Необходимо отметить, что реализация новой региональной политики требует адекватных и действенных инструментов, в том числе финансовых
Важнейшей частью Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2020 года является новая региональная политика, целью которой является создание рациональной территориальной организации экономического потенциала и благоприятных условий для жизнедеятельности населения.
Необходимо отметить, что в настоящее время формируется новая территориальная организация Казахстана. Это выражается, в первую очередь, в опережающем росте крупных городов – агломераций (города Алматы и Астана) и сырьевых центров экономического роста на западе страны (Атырауская, Мангистауская области). В 2009 году четыре региона (города республиканского значения – Алматы, Астана и Атырауская, Карагандинская области) из шестнадцати обеспечили почти половину (47,2%) валового внутреннего продукта страны. В этих же регионах сосредоточились основные инвестиции и другие ресурсы экономики.
С другой стороны, слом сложившихся в плановой экономике центров (например, моногорода, сельские населенные пункты (далее – СНП) привел к появлению зон депрессивности и вызвал болезненные социальные процессы в обществе (миграция, деградация инфраструктуры, безработица, социальная маргинализация).
Однако, несмотря на происходящие процессы в территориальной организации страны, в региональной политике сохраняются прежние подходы, в частности в вопросах финансирования регионов (бюджетная политика). Так, продолжается практика направления бюджетных средств на развитие отдельных населенных пунктов, не имеющих перспектив экономического роста и соответствующего демографического потенциала.
Необходимо концентрировать ресурсы государства на действительно необходимых и перспективных проектах в регионах. Это в конечном итоге приведет к высокой эффективности бюджетных расходов.
Направления Программы напрямую связаны с основными приоритетами, обозначенными в принятых государственных и отраслевых программах. Мероприятия и проекты Программы направлены на повышение занятости посредством создания новых рабочих мест, внедрение современных инновационных технологий практически во всех сферах экономики. В рамках Программы также рассматриваются проекты по строительству и реконструкции в регионах объектов социально-рекреационной сферы, в том числе образования, здравоохранения, спорта, парковых зон и другие (отраслевых программ «Занятость 2020», «Производительность 2020», «Ақ бұлақ» на 2011 – 2020 годы, Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы).
Управление за реализацией Программы будет осуществляться:
Координаторам Программы на местном уровне – Управления экономики и бюджетного планирования областей, городов Алматы и Астаны, которые несут ответственность за реализацию Программы на местах (далее – Координаторы Программы);
Уполномоченным органом – Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан (далее – Уполномоченный орган);
Рабочим органом (далее – Рабочий орган) – Центр региональной политики АО «Институт экономических исследований»;
Рабочей группой по отбору инвестиционных проектов, реализуемых в рамках Программы (далее – Рабочая группа) – Рабочая группа по вопросам реализации Программы, состав которой утверждается приказом уполномоченного органа;
Межведомственной комиссиейпо вопросам региональной политики (далее – МВК) – это консультативно – совещательный орган при Правительстве Республики Казахстан;
Администратором республиканской бюджетной программы – Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан, осуществляющий реализацию Программы.
- Анализ текущей ситуации
Взятый в стране курс на форсированную индустриализацию и диверсификацию экономики напрямую связан с «планами по формированию центров экономического роста с целью создания рациональной территориальной организации экономического потенциала и благоприятных условий для жизнедеятельности населения». О необходимости придания нового импульса региональному развитию республики подчеркивается и в Послании Президента страны народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года, где было отмечено, что «индустриализация формирует новую парадигму региональной политики».
На современном этапе региональная политика Казахстана призвана обеспечить формирование благоприятных условий и факторов для наращивания внутренней и внешней конкурентоспособности регионов, территориальной концентрации ресурсов труда и капитала в центрах экономического роста, повышения региональной занятости и качества жизни жителей республики.
Конкурентоспособность региона определяется степенью и эффективностью использования потенциала региона (природного, сырьевого, трудового, инфраструктурного) для формирования и функционирования в регионе производств, создающих постоянную и продуктивную занятость населения. Поскольку регионы друг от друга отличаются своим потенциалом, то и политика по повышению конкурентоспособности в каждом регионе будет различной.
Регион может быть конкурентоспособным только тогда, когда он создает действующим или новым предприятиям такие условия, которые способствуют реализации и повышению их рыночной конкурентоспособности. Причем регион должен быть привлекательным не только для предприятий, но и для населения, являющегося одним из важнейших ресурсов.
Одной из ключевых задач местных исполнительных органов, влияющих на деловой и инвестиционный климат в регионе, является развитие и поддержание инфраструктуры, и снятие на этой основе имеющихся ограничений для развития отдельных предприятий и производств. К важным факторам, определяющим конкурентоспособность территории, относятся также привлекательность окружающей среды и благоприятная экологическая ситуация.
Другим важным направлением новой региональной политики является формирование рациональной территориальной организации, которое включает стимулирование и регулируемое развитие процессов урбанизации и агломераций, являющихся важнейшими точками экономического роста национальной экономики, развитие и поддержку перспективных населенных пунктов, обладающих экономическим и демографическим потенциалами.
В настоящее время крупнейшими агломерационными центрами в Казахстане являются Алматы и Астана. Быстрорастущая агломерация формируется на юге страны вокруг города Шымкент. На западе республики перспективной является агломерация с центром в городе Актобе.
В городах «второго уровня» также планируется рост концентрации населения (за счет притока сельских жителей и жителей городов, но в меньших темпах, чем в агломерациях) и развитие пригородных зон. С учетом перспективного индустриального развития в будущем усилится их специализация на профильных видах деятельности, имеющих конкурентные преимущества. Государственная поддержка развития данной группы городов позволит сформировать второй эшелон кандидатов на роль центров экономического роста.
Одной из задач новой региональной политики будет также являться развитие и поддержка городов и крупных СНП с высоким потенциалом развития. В этой связи в дальнейшем потребуется проведение комплексного обследования поселений всех уровней на предмет перспектив их развития.
Необходимо отметить, что реализация новой региональной политики требует адекватных и действенных инструментов, в том числе финансовых.
В настоящее время финансирование регионов в республике происходит в рамках сложившейся системы межбюджетных отношений, которая основана на перераспределении бюджетных средств из регионов-доноров в регионы-реципиенты (предоставление бюджетных субвенций отстающим в экономическом плане областям. Такая система межбюджетных отношений в республике не стимулирует местные исполнительные органы (как регионов доноров, так и реципиентов) к увеличению темпов роста социально-экономического развития своих территорий. Данная ситуация, во многом, сложилась из-за отсутствия единой системы расчета трансфертов(за исключением трансфертов общего характера) и четких приоритетов при формировании целевых трансфертов.
В мировой практике важнейшими финансовыми инструментами реализации региональной политики являются: структурные фонды (активно используются в Европейском Сообществе), программы развития инфраструктуры (Канада), фонды регионального/муниципального развития (более 50 стран, включая Российскую Федерацию, Бразилию, Индию, Латвию). Данные фонды, в частности структурные фонды ЕС, являются также ключевыми инструментами повышения конкурентоспособности и производительности региональных экономик для увеличения их доходности в долгосрочной перспективе.
Вышеотмеченные фонды и программы в зарубежных странах, созданные под эгидой государства, поддерживают инвестиции в инфраструктуру, человеческий капитал, реализацию инновационных возможностей и улучшение состояния окружающей среды в регионах. При этом применяются различные схемы финансирования, такие как: контрактные соглашения на несколько лет между государством и региональными властями (Франция, Германия); гранты и софинансирование Европейского союза; государственно-частное партнерство (Россия).
Достигнутые на основе деятельности таких фондов позитивные результаты делают актуальным разработку и применение подобных инструментов для реализации новой региональной политики Республики Казахстан.
В связи с вышеизложенным, предлагается внедрение в бюджетную практику Республики Казахстан специального финансового инструмента как Программа «Развитие регионов», которая будет нацелена на поддержку территорий с потенциалом роста и высокой экономической активностью. Это позволит определить «узкие места» и дать импульс дальнейшему развитию регионов, обладающих потенциалом развития. В силу своей специфики такие регионы могут дать наибольший совокупный мультипликативный эффект от использования данного инструмента. В конечном итоге, основные направления реализации Программы, предусматривающие решение социально-экономических проблем регионов на перспективу, а также финансовую поддержку регионального развития и продвижение местных инициатив по активизации потенциала роста, приведут к уменьшению диспропорций в развитии между регионами.