Анализ финансового состояния предприятия

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Управление предприятием в условиях кризиса»

Выполнил: студент 4 курса

заочной формы обучения

группы Э41С

Габитова Э.Ф.__________

Научный руководитель:

канд.экон. наук, доцент

Салимова Ф.Н.

Нефтекамск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1 Оценка финансового состояния предприятия
1.1 Анализ финансового состояния предприятия
1.2 Финансовое планирование 1.3 Финансовая стратегия  
2 Кризисы в социально-экономическом развитии
2.1 Понятие и причины возникновения
2.2 Типология кризисов
3 Выбор стратегии предотвращения банкротства и выхода из кризиса 3.1 Диагностика кризисов 3.2 Прогнозирование и оценка потенциального банкротства    
Заключение
Список использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Финансовый менеджмент – это управление движением финансовых и денежных потоков предприятия, возникающим в процессе осуществления деятельности предприятия и его взаимоотношений с другими организациями. Цель финансового менеджмента – обеспечение бесперебойного кругооборота средств предприятия, являющегося условием его нормального финансового состояния.

Управление финансами предприятия предполагает разработку методов для достижения этих целей, разработку и выбор критериев для принятия правильных финансовых решений, а также практическое использование этих критериев с учетом индивидуальных условий деятельности предприятия.

Исходной базой для управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния. Показатели, полученные в результате анализа, должны быть оценены с точки зрения достаточности или недостаточности их величин или уровня для данного предприятия, с учетом именно его конкретных условий. Основными объектами управления финансами является система показателей, характеризующих платежеспособность, финансовую устойчивость, кредитоспособность, оборачиваемость главных элементов активов и пассивов, динамику выручки и прибыли от продаж и связанных с ней рисков, движение денежных потоков. Финансовый менеджмент, задачей которого является активное и целенаправленное воздействие на уровень финансового состояния предприятия, неизбежно воздействует на все стороны его деятельности, так как выбор критериев для принятия финансовых решений вызывает необходимость изменений во всех видах деятельности предприятия.

ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСОТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Анализ финансового состояния предприятия

Финансовое состояние предприятия - это характеристика его финансовой конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов (капитала), выполнение обязательств перед государством и партнерами, т.е. отражение всех сторон его предпринимательской деятельности.

К основным факторам, определяющим финансовое состояние предприятия, относятся:

выполнение финансового плана и пополнение собственного оборотного капитала за счет прибыли;

скорость оборачиваемости оборотных средств.

Сигнальным показателем финансового состояния предприятия является его платежеспособность, т.е. способность вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков и подписчиков, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет.

Постановление Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 20 мая 1994 г. № 498 утвердило систему критериев для определения удовлетворительного состояния структуры баланса и платежеспособности предприятия.

К основным показателям, характеризующим финансовое положение предприятий, отнесены коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и восстановления (утраты) платежеспособности.

Источником информации для анализа финансового состояния служат бухгалтерский баланс и приложения к нему, статистическая и оперативная отчетность.

Анализ финансового состояния включает в себя:

анализ финансовой устойчивости;

анализ платежеспособности;

анализ эффективности финансовых инвестиций.

Для оценки финансовой устойчивости предприятия используются коэффициент автономии и коэффициент финансовой устойчивости.

Коэффициент автономии характеризует независимость предприятия от заемных источников привлечения средств и отражает отношение собственного капитала к итогу баланса:

Кавт = СС/Б, (1)

где Кавт — коэффициент автономии;

СС — собственные средства (руб.);

Б — итог баланса (руб.).

Коэффициент финансовой устойчивости — это соотношение собственных средств предприятия:

Куст = СС/ЗС + КЗ, (2)

где Куст — коэффициент финансовой устойчивости;

ЗС — заемные средства (руб.);

К3 — кредиторская задолженность (руб.).

Соотношение собственного и заемного капиталов во многом определяется условием процентной ставки на заемные средства и эффективностью использования предприятием собственного капитала.

Превышение собственных средств над заемными свидетельствует о достаточном запасе финансовой устойчивости предприятия и его относительной независимости от внешних источников финансирования.

Финансовая устойчивость предприятия определяется не только соответствием "нормативу" коэффициента автономии (минимальное значение данного показателя принимается на уровне 0,6), но и правильностью вложений в его активы собственного капитала. Практика определяет, что в составе оборотных средств должно находиться не менее 1/3 собственного капитала.

Величина собственных оборотных средств определяется как разность между величиной собственных средств и основных' средств и вложений:

СОбС = СС – ОС, (3)

где СОбС ― собственные оборотные средства (руб.);

ОС ― основные средства и вложения (руб.).

Отношение собственного оборотного капитала к общей сумме собственного капитала отражает коэффициент маневренности (Кман):

Кман = СОбС/СС. (4)

При анализе финансового состояния предприятия целесообразно обратить внимание на правильность использования собственных оборотных средств и выявить их иммобилизацию, т.е. использование их не по назначению (в основные средства, нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения).

Текущая платежеспособность (ликвидность) - это способность предприятия к быстрому погашению своих краткосрочных долгов.

Она определяется соотношением величины задолженности и ликвидных средств, т.е. средств, которые могут быть использованы для погашения долгов (наличные деньги, депозит, ценные бумаги, реализуемые элементы оборотных средств и др.).

Ликвидность предприятия можно оперативно оценить, используя коэффициент покрытия и абсолютной ликвидности.

Коэффициент покрытия характеризует отношение мобильных (оборотных) средств к краткосрочной задолженности:

Кпокр Обс/КК + КЗ, (5)

где Кпокр ― коэффициент покрытия;

ОбС — оборотные средства;

КК — краткосрочные кредиты и заемные средства.

Считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах 1,0 - 2,0, т.е. текущих активов должно быть по меньшей мере столько, чтобы полностью погасить краткосрочные обязательства. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более чем в два раза считается нежелательным, поскольку это свидетельствует о нерациональном вложении средств предприятия и их неэффективном использовании.

Из общей структуры оборотных средств наибольшей ликвидностью обладают денежные средства и быстрореализуемые ценные бумаги, приравненные к денежным средствам.

Коэффициент абсолютной ликвидности отражает отношение денежных средств, готовых для платежей и расчетов, к краткосрочным обязательствам.

Кабс.ликв. = ДС + ЦБ/КК + КЗ, (6)

где Кабс.ликв. — коэффициент абсолютной ликвидности;

ДС — денежные средства (в кассе, на расчетном счете, в расчетах, пути, прочие денежные средства) (руб.);

ЦБ — ценные бумаги и краткосрочные вложения (руб.).

Величина этого показателя определяет, какую часть своих краткосрочных долгов предприятие способно погасить на день составления баланса.

Рекомендуемое значение этого коэффициента – 0,2 - 0,3, т.е. при одновременном предъявлении кредиторами к оплате всей краткосрочной задолженности предприятие должно иметь возможность погасить по меньшей мере 20% их за счет наиболее ликвидных активов.

Обобщающим показателем, характеризующим финансовое состояние предприятия, является рентабельность, которая отражает эффективность использования капитала, т.е. эффективность финансовых инвестиций. Уровень рентабельности капитала измеряется процентным отношением балансовой чистой прибыли к величине капитала. Оценка рентабельности предприятия осуществляется с использованием системы экономических показателей, из которых наиболее распространенными являются общая рентабельность предприятия (РП) и рентабельность собственного капитала предприятия (РСК).

Первый показатель характеризует экономическую рентабельность всех средств, авансированных в предприятие, и равно соотношению чистой прибыли ко всему итогу средств по балансу:

РП = (ХП/Б) • 100%, (7)

где ХП — чистая прибыль предприятия (руб.).

Второй показатель характеризует финансовую рентабельность, т.е. рентабельность собственного капитала, и исчисляется как соотношение чистой прибыли к величине собственных средств:

РСК = (ХП/СС) • 100%. (8)

Именно показатель финансовой рентабельности, т.е. доходности собственных средств, является одним из наиболее значимых показателей эффективности финансовых инвестиций для предприятий, работающих на принципах самофинансирования, так как именно рост доходности собственных средств является условием и предпосылкой для расширения базы самофинансирования предприятия.

Основным источником информации об устойчивости финансового состояния партнера является бухгалтерская отчетность. В рыночной экономике отчетность предприятия базируется на обобщении данных бухгалтерского учета и выступает информационным звеном, связывающим предприятия с обществом и их партнерами, которые являются пользователями информации о деятельности предприятия.

При вступлении в рынок неизмеримо возрастает количество пользователей бухгалтерской· информации (финансовой отчетности). Если раньше она предназначалась довольно узкому кругу лиц (вышестоящей организации, финансовому органу, банку и территориальному органу статистики), то в настоящее время ее пользователями становятся практически все участники рыночных отношений: первая группа – лица, непосредственно связанные с предпринимательством (бизнесом), т.е. менеджеры и различные работники управления, включая, естественно, бухгалтеров, которых в западной практике называют бухгалтерами-аналитиками; вторая группа – лица, непосредственно не работающие на предприятиях (фирмах), но имеющие прямой финансовый интерес, – акционеры, инвесторы, различные кредиторы, покупатели и продавцы продукции (услуг) и т.д.; третью группу составляют лица, имеющие косвенный финансовый интерес, - различные финансовые институты: (биржи, ассоциации и т.п.), налоговые службы, органы статистики, профсоюзы и др.

Все пользователи бухгалтерской информации прежде всего ставят себе задачу провести анализ бухгалтерской отчетности, чтобы на его основе сделать выводы о направлениях деятельности.

Анализ бухгалтерского отчета имеет свои источники, цель и методику. Источниками информации являются формы отчета (включая приложения), а также сведения, привлекаемые из самого учета, когда такой анализ проводится внутри предприятия.

Цель анализа бухгалтерского отчета – возможно глубже заглянуть во внутренние и внешние отношения хозяйственного субъекта, выявить его финансовое положение, его платежеспособность и доходность. Анализ должен показать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии, предоставить сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестиций и т.п.

Финансовое планирование

Финансовое планирование - это планирование финансовых ресурсов и фондов денежных средств предприятия.

Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлено относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам.

Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы.

Цель финансового планирования – прогнозирование платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

Планирование финансовых ресурсов и вложений гарантирует выполнение обязательств перед бюджетом, кредиторами и акционерами, обеспечивает финансирование предпринимательской деятельности.

Задачами финансового планирования являются:

обеспечение торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами;

установление финансовых отношений с бюджетом, банками и другими контрагентами;

выявление направлений наиболее выгодных финансовых инвестиций;

повышение прибыльности финансово-хозяйственной деятельности;

контроль за образованием и расходованием денежных средств.

Финансовый план – составная часть бизнес-плана предприятия. При разработке бизнес-плана предусматривается исходить из того, что определение средств, необходимых для финансирования развития предприятия, предполагает оценку этого плана как инвестиционного проекта. Это означает, что предусмотренные планом затраты предприятия должны быть обоснованы их экономической эффективностью.

В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: стратегическое и тактическое.

Стратегический (перспективный) финансовый план – это форма реализации целей и задач предприятия, стратегии инвестиции и предполагаемых накоплений. Основа стратегического финансового планирования, являющегося одной из коммерческих тайн предприятия, – определение потребности в капитале для осуществления предпринимательской деятельности. Тактический финансовый план - это годовой баланс доходов и расходов предприятия. В условиях инфляции финансовые планы составляются на квартал и корректируются с учетом индекса инфляции.

Цель составления финансового плана – увязка доходов Предприятия с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд; при превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых ресурсов. Дополнительные средства предприятие может привлечь за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов или займов, спонсорских взносов и т.д.

В финансовом плане производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования. Для этого составляется проверочная (шахматная таблица), в вертикальных графах которой приводятся направления использования финансовых ресурсов, а в горизонтальных –источники финансирования, что соответствует расходной и доходной частям баланса. Шахматная таблица позволяет выявить целевой характер использования ресурсов и сбалансировать доходы и расходы по статьям.

Основными доходными статьями финансового плана являются прибыль, амортизационные отчисления, банковские ссуды и другие доходы и поступления; основными статьями расходов - налоговые отчисления, расходы на капитальные вложения, средства на погашение банковских ссуд и процентов по ним и прирост оборотных средств, отчисления в целевые фонды и другие расходы и отчисления.

Практически финансовые планы конкретизируют стратегические. В свою очередь тактические планы детализируются посредством оперативного планирования, которое представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кассового плана, кредитного плана, платежного календаря и др.

Кассовый план отражает движение наличных средств предприятия в течение определенного периода (чаще всего квартала).

Именно плохое управление наличностью основная причина финансово-экономических трудностей, поэтому составление кассовых планов и контроль за их выполнением имеют важное значение для повышения платежеспособности предприятия.

Кредитный план – план поступления заемных средств и график погашения задолженности. Обычно оформляется в виде кредитной ставки.

Платежные календари, временной горизонт которых колеблется от 5 до 30 дней, отражают оперативные данные о движении и остатках средств на расчетном счете предприятия.

В конечном итоге финансовое планирование направлено на обеспечение рационального и эффективного использования имеющихся у предприятия финансовых ресурсов.

Финансовое планирование на производственном предприятии должно строиться, в первую очередь, на основе прогноза его операционной деятельности.

Такой прогноз (или операционный план) позволяет определить:

· оптимальные объемы запасов различного рода ресурсов;

· финансовый результат основной деятельности предприятия;

· периоды, в течение которых для обеспечения производства потребуется привлекать сторонние ресурсы.

Оперативное планирование дает возможность выявить и решить и такие проблемы современного отечественного предприятия, как:

· задержки возврата дебиторской задолженности - дефицит денежных средств;

· неэффективность производства - необходимость наличия лишних производственных запасов;

· перебои с поставкой комплектующих материалов - необходимость наличия излишних производственных запасов и т.п.

С учетом потребностей дальнейшего развития предприятия строится и его инвестиционный финансовый план, содержание которого необходимо увязывать с возможностями привлечения средств как из внутренних, так и внешних источников.

Финансовая стратегия

В условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость определения тенденций финансового состояния. Предприятие нуждается в выработке собственной финансовой стратегии. Финансовая стратегия - это важнейшая составляющая общей стратегии предприятия. Она выражается в практике создания и реализации генерального плана действий по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами. Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает формы выживания и развития предприятия в новых условиях. Финансовая стратегия включает в себя: анализ финансового состояния; оптимизацию имущества предприятия; распределение прибыли; организацию наличных и безналичных расчетов; налоговую и ценовую политику; политику в области ценных бумаг.

Обычно различают генеральную и оперативную финансовые стратегии, главную стратегическую цель и стратегию выполнения отдельных стратегических задач. Генеральной финансовой стратегией называют стратегию, определяющую финансовую деятельность предприятия на долгосрочный период.

Если предприятие использует в своей практике систему долгосрочного, среднесрочного и текущего финансового планирования, то соответственно дифференцируются и горизонты планирования. Обычно в отечественной практике они составляют: при долгосрочном планировании - от трех до пяти лет; среднесрочном - от одного до трех лет; текущем (оперативном) - на квартал, месяц, а при необходимости и на более короткие сроки. Оперативная финансовая стратегия в отличие от генеральной охватывает все валовые доходы и расходы средств за планируемый период. Только при такой детальной проработке состава поступлений и расходов возникает возможность организовать денежные потоки и обеспечить превышение доходов над расходами.

Главной стратегической функцией финансов является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами для выполнения его миссии.

Финансовая стратегия включает в себя способы и действия для главной стратегической цели, а именно: формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими; выявление решающих направлений и сосредоточение на них ресурсов; ранжирование и поэтапное достижение целей; соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия; объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансового положения предприятия на каждом отрезке времени; создание и подготовка стратегических резервов; учет экономических и финансовых возможностей предприятия и конкурентов; маневрирование и борьба за инициативу для достижения решающего превосходства над конкурентами.

Таким образом, успех финансовой деятельности предприятия обеспечивается при взаимной увязке теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегий финансовым возможностям предприятия.

Наши рекомендации