Доходы и расходы организаций
Сущность и классификация доходов организации
Доходы организации являются основным источником формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.
В наиболее узком смысле доходы организации можно определить как средства в денежной и неденежной форме, получаемые им в качестве награды за осуществление производственной, реализационной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
В настоящее время для характеристики сущности доходов все чаще используют понятие «экономической выгоды». Так для целей бухгалтерского учета в России «Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)» /15/.
Категорию «доход» следует отличать от категории «прибыль». Доходы – это полученная экономическая выгода, до вычитания расходов, связанных с получение этой выгоды.
Классификация доходов зависит от целей их определения.
По периодичности поступления выделяют текущий и капитализированный доход. Текущий доход представляет собой периодические поступления средств (например, купонный доход по ценным бумагам). Капитализированный доход – доход, поступающий единовременно (например, при продаже ценной бумаги или ее погашении)
По размеру доходы классифицируются на малые средние, крупные и особо крупные.
Для бухгалтерского учета доходы классифицируются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) на следующие группы:
- доходы по обычным видам деятельности;
- операционные доходы;
- внереализационные доходы;
- чрезвычайные доходы (Приложение Б).
Для целей налогообложения доходы классифицируются на:
доходы от реализации - выручка от реализации товаров (работ, услуг) и выручка от реализации имущественных прав;
внереализационные доходы (от долевого участия в других организациях, от сдачи имущества в аренду, в виде безвозмездно полученного имущества и т.д.)
доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы для расчета налога на прибыль (имущество или имущественные права, полученные в форме залога, в виде взносов в уставный капитал, средства, полученные по договорам кредита и займа и т.д.) /13/.
Сумма выручки равна величине поступлений денежных средств и иного имущества и (или) дебиторской задолженности.
Выручка признается при наличии следующих условий:
организация имеет право получить эту выручку (такое право должно быть подтверждено конкретным договором или иным образом);
сумма выручки может быть определена;
есть уверенность в получении экономической выгоды
право собственности перешло к покупателю или работа принята заказчиком;
расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены /13/.
Порядок формирования и определения доходов
От реализации продукции
Доходы от реализации продукции формируется исходя из условий договоров по продаже товаров, продукции, выполнению работ и оказанию услуг с учетом скидок (накидок), суммовых разниц, изменений условий договора, расчетов неденежными средствами и т.п. Проценты по коммерческим кредитам в виде отсрочки платежа, оформленные векселями покупателя, включаются в выручку от продажи товаров, продукции.
Выручка может определяться следующимиметодами:
метод начислений;
кассовый метод.
При методе начислений выручка признается в том периоде, в котором она имела место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества и (или) имущественных прав. Для доходов от реализации продукции моментом получения доходов признается день отгрузки продукции и предъявления счетов покупателям.
При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) кассу предприятия, поступления иного имущества и имущественных прав.
Применение кассового метода ограничено законодательством. Организации имеют право использовать кассовый метод, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций не превысила 1 млн. р. за каждый квартал /13/.
Метод определения выручки оказывает влияние на налоговое бремя и размер показателей прибыли предприятия. Метод начислений может усиливать налоговую нагрузку предприятия, так как предприятие вынуждено отчислять налоги с выручки до момента реального поступления денежных средств.
Планирование выручки от реализации продукции
Планирование выручки от реализации продукции является отправной точкой разработки всех финансовых планов, так как это основной источник доходов предприятия.
Выбор метода планирования выручки зависит от цели планирования, горизонта планирования, степени неопределенности внешней среды, номенклатуры продукции и других факторов.
Если спрос на продукцию в плановом периоде определен, выручку от реализации можно рассчитать методом прямого счета по формуле
Вр= Ц*Vр,(2.1)
где Вр – плановая выручка от реализации, р.;
Ц – плановая цена реализации единицы изделия i-го наименования, р.
Vр – объем реализации изделия i-го наименования, шт.
Цена и объем реализации в плановом периоде устанавливаются на основе данных отдела маркетинга о сформированном портфеле заказов.
Однако, часто, сформированного портфеля заказов на плановый период (особенно долгосрочный) предприятие не имеет. В этом случае для планирования выручки используются методы экспертных оценок, метод сценариев, статистические методы (простейшим из которых является трендовое прогнозирование), факторный метод, ситуационное моделирование/32/.
При годовом планировании выручки в период плановой экономики использовалось балансовое уравнение
Вр + ГПкп = ТП + ГПнп, (2.2)
где Вр – выручка от реализации продукции, тыс. р.
ГПкп, ГПнг – ожидаемые остатки соответственно на конец и начало планового периода готовой продукции на складе, (а так же для кассового метода - товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, товаров на ответственном хранении у покупателя), тыс. р.;
ТП – плановый объем товарной продукции, тыс. р.
Балансовое уравнение указывает на взаимосвязь выручки от реализации с объемом товарной продукции, которую можно изготовить на производственных мощностях предприятия. В период плановой экономики именно объем товарной продукции являлся отправной точкой внутрифирменного планирования. Однако, в рыночных условиях нельзя с уверенностью утверждать, что все, что может быть произведено будет продано. Поэтому представленное балансовое уравнение необходимо использовать не для расчета выручки от реализации, а для прогнозирования объемов производства.