Тема 6. КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК И СИСТЕМА ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ
Основные вопросы темы:
1. Система денежных расчетов и платежный механизм как базовая структура рыночной экономики.
2. Система межбанковских расчетов.
3. Платежные документы в хозяйственном обороте.
4. Формы межбанковских расчетов.
Все хозяйственные сделки обязательно завершаются денежными расчетами, которые могут принимать как наличную, так и безналичную формы. Безналичные расчеты – это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, при которых деньги списываются со счета плательщика, и зачисляется на счет получателя. Безналичные расчеты организованы на основе совокупности принципов их организации, форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.
Безналичный денежный оборот (расчет) охватывает расчеты между:
- предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных организациях;
- юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;
- юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;
- физическими лицами и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также по получению бюджетных средств.
Система безналичных расчетов состоит из взаимосвязанных элементов рис.6.1.
Основу ее составляют банковские счета предприятий (клиентов), а также расчетно-денежная документация.
Ускорение процесса реализации продукции и оборачиваемости оборотных средств во многом зависит от рациональной организации расчетов.
Рис 6.1. Система безналичных расчетов
Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям. Расчеты по товарным операциям, т.е. расчеты за отгружаемую предприятиями продукцию, что сопровождается движением платежных документов и денег.
Расчеты по нетоварным операциям – это расчеты с финансовой системой – по уплате процентов за кредит и комиссионных; с вышестоящими и прочими организациями.
Расчетные операции отличаются по способу платежа, в котором отражаются характер его источника и форма движения. Применяются следующие способы платежа:
- перечисление денежных средств с расчетных (других) счетов плательщиков на счета получателей;
- зачет взаимных требований плательщиков и получателей (клиринг) с перечислением на соответствующие счета участников зачета лишь незачетной суммы;
- гарантированный платеж получателю, который может осуществляться банком из средств специально созданного депозита плательщика, а также без создания такового.
Виды платежа следующие: полной суммой, частями, а также по сальдо взаимных требований.
Принципы организации расчетов:
1-й принцип: Безналичные расчеты осуществляются по банковским счетам, которые открываются клиентам как физическим, так и юридическим лицам для хранения и перевода средств.
2-й принцип: Платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете.
3-й принцип: Свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков.
4-й принцип: Принцип срочности платежа. Срочный платеж может осуществляться: до начала торговой операции, немедленно или через определенный срок после совершения торговой операции, Досрочный платеж-выполнение денежных обязательств до истечения оговоренного срока. Отсроченный платеж – при невозможности погасить денежное обязательство в намеченный срок осуществляется продление первоначального срока. Просроченные платежи – при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения кредита при наступлении срока платежа.
5-й принцип: Принцип обеспеченности платежа предполагает наличие у плательщика или у его гаранта ликвидных средств для погашения обязательств перед получателем денежных средств.
Действующими нормативными актами дано предприятиям право без ограничений открывать в банках счета различных видов, которые предусмотрены действующим законодательством.
Счет является инструментом, позволяющим фиксировать движение денежных средств при ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Счета различаются по их назначению, по валюте учета, по субъектному составу их владельцев, по объему осуществляемых операций и другим признакам.
В соответствии с характером деятельности клиента, его правовым статусом и правоспособностью банки вправе открывать расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные и иные счета.
Для расчетных операций используются разнообразные типы счетов. Среди них для обслуживания основной деятельности выделяется расчетный счет.
Расчетный счет является основным счетом предприятия и открывается в порядке, установленном законодательством РФ, для ведения расчетно-денежных операций по его деятельности.
Операции по расчетному счету предприятия показывают изменения его долговых требований и обязательств. Расчетные счета предназначаются и используются для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), учета своих доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений. С расчетных счетов осуществляются расчеты с поставщиками, с бюджетами по налогам и приравненных к ним платежам, с рабочими и служащими по оплате труда, с банками по полученным кредитам и процентам по ним, а также платежи по решениям судов и других органов, имеющих право принимать решение о взыскание средств со счетов предприятий в бесспорном порядке и др.).
Остаток расчетного счета показывает свободные денежные средства, которыми располагает его владелец. Банк выдает клиенту выписки по счету по мере совершения операций.
Предприятиям, имеющим отдельные нехозрасчетные подразделения (магазины, склады, филиалы и представительства коммерческих организаций), расположенные отдельно и осуществляющие все или часть функций предприятия (что должно быть указано в учредительных документах создавшего их юридического лица или в решении о создании филиалов юридическим лицам), по ходатайству владельца основного счета могут быть открыты субрасчетные счета. Субрасчетные счета могут быть открыты как по ходатайству владельца основного счета, так и на имя самого юридического лица. Субрасчетные счета открываются по месту нахождения филиалов (отделений) и представительств в таком же порядке, как открывается расчетный счет.
Операции по таким счетам ограничены и осуществляются, как правило, по разрешению головной организации в соответствии с конкретным перечнем операций, устанавливаемым головной организацией в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Субрасчетные счета предназначаются для расчетов с поставщиками и покупателями за товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а также для зачисления платежей покупателей, поступающих за отгруженные (отпущенные) товарно-материальные ценности и оказанные услуги. Основное назначение этих счетов – аккумуляция поступающей выручки филиалов (отделений) и представительств юридического лица для последующего перечисления на расчетный счет юридического лица и производства расчетов. Выдача наличных денег с этих счетов, в том числе и на заработную плату, как правило, не предусматривается.
Обособленному структурному подразделению, состоящему на отдельном балансе, по ходатайству коммерческой организации может быть открыт самостоятельный расчетный счет в обслуживающем ее банке.
Субрасчетный счет учитывается на тех же балансовых счетах, что и расчетные – в зависимости от организационно-правовой формы предприятия.
В соответствии со ст.90 ГК РФ и ст.34 Закона «Об акционерных обществах» на момент регистрации общества с ограниченной ответственностью либо акционерного общества их уставный капитал должен быть оплачен учредителями в размере не менее 75%. Согласно п.1.1 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента от 8 июля 1994 г. N 1482, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен быть представлен документ, подтверждающий соответствующую оплату. Для зачисления учредителями денежных средств в уставный фонд на имя создаваемого юридического лица открывается временный (накопительный) счет в кредитной организации по месту государственной регистрации юридического лица.
Временные расчетные счета учитываются, в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица. Данный счет открывается на том же балансовом счете, что и по основной деятельности.
Текущие счета открываются юридическим лицам – резидентам по законодательству РФ, являющимся некоммерческими организациями. Традиционно такие счета открываются общественным организациям, учреждениям и организациям, состоящим на федеральном, республиканском или местном бюджете.
Текущие счета предназначены для осуществления расчетных операций в соответствии с целями деятельности, предусмотренными учредительными документами юридического лица, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Текущие счета предназначаются для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), осуществления расчетов с поставщиками, бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, учета сумм, полученных кредитов и иных поступлений, расчетов с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, включаемым в фонд потребления, а также для платежей по решениям судов и других органов, имеющих право принимать решение о взыскании средств со счетов юридических лиц в бесспорном порядке и др.
Текущие счета могут открываться филиалам (отделениям) и представительствам юридических лиц, а также филиалам (отделениям) и представительствам при предоставлении ходатайства юридического лица. По текущим счетам могу проводиться расчетные операции, связанные с оплатой труда, административно-хозяйственными расходами и т.д.
Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения» в банковскую практику фактически введена новая разновидность счета – ”счет недоимщика”. Предназначение данного счета состоит в осуществлении расчетов только по целевому признаку – для расчетов по погашению субъектами налогообложения задолженности по платежам в бюджет любого уровня и государственные внебюджетные фонды (ПФ РФ, ФСС РФ, ГФЗН РФ, ФОМС РФ) юридическими лицами, их представительствами и филиалами, являющимися самостоятельными субъектами налогообложения, иностранными юридическими лицами, их представительствами и филиалами, ведущими хозяйственную деятельность на территории РФ. Открытие данного счета осуществляется в случае возникновения у налогоплательщика задолженности перед бюджетом. Причем вся поступающая в кассу предприятия-недоимщика денежная выручка сдается в кредитную организацию и зачисляется на его расчетный (текущий) счет. Предприятие-недоимщик не вправе расходовать поступающую в его кассу выручку. Ранее выданные разрешения на право расходования наличной денежной выручки у предприятий-недоимщиков аннулируются.
К счету предприятия-недоимщика допускается возможность предъявления в соответствии с законодательством Российской Федерации платежных документов с помещением их в картотеку при отсутствии средств на этом счете.
При отсутствии средств на рублевых счетах, предприятие-недоимщик вправе направлять кредитной организации, в которой открыты его валютные счета, указание о конвертации валютных средств в рубли (в пределах сумм, необходимых для погашения недоимки) и их зачислении на его зарегистрированный счет недоимщика.
Предприятие-недоимщик вправе заключить дополнительный договор или вносить изменения в имеющиеся договора банковского счета о ежедневном перечислении банком соответствующей суммы средств с других счетов предприятия-недоимщика на зарегистрированный счет недоимщика. Ответственность сторон и сроки, в течение которых осуществляются такие перечисления, может устанавливаться договором.
Порядок расчетов по счетам предприятий-недоимщиков действует до полного погашения ими задолженности по платежам в федеральный бюджет и в федеральные внебюджетные фонды. После полного погашения предприятием-недоимщиком задолженности налоговый орган выдает ему информационное письмо, подтверждающее этот факт, для предъявления в банки, в которых ему были открыты иные расчетные (текущие) счета.
При открытии счета недоимщика на карточке с образцами подписей и оттиска печати ф.0401026 делается отметка ”Счет недоимщика”.
Бюджетные счета открываются предприятиям, организациям и учреждениям, которым выделяются средства за счет бюджетов для целевого их использования.
Остатки неиспользованных средств на бюджетном счете распорядителя перечисляются платежным документом распорядителя бюджетных средств на счет органа федерального казначейства.
Бюджетные счета распорядителей бюджетных средств открываются предприятиям, организациям и учреждениям, которым выделяются средства за счет федерального и местного бюджетов для целевого их использования.
Текущие счета по внебюджетным средствам открываются предприятиям и организациям, состоящим на федеральном или местных бюджетах. Внебюджетными средствами являются средства, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых им из бюджета соответствующего уровня. В основном, это средства, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности.
Перечисление средств с одного бюджетного счета предприятия, учреждения или организации на другой его бюджетный, текущий или расчетный счет не допускается, за исключением случаев:
- в связи с неправильно произведенными расходами;
- перечисление средств с бюджетных счетов на текущие счета по внебюджетным средствам в случае возмещения расходов по переданным материальным ценностям или оказанным услугам;
- возмещение расходов, произведенных с расчетных счетов, в тех случаях, когда мероприятия, финансирование которых должно производится из средств бюджета, полностью или частично осуществлены за счет временно позаимствованных собственных средств.
Банки имеют право открывать клиентам на определенный срок накопительные счета для зачисления средств. Расходование средств с этих счетов не допускается.
Средства с накопительных счетов по истечении срока перечисляются на оформленные в установленном порядке расчетные (текущие) счета клиентов. Накопительные счета не должны использоваться для задержки расчетов и нарушения действующей очередности платежей.
На счетах учета операций по расчетным (текущим) счетам могут открываться, в установленном порядке, отдельные лицевые счета клиентам для учета операций по использованию средств на капитальные вложения и другие цели. Открытие этих счетов и совершение по ним операций производится на договорных условиях на том же балансовом счете, где учитываются операции по расчетным (текущим) счетам. При этом не должна нарушаться действующая очередность платежей. Средства на эти счета должны перечисляться с расчетных (текущих) счетов. Контрольные функции кредитные организации осуществляют в пределах, определенных договорами.
Если на капитальные вложения выделяются бюджетные средства, то эти операции совершаются в порядке, изложенном по ведению операций с бюджетными средствами.
СХЕМА ОБОЗНАЧЕНИЯ ЛИЦЕВЫХ СЧЕТОВ И ИХ НУМЕРАЦИИ
(ПО ОСНОВНЫМ СЧЕТАМ)
1. В обозначении счета текстом показываются следующие данные: цифровой номер лицевого счета; по кредитным счетам – цель, на которую выдан кредит – текстом, номер кредитного договора, размер процентной ставки, срок погашения кредита, цифровое обозначение группы кредитного риска, по которой начисляется резерв на возможные потери по кредитам, другие данные по решению банка. На каждый отдельный показатель открывается отдельный лицевой счет.
2. Схема нумерации:
номер раздела | номер счета первого порядка | номер счета второго порядка | код валюты | защитный ключ | номер отделения, банка не имеющего корсчета | символ бюджетной отчетности | номер лицевого счета |
х | хх | хх | ххх | х | хххх | ххх | хххх |
х | хх | хх | ххх | х | хххх | ххххххх |
Если семь знаков номера лицевого счета и четыре знака номера отделения излишни, то свободные знаки этих разрядов банками не используются. Свободные знаки обозначаются нулями. Так, например, номер лицевого счета коммерческой организации, обслуживаемой в головном отделении банка, имеет следующий вид:
40702 810 К 0000 0000 ХХХ,
где ”ххх” совпадают с тремя последними цифрами БИК кредитной организации, а контрольный ключ ”К” вычисляется на основании БИК РКЦ. Контрольный ключ введён для проверки правильности набора номера счёта с целью уменьшения числа ошибочно посланных платежей.
Для осуществления обязательной продажи части валютной выручки резидентам в уполномоченном банке параллельно открываются транзитный и текущий валютные счета. Валютная выручка в полном объеме поступает на транзитный валютный счет, о чем уполномоченный банк не позднее следующего дня извещает владельца счета, который, в свою очередь, в течение семи дней должен дать поручение уполномоченному банку на ее продажу. По получении указанного извещения предприятие дает поручение уполномоченному банку на обязательную продажу валюты и одновременное перечисление оставшейся части валютной выручки на свой текущий валютный счет. Уполномоченный банк, выполняя поручение клиента, не позднее следующего рабочего дня после его получения депонирует 75% процентов валютной выручки на свой отдельный лицевой счет ”Средства в иностранной валюте для обязательной продажи на валютном рынке”, который открывается на балансовом счете 60322, и осуществляет ее продажу в течение семи рабочих дней от даты зачисления на указанный лицевой счет (включая день зачисления). По поручению предприятий уполномоченные банки продают средства в иностранной валюте: другому предприятию, на межбанковском валютном рынке (непосредственно уполномоченному банку или через валютную биржу) или Банку России.
Рублевые счета типа ”Т” открываются предприятиям-нерезидентам, для обслуживания их экспортно-импортных операций (кроме операций, связанных с осуществлением экспорта из Российской Федерации товаров, в отношении которых применяются нетарифные меры внешнеэкономического регулирования), а также для целей содержания в Российской Федерации их представительств, филиалов.
Расчеты по экспортно-импортным операциям могут осуществляться только со счетов типа ”Т” нерезидентов, имеющих право осуществлять предпринимательскую деятельность (деятельность, направленную на извлечение прибыли) в соответствии с их учредительными документами, документами об их регистрации, разрешениями, выданными российскими уполномоченными органами и другими документами, определяющими их правоспособность.
Рублевые счета типа ”Т” могут открываться на основании договора банковского счета, заключенного с уполномоченным банком Российской Федерации, на имя нерезидентов следующих категорий:
- предприятий, учреждений, организаций, имеющих на территории Российской Федерации представительства, филиалы;
- банков и иных кредитных учреждений, имеющих представительства на территории Российской Федерации, исключительно для целей содержания этих представительств;
- международных межправительственных организаций, имеющих на территории Российской Федерации представительства, филиалы;
- официальных представительств.
Указанные счета открываются нерезидентами не более чем по одному счету типа ”Т” для обслуживания каждого представительства или филиала предприятия, учреждения, организации-нерезидента, представительства банка-нерезидента, официального представительства, находящихся на территории Российской Федерации.
Специальные рублевые счета типа ”И” (”инвестиционные”).
Нерезиденты для осуществления инвестиционной деятельности в Российской Федерации (в том числе сделок приватизации) открывают специальные рублевые счета типа ”И” в уполномоченных банках Российской Федерации.
Все инвестиции и реинвестиции на территории Российской Федерации в рублях, а также покупка иностранной валюты за рубли в связи с репатриацией доходов, полученных в результате инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, должны осуществляться нерезидентами с рублевых счетов типа ”И” за исключением оплаты долей участия в уставном капитале кредитной организации-резидента банками-нерезидентами.
Рублевые счета типа ”И” могут открываться на имя нерезидентов – предприятий, учреждений, организаций; банков и иных кредитных учреждений; международных межправительственных организаций; физических лиц.
На имя одного нерезидента может быть открыт только один рублевый счет типа ”И” в Российской Федерации в одном из уполномоченных банков.
Банки-нерезиденты не могут осуществлять расчеты в рублях по операциям, связанным с иностранными инвестициями в Российскую Федерацию (в том числе связанным с приватизацией), через свои рублевые корреспондентские счета в уполномоченных банках Российской Федерации как за счет и по поручению их клиентов-нерезидентов, так и за счет собственных средств.
Счета типа ”С” могут быть открыты нерезидентам – юридическим лицам, в том числе не имеющим на территории Российской Федерации филиала или представительства, а также нерезидентам – физическим лицам, в том числе не являющимся индивидуальными предпринимателями. Счета типа ”С” имеют право открывать и вести только Уполномоченные банки, имеющие разрешение Банка России на открытие и ведение специальных счетов типа ”С”, которое выдается по определенной форме.
Счета типа ”С” в валюте Российской Федерации подразделяются на счета типа ”С” (конверсионные) и счета типа ”С”(инвестиционные).
На имя одного нерезидента в одном Уполномоченном банке может быть открыт только один счет типа ”С” (конверсионный), один счет типа ”С” (инвестиционный).
Нерезиденты вправе иметь счета типа ”С” более чем в одном Уполномоченном банке.
Требования инструкции Банка России от 16 июля 1993 года N 16 «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации» (с учетом изменений и дополнений) не распространяются на порядок открытия и осуществления операций по счетам типа ”С”.
Счет типа ”С” (конверсионный) предназначен для осуществления сделок по покупке и продаже нерезидентом иностранной валюты за валюту Российской Федерации в целях настоящей Инструкции.
Сделки по покупке ценных бумаг с указанного счета оплачиваться не могут. На указанный счет не могут быть зачислены денежные средства от продажи (погашения) ценных бумаг, в том числе выплаты процентного дохода и дивидендов.
Счет типа ”С”(инвестиционный) предназначен для осуществления нерезидентом операций с ценными бумагами, установленными в соответствии с настоящей Инструкцией.
Со счета типа ”С” (инвестиционный) денежные средства не могут использоваться для осуществления операций по купле – продажи нерезидентом иностранной валюты.
Порядок открытия счетов типа ”С” в валюте Российской Федерации.
Счета типа ”С” в валюте Российской Федерации открываются Уполномоченным банком на основании заключенного с нерезидентом договора банковского счета на открытие и ведение счетов типа ”С” в валюте Российской Федерации.
Для открытия счета типа ”С”(инвестиционного) и счета типа ”С” (конверсионного) может заключаться один договор банковского счета на открытие и ведение счетов типа ”С” в валюте Российской Федерации.
Срок действия заключаемого с нерезидентом договора банковского счета на открытие и ведение счетов типа ”С” в валюте Российской Федерации не может превышать срок действия Разрешения и может быть продлен при условии выдачи Разрешения на новый срок.
Для открытия и ведения счетов типа ”С” в валюте Российской Федерации нерезиденты – юридические лица, а также физические лица – индивидуальные предприниматели представляют Уполномоченному банку документы, оформляемые в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, иными правовыми актами и банковскими правилами.
Каждое предприятие может иметь в банке только один основной счет расчетный или текущий. Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость. Открытие расчетного счета после предоставления всего необходимого комплекта документов сопровождается заключением договора о расчетно-кассовом обслуживании, по которому банк берет на себя обязательства по проведению расчетов, обеспечению сохранности и возврату средств, а также конфиденциальности информации о хозяйственной деятельности клиента, а клиент несет ответственность за достоверность документов по проведению операций по счетам.
Большинство банковских услуг (начиная с простых рублевых переводов по платежным поручениям и заканчивая расчетами с использованием аккредитивов и сделками привлечения/размещения) включает в себя этап перевода безналичных средств между кредитными учреждениями. Эти переводы осуществляются с использованием специальных счетов, которые называются корреспондентскими.
Корреспондентские счета могут быть открыты коммерческим банком (или для коммерческого банка) в рамках той или иной системы расчетов. Вся совокупность схем корреспондентских отношений в России называется национальной платежной системой финансовых расчетов. Сюда же, как составная часть национальной платежной системы, относятся и международные расчеты с применением корреспондентских счетов, открытых в иностранных банках (или иностранным банкам).
Вся система межбанковских расчетов основана на двух типах счетов – счета ЛОРО и счета НОСТРО.
Корреспондентский счет ”ЛОРО” – корреспондентский счет, открываемый банком–корреспондентом[1] банку–респонденту[2], по которому банк–корреспондент осуществляет операции по перечислению и зачислению средств в соответствии с действующим законодательством и договором. Он же является корреспондентским счетом ”НОСТРО” в банке–респонденте.
Счет ЛОРО является пассивным счетов. Счет ЛОРО банк открывает своему банку-корреспонденту на своем балансе. Принято говорить, что ”для банка открыт счет ЛОРО в <расчетном банке>”.
Счет НОСТРО является активным счетом, то есть на нем отражаются средства банка, открывшего этот счет в другом банке. Счет НОСТРО открывается банку в рамках какой-либо расчетной системы. Частным случаем расчетной системы может служить установление прямых корреспондентских отношений. Принято говорить, что ”банк имеет счет НОСТРО в <расчетном банке>”.
Счета ЛОРО и НОСТРО являются зеркальным отражением друг друга. Остаток и обороты по счету НОСТРО выверяется на основании выписки по счету ЛОРО.
Например, рассмотрим открытие корреспондентского счета коммерческого банка в ЦБ РФ. В балансе коммерческого банка это будет лицевой счет, открытый на балансовом счете 30102. Этот счет называется счетом НОСТРО. В балансе коммерческого банка он является активным.
Соответствующий ему зеркальный счет ЛОРО открывается на балансе ЦБ РФ (РКЦ). Это счет является пассивным, и он открывается на балансовом счете 30101.
Схема счетов ЛОРО и НОСТРО изображена на рис.6.2.
Основным инструментом для совершения безналичных платежей в Российской федерации является система валовых расчетов Банка России.
Согласно, на территории Российской Федерации расчеты между учреждениями коммерческих, кооперативных банков и другими кредитными учреждениями (далее учреждения банков) производятся расчетно-кассовыми центрами Центрального банка Российской Федерации (РКЦ), организованными в местах нахождения учреждений банков. В зависимости от условий связи и наличия учреждений банков могут организовываться межрайонные РКЦ.
Для осуществления расчетов каждому учреждению банка в РКЦ открывается корреспондентский счет на соответствующем балансовом счете N 30101 ”Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России” – коммерческим, кооперативным и другим кредитным учреждениям; учреждениям Сберегательного банка; учреждениям Внешэкономбанка России. Для открытия корреспондентского счета в РКЦ заключается договор о корреспондентских отношениях и представляется заявление учреждения банка, образцы подписей и оттиска печати.
Порядок взаимоотношений по осуществлению расчетов регулируется данным Положением и договором о корреспондентских отношениях.
В настоящее время расчеты осуществляются по сеансовой технологии. Это значит, что в течение операционного дня банк может осуществить определенное количество сеансов связи с РКЦ. В московском регионе в настоящее время можно осуществить 4 сеанса. В ближайших планах Центрального Банка России стоит переход на систему расчетов в режиме реального времени.
Внутри банковские расчеты осуществляются, минуя корсчета. Расчеты между РКЦ осуществляются через систему межфилиальных оборотов. Операции друг у друга РКЦ осуществляет на основании ”авизо”, т.е. официального извещения о выполнении расчетной операции. Они могут быть почтовыми и телеграфными, а также дебетовыми или кредитовыми в зависимости от содержания операции.
Централизованный порядок расчетов является причиной невысокой скорости совершения расчетных операций, что побуждает коммерческие банки устанавливать прямые корреспондентские отношения между собой.
Важное место в системе межбанковских расчетов занимают клиринговые расчеты, которые проводятся ЦБР между одногородними коммерческими банками. Клиринг представляет собой систему регулярных безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги), ценные бумаги. Концентрация платежей при клиринге позволяет значительно уменьшить баланс платежей и общую сумму обращающихся платежных средств, расширяет сферу безналичного оборота и облегчает управление ими. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая) наличность и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников расчетов. Организацию клиринговых расчетов могут брать на себя специальные небанковские структуры – Клиринговые центры и расчетные палаты, которые в сферу своей деятельности могут включать и межрегиональные расчеты.
Примерно 3/4 платежного оборота – это расчеты по товарным операциям, остальная часть – это расчеты с бюджетом, государственными органами и кредитными учреждениями. По территориальному признаку расчеты бывают одногородними (местными) и иногородними.
Форма расчетов включает в себя способ платежа и соответствующий ему документооборот, т.е. система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств.
В соответствии с действующим законодательством допускается использование следующих форм безналичных расчетов:
1) платежные поручения – письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя средств;
2) платежные требования-поручения – требование поставщика к покупателю оплатить стоимость выполненных работ на основании приложенных документов. Этот документ выписывается поставщиком на основании фактического исполнения услуги на стандартном бланке и направляется в банк покупателя. Возможен прием требований -поручений на инкассо. Платежные требования-поручения поставщика могут быть оплачены только после акцепта плательщика.
В банковской практике существуют следующие формы акцепта:
- положительный – плательщик заявляет в письменной форме свое согласие;
- отрицательный – плательщик заявляет в письменной форме только об отказе от оплаты;
- предварительный – плательщик заявляет о своем согласии на оплату до списания денег с его счета. Расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил о своем отказе в течение 3-х рабочих дней.
3) аккредитивы – это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях предусмотренных в аккредитивном заявлении. Аккредитивная форма расчетов используется только в иногородних расчетах и только с одним поставщиком.
Аккредитив может быть:
- покрытый (депонированный), при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиками;
- непокрытый (гарантированные), по которому платежи поставщику гарантирует банк.
Кроме того, аккредитив может быть: отзывный, т.е. он может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом, и безотзывный – не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика.
Кроме перечисленных существует еще вексельная форма расчетов, которая представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа – векселя.
Вексель – это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Существует простой и переводной вексель. Простой вексель выписывает сам плательщик. Переводной вексель-тратта – это приказ векселедателя плательщику об уплате вексельной суммы третьему лицу. Участвуют: трассант (векселедатель) – трассат (плательщик) –ремитент (векселедержатель-получатель платежа). Вексель передается из рук в руки с помощью передаточной надписи – индоссамента. Срок платежа по векселю – это обязательный реквизит. Вексельная форма расчетов предполагает обязательное ее участие в банках, в частности инкассирование банками векселей, т.е. выполнение ими поручений векселедержателей по получению платежей по векселям в срок. Приняв вексель на инкассо, банк берет на себя ответственность по предъявлению векселя в срок плательщику и по получению причитающегося по нему платежа. В вексельной форме расчетов помимо банка векселедержателя, инкассирующего векселя, может участвовать и банк плательщика в качестве домицилянта, т.е. выполнять поручение своего клиента-плательщика по своевременному совершению платежа по векселю. К сроку платежа клиент-плательщик обязан обеспечить необходимую сумму на отдельном счете. В противном случае банк отказывает в платеже, и вексель протестуется против векселедателя.
Банковский вексель – это односторонне обязательство банка – эмитента векселя об уплате обозначенному в нем лицу или по его приказу определенной денежной суммы в установленный срок.
Кассовые операции коммерческих банков обеспечивают налично-денежный оборот. Предприятия обязаны всю денежную наличность сверх установленных лимитов сдавать в банк. Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций банк имеет оборотную кассу. Банк стремится осуществить выдачу наличных денег за счет поступления их от клиентов, не обращаясь в ЦБР за подкреплением. Для этого банк составляет оперативный кассовый прогноз, а клиенты – кассовые заявки. Чаще всего приходные кассы принимают деньги по объявлению на взнос наличными. Возможна сдача денег через инкассацию.
Деньги расходной кассой выдаются в основном по денежным чекам из чековых книжек или по расходным кассовым ордерам, выписываемым бухгалтерией.
Все виды операций с наличными деньгами обязательно сопровождаются определенным документооборотом, четко определенным документами ЦБР.
Выводы:
Безналичный денежный оборот (расчет) охватывает расчеты между всеми субъектами рынка. Осуществление безналичных расчетов порождает взаимные межбанковские расчеты, осуществляемые через корреспондентские счета, открывающиеся на балансе каждого банка.
Для осуществления движения средств между банками корреспондентские счета могут быть открыты коммерческим банком (или для коммерческого банка) в рамках той или иной системы расчетов. Вся совокупность схем корреспондентских отношений в России называется национальной платежной системой финансовых расчетов. Сюда же, как составная часть национальной платежной системы, относятся и международные расчеты с применением корреспондентских счетов, открытых в иностранных банках (или иностранным банкам).
В нашей стране межбанковские расчеты осуществляются через специально создаваемые органы ЦБР – расчетно-кассовые центры (РКЦ), в которых по месту нахождения правлений коммерческих банков открываются корреспондентские счета банков, через которые банки осуществляют весь круг операций, связанных с обслуживанием клиентов, а также операции самого банка как хозяйствующего объекта. Одновременно с открытием счета заключается договор о корреспондентских отношениях с РКЦ ЦБР.
Вся система межбанковских расчетов основана на двух типах счетов – счета ЛОРО и счета НОСТРО. Счета ЛОРО и НОСТРО являются зеркальным отражением друг друга.
Основным инструментом для совершения безналичных платежей в Российской федерации является система валовых расчетов Банка России.
В настоящее время расчеты осуществляются по сеансовой технологии.
Частным случаем расчетной системы может служить установление прямых корреспондентских отношений между банками.
Внутри банковские расчеты осуществляются, минуя корсчета. Расчеты между РКЦ осуществляются через систему межфилиальных оборотов.
Важное место в системе межбанковских расчетов занимают клиринговые расчеты, которые проводятся ЦБР между одногородними коммерческими банками. Клиринг представляет собой систему регулярных безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги), ценные бумаги.
Главный принцип – это осуществление их строго при наличии и в пределах остатка средств на этих счетах. Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям.
Безналичные расчеты осуществляются по банковским счетам. Платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. При этом клиент сам выбирает форму безналичных расчетов. Платеж должен быть осуществлен в сроки, предусмотренные договором при наличии у плательщика средств на счете в банке.
Предприятия имеют право без ограничений открывать в банках счета различных видов, которые предусмотрены действующим законодательством.
В соответствии с характером деятельности клиента, его правовым статусом и правоспособностью банки вправе открывать расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные и иные счета.
Каждое предприятие может иметь в банке только один основной счет расчетный или текущий. Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость. Открытие расчетного счета после предоставления всего необходимого комплекта документов сопровождается заключением договора о расчетно-кассовом обслуживании, в котором определены права и обязанности банка и клиента.
Форма расчетов включает в себя способ платежа и соответствующий ему документооборот, т.е. система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств.
В соответствии с действующим законодательством допускается использование следующих форм безналичных расчетов:
- платежные поручения – письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя средств;
- платежные требования – требование поставщика к покупателю оплатить стоимость выполненных работ на основании приложенных документов;
- аккредитивы – это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях предусмотренных в аккредитивном заявлении.
Кроме перечисленных существует еще вексельная форма расчетов, которая представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа – векселя.
Кассовые операции коммерческих банков обеспечивают налично-денежный оборот. Деньги расходной кассой выдаются в основном по денежным чекам из чековых книжек или по расходным кассовым ордерам, выписываемым бухгалтерией.
Вопросы для повторения по теме 6:
1. Перечислите права и обязанности клиента и банка по договору банковского счета.
2. Каким организациям и для каких целей может быть открыт в банке текущий счет?
3. Как, по вашему мнению, можно ли со счета недоимщика выплачивать заработную плату сотрудникам предприятия?
4. Какие услуги предлагает банк при организации акционерного общества до получения лицензии?
5. Сколько разрядов включает в себя расчетный счет организации в коммерческом банке и какая информация в нем содержится?
6. Для каких целей и кому открывается счет ”С”, счет ”И”, и счет ”Т”?
7. Нарисуйте схему прохождения платежей при прямых корреспондентских отношениях между банками.
8. Какие обязательные данные должны содержать расчетные документы?
Тренировочные задания к теме 6:
Покажите направления движения документов, опишите операции и бухгалтерские проводки на всех этапах оплаты платежного поручения на представленной схеме документооборота.
Покажите направления движения документов, опишите операции и бухгалтерские проводки на всех этапах оплаты платежного требования на представленной схеме документооборота при расчетах платежными требованиями-поручениями.
Тесты к теме 6:
№1
Безналичные расчеты в российских банках осуществляются с применением:
· платежных требований и платежных поручений;
· платежных требований, векселей и платежных требований–поручений;
· платежных требований и чеков;
· платежных поручений, векселей и платежных требований–поручений.
№2
Расчеты покрытыми аккредитивами предусматривают:
· открытие аккредитива на специальном балансовом счете в банке-эмитенте;
· открытие аккредитива на специальном балансовом счете в исполняющем банке;
· открытие аккредитива в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.
№3
Подкрепление корреспондентского счета банка может производиться путем:
· осуществления проводки: дебет корсчета – кредит кассы;
· сдачи наличных денег в РКЦ;
· снятия средств с резервных счетов.
№4
В банковской практике существуют следующие формы акцепта:
· положительный и предварительный;
· положительный, отрицательный и предварительный;
· отрицательный и предварительный;
· положительный и отрицательный.