Преимущества и недостатки социологического опроса при изучении вторичной занятости

В науке всегда существовала проблема метода. Метод - это способ научного познания какой-либо реальности. Методы представляют собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.

Каждая наука имеет в своем распоряжении целый ряд методов, позволяющих исследовать то или иное явление, выявить какие-либо закономерности развития и т.д. Выбор метода исследования с одной стороны, зависит от методологической ориентации исследователя, а с другой – от задач, которые ставятся в исследовании [2, C.62].

Одним из популярных широко используемых методов социологии является социологический опрос. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые социологом вопросы. Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Тем не менее, каждый вид опроса имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их на примере изучения вторичной занятости студентов. Анализ достоинств и недостатков представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ достоинств и недостатков

Название опроса Достоинства Недостатки
квартирный опрос Возможность проведения продолжительных (до 40 минут) интервью. Возможность демонстрации респонденту стимульных материалов (карточек, образцов продукции и т.д.). Простота проведения контроля работы интервьюеров. Высокие требования к квалификации интервьюеров. Относительно высокая стоимость проведения интервью. Проблемы, связанные с недоверчивостью/ подозрительностью респондентов.
Опрос с централь-ной локацией (Холл-тест) Возможность проведения достаточно продолжительных (до 35 минут) интервью. Возможность использования стимульных материалов (карточек, плакатов, упаковок продукта, самого продукта). Простота проведения контроля работы интервьюеров.   «Качество» респондентов сильно зависит от месторасположения точки, в которой проводится опрос. Неслучайность выборки (в выборку попадают, как правило, жители одного района, либо респонденты, работающие в одном районе) Сложность рекрутирования отдельных групп респондентов (автомобилисты, активно работающие и т.п.)
Уличный опрос, опрос в местах продаж (опрос покупателей в магазине), опрос в местах скопления потребителей Высокая скорость проведения опроса. Относительно низкая стоимость проведения опроса. Кроме того, при проведении опроса в местах продаж и/или опроса в местах скопления потребителей появляется возможность опросить некоторые специфические группы респондентов.   Ограничения на продолжительность интервью (до 10 минут). Относительная сложность организации контроля за работой интервьюеров. Сильное влияние погодных условий (снег/ дождь/ мороз/ветер). Сложность получения разрешения на проведение опроса в торговых точках (для магазинных опросов/ опросов в местах скопления потребителей), этот процесс может занять продолжительное время и стоить достаточно дорого.
Телефон-ный опрос Высокая скорость проведения опроса. Относительно низкая стоимость проведения опроса. Возможность широкого географического охвата. Возможность добраться до труднодостижимых для других видов опроса групп респондентов (молодые специалисты, главные бухгалтеры, и т.д.) Легкость контроля качества работы интервьюеров. Серьезное ограничение продолжительности интервью (до 7 минут). Невозможность использования стимульных материалов. Низкий уровень телефонизации средних и небольших городов России.
Личное интервью Есть возможность продемонстрировать продукт. Сравнительно легко удерживать внимание респондента в течение долгого времени. Появляется возможность слушать живую речь респондента Легко задавать сложные вопросы. Высокая стоимость. Присутствует влияние интервьюера на респондентов. Требуется большая команда квалифицированных интервьюеров. Низкий уровень контроля за работой интервьюера.
Интернет-опросы Оперативность результатов.   Стоимость и время опроса практически полностью зависит от посещаемости площадок, на которых проводится опрос. Стихийность выборки. Нерепрезентативность выборки. Отсутствие контроля за действиями респондента.
Анкета на самозапол-нение (в том числе почтовые опросы) Относительно низкая, в некоторых случаях, стоимость проведения. Отсутствие «эффекта интервьюера». Более высокая откровенность респондентов. Недостаточная скорость сбора данных. Проблема возврата анкет. Проблема репрезентативности выборки.

Из всего выше сказанного мы можем выделить главные достоинства этого метода:

· сравнительная экономичность;

· возможность охвата больших групп людей;

· применимость к самым различным сторонам жизни людей;

· хорошая формализуемость результатов;

· минимум влияния исследователя на опрашиваемого;

· оперативность;

· экономия средств и времени.

Таким образом, такой метод исследования наиболее удобен и оптимален для проведения исследований и в том числе при исследовании вторичной занятости студентов.

Наши рекомендации