заслушивает должностных лиц, осуществлявших первоначальные действия на месте происшествия, об обстоятельствах события и проделанной работе, создает рабочие органы комиссии по расследованию и назначает их руководителей, определяет основные направления работ на начальном этапе расследования, дает необходимые оперативные указания.
Полномочный орган по расследованию авиационных происшествий должен быть совершенно объективным, абсолютно беспристрастным и восприниматься как таковой. Его необходимо сформировать таким образом, чтобы он мог противостоять политическому или другому вмешательству или давлению. Для достижения этой цели многие государства создали полномочные органы по расследованию авиационных происшествий в виде независимых уставных органов или учредили организации по расследованию авиационных происшествий за рамками администраций гражданской авиации. В таких государствах полномочный орган по расследованию авиационных происшествий подотчетен непосредственно конгрессу, парламенту или правительству на уровне министров.
Во многих государствах нецелесообразно создавать постоянный полномочный орган по расследованию авиационных происшествий. В таких государствах, как правило, для расследования каждого крупного авиационного происшествия создается комиссия, в состав которой обычно прикомандировываются сотрудники администрации гражданской авиации. Необходимо, чтобы такая комиссия была подотчетна непосредственно правительству на уровне министров, с тем чтобы не допустить выхолащивания ее выводов и рекомендаций по безопасности полетов при прохождении по обычным административным каналам.
Прикомандированные эксперты подчиняются уполномоченному по расследованию на всем протяжении расследования. Однако такой вариант отнюдь не идеален, поскольку откомандированные сотрудники могут опасаться негативных последствий после возвращения к своим прямым обязанностям, если выводы в окончатель- ном отчете расследования вызовут нежелательную реакцию со стороны администрации гражданской авиации. Государствам следует принимать меры к недопущению таких санкций.
Полномочный орган по расследованию авиационных происшествий должен определить причины авиационного происшествия и сформулировать рекомендации по безопасности. Однако ответственность за реализацию рекомендаций по безопасности должна возлагаться на администрацию гражданской авиации. Такое распределение обязанностей представляется обоснованным, так как именно администрация гражданской авиации несет общую ответственность за нормативные рамки деятельности авиации и ее развития.
ИКАО призывает государства способствовать созданию региональных групп по безопасности полетов. В рамках таких региональных механизмов могут решаться и вопросы расследования авиационных происшествий, например, в части делегирования полномочий на проведение расследования (полностью или частично), обеспечения взаимного содействия и сотрудничества государств в рамках расследования.