Источники первичной и вторичной информации, их преимущества и недостатки
Источники первичной информации– сам исследуемый объект или субъект, производящий это исследование.
Первичная информация:
1)внутренние:
-объекты - внутренние процессы, осуществляемые фирмой, наблюдаемые в текущем периоде
-субъекты – специалисты и менеджеры разных уровней
2)внешние:
-объекты – процессы и события, происходящие во внешней среде, наблюдаемые в реальном режиме времени
-субъекты – потребители и покупатели, поставщики, конкуренты, специалисты, эксперты, представители гос. органов.
Источники вторичной информации– данные, которые уже обработаны.
Вторичная информация:
1)внутренние:
- внутренние документы
- отчеты предыдущих исследований
2)внешние:
• Официальные издания и документы:
а)Издания гос. учреждений предоставляют информации органов власти, регламентирующую различные стороны деятельности хозяйствующих субъектов, предоставлены в печатном и электронном виде. Источник считается достоверным.
б)СМИ предоставляют разного рода информацию от общеполитических новостей до интервью с экспертами. Публикуемые материалы можно разделить на информационные, аналитические, заказные и рекламные. Наличие заказных материалов существенно подрывает доверие к этой группе источников, потому необходимо провести анализ публикаций.
в)Экономическая и техническая научная литература отражает развитие научной парадигмы определенной области. Развитие теории может быть полезным для совершенствования методических приемов деятельности, создания новых схем и моделей, облегчающих принятие решений.
г)Годовые отчеты конкурентов представляют собой официальную информацию, предоставляемую фирмой общественности. Это выгодное представление деятельности предприятия перед акционерами и общественностью. Однако годовой отчет предоставляет много полезной информации для анализа стратегии конкурента.
д)Документы профессиональных ассоциаций-ассоциации или объединения. Ассоциации не только предоставляют информацию о своих членах, но и проводят отраслевые исследования, результаты которых могут быть доступны.
е)Специальные издания посвящаются либо отдельной отрасли, либо решению отдельных функциональных задач. Характеризуется высокой доступностью, низкой стоимостью, предсказуемой достоверностью, но, предоставляет устаревшую информацию; данные могут быть неполными, несопоставимыми, информация хорошо известна и конкурентам.
•Неофициальные источники представляют собой коммуникации, осуществляемые с клиентами, с поставщиками, посредниками, торговым персоналом или сотрудниками самого предприятия, с персоналом. Характеризуется нерегулярностью контактов, значительной трудоемкостью сбора информации, однако в содержательном плане может быть получена эксклюзивная информация.
•Специфические источники связаны со специфическими акциями, осуществляемыми с целью сбора информации о конкурентах или потенциальных партнерах. Характеризуются своей относительной доступностью и дают характеристику конкретному объекту исследования, однако их информация может быть неполной, нерелевантной, а ее сбор - дорогостоящим и трудоемким.
•Синдикативные источники предоставляют информацию следующего характера:
-Информация о товарных рынках.
-Информация о розничных ценах, динамике продаж.
-Сведения о потребителях.
-Сведения об аудиториях и рейтингах СМИ.
-Базы данных.
-Информация о публикациях.
Информация из синдикативных источников имеет высокое качество и регулярно обновляется, но недоступна для широкого круга пользователей в силу платного доступа к ней. Стоимость низкая. Область использования информации достаточно широка. Оценивается эффективность медиа-плана, отбираются рыночные сегменты, отслеживаются рыночные тенденции.