Торговые и логистические посредники в каналах, их функции
Функции посредников в логистическом процессе можно разделить на три группы:
· Функции обмена (купли -продажи) – базисные функции логистики;
· Функции (операции) физического распределения, относящиеся к ключевымфункциям логистики;
· Поддерживающие функции (стандартизации качества, финансирования, информационной поддержки, страхования рисков и т. п.).
Посредниками в процессах обмена (купли-продажи) товаров являются совершающие оптовые закупки торговые предприятия, биржи, лизинговые компании, аукционы, ярмарки и др., которыми заключаются многочисленные сделки купли-продажи, аренды.
Посредниками в операциях физического распределения являются различные специализированные транспортные, экспедиторские, транспортно-экспедиторские фирмы, компании физического распределения, грузовые терминалы и терминальные комплексы, грузовые распределительные центры, предприятия по сортировке, затариванию и упаковке готовой продукции, грузоперерабатывающие и прочие предприятия. Логистические операции, относящиеся к физическому распределению, могут выполняться и торговыми посредниками.
Среди посредников, выполняющих поддерживающие функции, можно назвать предприятия и учреждения финансового сервиса (банки, финансовые компании, клиринговые и расчетные центры и компании), предприятия информационного сервиса (информационно-диспетчерские центры, вычислительные центры коллективного пользования, предприятия связи и телекоммуникаций), страховые компании, учреждения стандартизации, лицензирования и сертификации и т. д.
Помимо главных действующих лиц и участников логистического канала, существует также много менее заметных участников, которые играют вспомогательные, но тоже важные роли. Благодаря посредникам вся система функционирует лучше. Они быстро появляются и действуют там, где возникают проблемы нестыковки или взаимодействия между главными участниками канала. Например, важным посредником в проведении международных операций может быть переводчик.
Посредники действуют также там, где нужна планомерная организованная работа, например обработка заказов или поиск (когда потребители ищут товар или производители ищут покупателей). Посредники, выполняющие вспомогательные функции, заполняют существующие ниши. Они действуют сосредоточенно и целенаправленно и служат как бы "буферами" между различными участниками канала. Как правило, они не имеют статуса владельцев продуктов или товаров, проходящих через канал.
Эти посредники используются только тогда, когда они нужны, и большинство участников канала знают, когда к ним обращаться. Рассмотрим все пять каналов, о которых говорилось выше, и выясним, как действуют посредники в каждом из них.
В канале принадлежности самым распространенным посредником бывает банк, лизинговая или финансовая компания, которые могут принять товары во временное или частичное владение в ходе выполняемой операции. Часто это является условием продления кредита. Банки регулярно финансируют все стороны, участвующие в работе канала, что делает возможным производство продукта, его выход на рынок, а затем и продажу.
В канале переговоров часто обращаются к брокеру. Брокер — это посредник между продавцом и покупателем. Товары народного потребления часто продаются через брокеров. При заключении контракта с водителем грузовика на перевозку груза также часто пользуются услугами брокера. Это объясняется тем, что водитель считает более выгодным проводить время за рулем грузовика, а не терять его на телефонные переговоры в попытках найти следующий заказ на транспортировку. Поэтому водителю полезнее поручить брокеру найти для него заказ, а затем отдать ему 10—15% от суммы заказа. Когда берут внаем (фрахтуют) суда, работают два брокера; один представляет нанимателя, а другой — владельца судна. Фрахтование — это глобальный рынок и оба брокера имеют контакты по всему миру, что повышает вероятность успешного заключения договора о фрахтовании.
Посредники в канале финансирования — это, как правило, банки, которые предоставляют кредит, необходимый для совершения сделки. В некоторых ситуациях договор нужно застраховать; тогда посредниками выступают страховые компании. Иногда для проверки некоторой информации приглашают бухгалтеров или аудиторов, которые тоже выступают в роли посредников. Приобретая дорогостоящие объекты, такие как дома или корабли, покупатель почти всегда занимает деньги. В этом случае те, кто одалживают средства, также являются посредниками, так как они сводят вместе покупателей, продавцов и источники кредита.
Посредники в канале продвижения — это те, кто помогают проведению рекламных кампаний и другой деятельности в этой области. Речь идет о фирмах, которые проектируют, создают и транспортируют выставочные образцы для показа на ярмарках и выставках-продажах. Рекламные агентства занимаются подготовкой и размещением рекламных материалов в средствах массовой информации.
Например, производитель обуви компания Nike пользуется услугами агентства Weiden Kennedy (Портленд, штат Орегон) для рекламы многих моделей обуви. Но в то же время для рекламы специализированного ассортимента (например, ботинок для скейт-борда) в розничной сети Niketown компания Nike приглашает агентство Goodby компании Silverstein & Partners из Сан-Франциско.
Для представления в средствах массовой информации компании часто прибегают к услугам агентств по связям с общественностью (паблик рилейшнз). Но подобная рекламная деятельность посредников должна координироваться с общей маркетинговой политикой фирмы.
В логистическом канале существует множество посредников. Самым распространенным из них является экспедиционное агентство, организующее перевозки партий грузов. В его функции входит сбор и объединение небольших партий товаров в большие, а затем переправка их в вагонах или на грузовиках по железным или автомобильным дорогам. В международной логистике присутствует множество посредников. Можно было бы насчитать свыше 100 различных их типов. О глубине специализации в этой области можно судить по такому примеру: существует должность "инспектор груза", который специализируется на кофе и занимается изучением и подачей в арбитражный суд исков о возмещении ущерба, нанесенного при доставке кофе в зернах.