Понятие качества и управления качеством в проекте. Стадии процесса управления качеством в проекте. Основные задачи стадий процесса управления качеством в проекте.
Управление качеством в проекте – раздел управления проектами, включающий в себя процессы, необходимые для обеспечения гарантий того, что проект удовлетворит потребностям, ради которых он и был предпринят. Включает планирование качества, обеспечения качества и контроль качества.
Управление качеством осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта и охватывает все его стороны и элементы, в т.ч.:
· проектные, организационные и управленческие решения;
· используемые материалы, оборудование, сырье и др.;
· качество выполняемых работ при реализации проекта;
· качество полученных результатов проекта (продукты проекта, оказываемые услуги).
Создание и поддержание качества процессов и продуктов в ходе выполнения проекта требует систематического подхода. Такой подход должен гарантировать, что:
· заявление потребности заказчика поняты и удовлетворены;
· оценить потребности других участников проекта;
· в ходе осуществления управления проектом учтена политика родительской организации в области качества.
В данном разделе знаний рассматривается качество процессов управления проектом по всем стадиям и функциям управления. Для каждой группы процессов определяются элементы выполнения качества в рамках всего проекта.
Процесс управления качеством в проекте включает:
1. Концепцию управления качеством в проекте:
· Выработка стратегии управления качеством в проекте (определение целей и задач, критериев успеха и неудач, ограничений и допущений).
· Определение общих требований и принципов обеспечения качества (Стандарты и правила).
· Требования к системе управления качеством.
· Утверждение концепции.
2. Планирование управления качеством в проекте:
· уточнение целей, задач, критериев оценки и ограничений при управлении качеством;
· определение списков объектов контроля в проекте;
· описание продукта проекта, влияющего на планирование качества;
· определение показателей оценки качества на основе международных, государственных, отраслевых и внутрифирменных стандартов по управлению качеством;
· разработка процедур управления качеством и их описание;
· выбор методов и средств контроля и оценки качества;
· разработка плана управления качеством в проекте, описывающего систему управления качеством в проекте и каким образом команда управления проектом будет реализовывать процедуры по качеству управления проектом.
3. Организация и осуществление контроля качества в проекте:
· организация и осуществление управлением качеством в проекте;
· техническая поддержка контроля качества;
· контроль качества в проекте;
· формирование отчетов для оценки выполнения качества.
4. Анализ состояния и обеспечение качества в проекте:
· сравнение фактических результатов проекта со спецификациями и требованиями;
· анализ состояния и прогресса качества в проекте на протяжении его жизненного цикла;
· техническая оценка качества продукта проекта;
· процесс проверки соответствия имеющихся результатов контроля качества существующим требованиям;
· формирование списка отклонений;
· определение необходимых корректирующих действий по обеспечению качества в проекте;
· решение о промежуточной приемке;
· уточнение списков контроля объектов;
· корректирующие действия по обеспечению качества в проекте;
· документирование изменений;
5. Завершение управления качеством в проекте:
· сводная оценка качества результатов проекта;
· решение о завершающей приемке;
· список замечаний и претензий по качеству;
· разрешение спорных вопросов и конфликтов;
· оформление документации и архива;
· анализ опыта и извлеченные уроки по управлению качества.