Определение границы оптимального рынка (Методика расчета)
Фирма-производитель А, выпускающая лакокрасочные материалы, расположена на расстоянии 200 км от фирмы В, реализующей такую же продукцию аналогичного качества. Обе фирмы определяют свои производственные затраты на уровне 5 долл. на товарную единицу, а расходы на транспортировку груза 0,2 долл./км.
Чтобы расширить границы рынка, руководство фирмы А приняло решение о необходимости организации склада, находящегося на расстоянии 80 км от основного предприятия и на расстоянии 120 км от фирмы В.
Доставка на склад осуществляется крупными партиями и оттуда распределяется между потребителями. Затраты, связанные с функционированием склада составляют 0,4 долл. на товарную единицу. Определить влияние нового склада на изменение границ рынка.
Алгоритм решения задачи
1.Определим границы рынка для фирм-производителей А и B в случае отсутствия склада S. Зная, что границей рынка будет точка безубыточности для фирм А и В, т.е. территория, где продажная цена фирмы А будет равна продажной цене фирмы В, составим уравнение равновесия:
СА = СВ ,
где СА – продажная цена товара фирмы А;
СВ – продажная цена товара фирмы В.
В свою очередь
СА = CPA + CTA·X,
где CPA – производственные затраты на товарную единицу фирмы А;
CTA – расходы на транспортировку груза фирмы А;
X – расстояние от фирмы А до ее границы рынка.
СВ = CPВ + CTВ · (L – X),
где CPB – производственные затраты на товарную единицу фирмы B;
CTB – расходы на транспортировку груза фирмы B;
L – расстояние между фирмами.
Тогда для нашей задачи уравнение примет вид:
5 + 0,2·Х = 5 + 0,2·(200 – Х), откуда Х = 100 км.
2.Определим границы рынка для фирм-производителей А и B в случае наличия склада S. В этом случае расчет точки безубыточности производится не от местонахождения фирмы А, а от местонахождения склада S (рис.2).
Рис.2.Определение границ рынка (Гр)
В этом случае расстояние между складом S и фирмой В составит:
SB = L – L1 = 200 – 80 = 120 км,
где L1 – расстояние от фирмы А до склада S.
Продажная цена товара фирмы А при этом составит:
СА = CPA + CTA·X1 + CСКЛ = 5 + 0,2·X1 + 0,4,
где CСКЛ – затраты на складирование одной товарной единицы.
Уравнение равновесия примет вид:
CPA + CTA·X1 + CСКЛ = CPВ + CTВ·(SB – X1), или
5 + 0,2·X1 + 0,4 = 5 + 0,2 · (120 - X1).
Отсюда X1 = 59.
Таким образом, после начала использования склада S, границы рынка фирмы А составили (L1 + X1) = 80 + 59 = 139 км и расширились на 39 км.
Назначение и виды запасов
Любое сырье, прежде чем в виде готового изделия попасть к конечному потребителю, перемещается, соединяется с другими материалами, подвергается производственной обработке.
Продвигаясь по логистической цепи, сырье, а затем полуфабрикат и готовый продукт периодически задерживаются, ожидая своей очереди вступления в ту или иную производственную или логистическую операцию.
Таким образом, образуется запас.
Создание запасов всегда сопряжено с расходами.
Основные виды затрат,связанные с созданием и содержанием запасов:
· замороженные финансовые средства;
· расходы на содержание специально оборудованных помещений;
· оплата труда специального персонала;
· постоянный риск порчи, хищения.
Однако отсутствие запасов — это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь.
К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относятся:
· потери от простоя производства;
· потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;
· потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам и др.
Основная задача логистики запасов – это рациональное управление запасами, которое позволяет обеспечить бесперебойность производственного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов.
Основные причины создания запасов:
· возможность колебания спроса (спрос не всегда можно предвидеть, поэтому без достаточного страхового запаса можно остаться без товара на прилавках и отпустить клиента с деньгами и без покупки);
· сезонные колебания спроса некоторых видов товаров(в частности, например, урожай картофеля, убирается в начале осени, а его продажи осуществляются круглый год и поэтому, где-то должен накапливаться запас);
· скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов (некоторые наши соотечественники хранят дома сравнительно большие запасы продовольствия именно по этой причине).
· спекуляция (цена на некоторые товары может резко возрасти, поэтому предприятие, сумевшее предвидеть этот рост, создает запас с целью получения прибыли за счет изменения рыночной цены);
· снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа (снижение количества заказов всегда увеличивает объем поставки одной партии товара, а соответственно, приводит к уличению объема запаса, но в тоже время это может значительно снизить транспортные расходы за счет увеличения объема поставляемой партии);
· вероятность нарушения установленного графика поставок (в этом случае запас необходим для того, чтобы не остановился торговый процесс, что особенно важно для товаров, играющих значимую роль в формировании прибыли предприятия торговли; в производстве незапланированная остановка процессов наиболее опасна для предприятий с непрерывным циклом производства);
· снижение издержек, связанных с производством единицы изделия. Можно выпускать изделия малыми партиями, по мере возникновения спроса. Тогда запасы будут небольшими, однако постоянные переналадки производства лягут бременем на себестоимость единицы изделия. Другой путь — выпустить одну большую партию и держать готовый продукт в запасе. В этом случае расходы, связанные с запуском изделия в производство, распределятся на большое количество изделий, что может снизить себестоимость единицы даже при возросшем запасе.
· возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению. Наличие запасов в системе распределения позволяет осуществлять процесс реализации более равномерно, вне зависимости от ситуации в производстве. В свою очередь, наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, обеспечивает равномерность процесса производства.
· возможность немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно одним из следующих способов:
ü произвести заказанный товар;
ü закупить заказанный товар;
ü выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса.
Последний способ является, как правило, наиболее дорогим, так как требует содержания запаса. Однако в условиях конкуренции возможность немедленного удовлетворения заказа может оказаться решающей в борьбе за потребителя.
· сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей.
· упрощение процесса управления производством (наличие запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов на различных участках, а, следовательно, и соответствующие издержки на организацию управления этими процессами).
Различают два основных вида запасов:
· запасы производственные;
· запасы товарные.
В свою очередь каждый из них делится на три вида:
· запасы текущие;
· запасы страховые;
· запасы сезонные.
Общая схема формирования запасов приведена на рис.1.
Рис. 1.Основные виды материальных запасов
Запасы производственные — запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов — обеспечить бесперебойность производственного процесса.
Запасы товарные — запасы готовой продукции у предприятий изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т. е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.
Запасы текущие— это категория запасов, обеспечивающая непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.
· Запасы страховые — предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, например, таких, как:
· отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;
· в случаях возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;
· в случае непредвиденного возрастания спроса.
Запасы сезонные — образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки (сельхозпродукция, вывозка леса).
Выделяют также следующие виды материальных запасов:
· переходящие (остатки ресурсов материальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента очередной поставки);
· подготовительные – это часть производственных запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производственном процессе. К данной категории относят также часть товарных запасов, которые создаются в связи с необходимостью подготовки товаров к отпуску потребителям;
· неликвидные — это длительно неиспользуемые производственные или товарные запасы. Образуются в связи с ухудшением качества товаров в процессе хранения, а также вследствие морального износа;
· запасы в пути — это запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки. Время пребывания запасов в пути, т.е. время транспортировки, определяется с момента погрузки на транспорт до прибытия груза к месту назначения.