Прояснение происшествий

Повторное переживание происшествий—это техника, используемая для прояснения нежелательных реакций. Начальной точкой всегда служит нежелательная реакция, в основном какое-то ощущение. Это ощущение прослеживается до происшествия, в котором есть ситуация, соответствующая ощущению. Затем содержание этого происшествия прорабатывается с помощью его переживания разными способами и выяснения, в чем тут дело. Ощущение помещается в соответствующую окружающую обстановку, которая затем исследуется, переосмысливается или дополняется, чтобы сделать всё это положительным переживанием.

Ощущение, с которого мы начинаем, может исходить от клиента как жалоба в начале сеанса. Оно может быть обнаружено при углублении в суть жалобы клиента. Или оно может появиться, когда мы занимаемся техниками и темами общего модуля. Еще вы можете методично искать именно нежелательное ощущение.

Если вы прорабатываете общий вопрос в модуле, переключайтесь на повторное переживание, если ясно, что нежелательное ощущение—это основная помеха в данной теме. Вам не нужно переключаться только из-за того, что клиент сказал: "Кстати, иногда у меня голова болит". Нет, но вы можете переключиться, если обнаружите, что теме общения, которой мы занимаемся, мешает ощущение неуверенности.

Если вы хотите систематически искать нежелательные ощущения, вы можете делать это, спрашивая об их разных видах. Например: "У тебя есть какие-то (боли, давления, напряженности, нервозности, и тому подобное)". Существенно важно принимать только те ощущения, которые отчасти находятся в настоящем, а не просто то, что у него когда-то однажды было. Еще важно, чтобы это были ощущения, то, что чувствуется кинестетически, а не просто абстрактные идеи.

Вот набросок процедуры прояснения происшествий:

1. Начните с ощущения, которое сейчас нежелательно.

2. Попросите клиента точно описать ощущение, где оно находится и какие у него особенности восприятия.

3. Побудите клиента почувствовать ощущение прямо сейчас.

4. Потребуйте, чтобы он дал появиться самому существенному происшествию, в котором есть это ощущение.

5. Если нужно, помогите ему собрать из разрозненных восприятий происшествие.

6. Побудите его легко пережить происшествие от начала до конца.

7. Сделайте это еще раз, если появляется новый материал.

8. Если это оказывается не центральное происшествие, найдите точный момент включения реакции, остановите в нем кадр, исследуйте, что происходит, попросите клиента удерживать ощущение и потребуйте более существенное происшествие. Продолжайте дальше, работая с появившимся происшествием.

9. Если это оказывается центральное происшествие (травматическое происшествие, в котором есть жизненная ситуация, соответствующая ощущению, а не просто семантическая ситуация), то продолжайте работать с этим происшествием.

10. Спросите, какие еще точки зрения есть в этом происшествии.

11. Проведите переживание происшествия со всех важных точек зрения, особенно причиняющих, а не только точек зрения следствия.

12. Спросите о каких-то решениях, принятых в этом происшествии.

13. Спросите, какие уроки можно извлечь из этого происшествия. Нужно, чтобы здесь был какой-то положительный урок.

14. Если после такой проработки происшествие не превратилось в положительное учебное переживание, можно добавить в него ресурсы или при необходимости переписать сценарий. Выясните, какие ресурсы улучшили бы ход происшествия, если бы были в нем. Попросите клиента пережить происшествие так, как будто в нем есть эти ресурсы. Пусть происшествие произойдет по-другому, более положительно, и развивайте дальше эти изменения. Пусть он вообразит, как бы обстояли дела после этого момента, если бы произошло именно положительное происшествие. Как бы он развивался по-другому, каким бы он был сегодня, как изменилось бы будущее.

15. Побудите его вернуться в настоящее время, если он еще не здесь.

16. Заземлите его в настоящем, чтобы его внимание было обращено наружу и он хорошо осознавал происходящее.

17. Если еще есть время, попросите его ощутить, как область ощущения теперь чувствуется по-другому.

18. Аналогично проследите это новое ощущение до центрального происшествия, и проясните его.

19. Повторяйте этот цикл, пока ощущение не исчезнет или преобразуется во что-то более полезное для клиента.

20. Закончите, когда внимание клиента обращено на внешний мир, он заземлен и смотрит в будущее.

Повторное переживание—это техника, которую можно использовать в любое время на любом уровне, если в ней учитываются многочисленные точки зрения, если в ней занимаются личностью как причиной и превращают каждое происшествие в положительный опыт.

Наши рекомендации