Льготы и вычеты как один из инструментов налоговой политики, реализация права и особенности их применения

Налоговая политика является одной из важных составляющих политики государства и призвана с учетом диктуемых рынком условий обеспечить сбалансированность государственных и частных интересов. Налоговая система в полной мере зависит от проводимой в государстве налоговой политики, ее законного оформления, т.е. отражения в актах высшей юридической силы соответствующих норм, устанавливающих, изменяющих либо прекращающих налоговую обязанность. При этом одним из существенных условий налоговой политики является учет интересов всех сторон налогового правоотношения — не только интересов государства, но и интересов налогоплательщиков.

Одним из значимых элементов налоговой политики являются налоговые льготы и вычеты, особенности применения которых придается важное значение как в теории права, так и в финансовом и налоговом праве. В условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. Роль льгот резко возрастает. Ведь установление основной части льгот связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности: хозяйственной, предпринимательской, финансовой, социальной, научно-технической, демографической, культурной, благотворительной и т.д. Налогообложение — одна из главных функций Российского государства.

Я бы сказала: один из методов государтсвенного управления рыночной экономикогй.

Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Характеризуя правовые льготы, важно отметить, что они в теории права рассматриваются как элемент, прежде всего, специального правового статуса лиц, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.

Налоговые льготы предоставляются либо в целях социального выравнивания материального положения различных групп налогоплательщиков, материального вознаграждения за особые заслуги перед государством, либо для стимулирования тех или иных отраслей, производств, направлений коммерческой деятельности, поддержки отечественного товаропроизводителя, привлечения в страну иностранных инвестиций (офшорные зоны) и т.д.

Налоговые льготы являются законными средствами оптимизации налогообложения, их использование не может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика.

Причем использование налоговой льготы — это право налогоплательщика. Поэтому по общему правилу субъект может не использовать льготу либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Налоговые льготы традиционно выступают в двух основных формах: как элемент налогообложения (структуры налога) и как важнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики.

Особенности применения льгот заключаются в том, что одни из них предполагают активные действия налогоплательщиков, в то время как другие предоставляются автоматически.

Реализация права на налоговый вычет предполагает активные действия налогоплательщика по декларированию и доказыванию данного права. При заявлении права на налоговый вычет налоговому агенту законность и обоснованность данного требования подвергается предварительной (со стороны налогового агента) и последующей (со стороны налогового органа) проверке. Напротив, при предоставлении вычета налоговым органом, проверка законности и обоснованности требования налогоплательщика о предоставлении налогового вычета осуществляется только налоговым органом.

Налоговая льгота может быть установлена только актом законодательства о налогах и сборах, к которому в соответствии с Налоговым кодексом РФ относятся: Налоговый кодекс, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.

Порядок предоставления льгот по имущественным налогам, уплачиваемым физическими лицами, носит заявительный характер и согласно действующему законодательству по этим налогам налогоплательщики, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют в налоговые органы документы, подтверждающие право на льготу.

По налогу на имущество установлены следующие льготные категории граждан, освобождаемые от уплаты налога:

- Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

- лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца и другие. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

Законом Курской области «О транспортном налоге» установлены следующие льготы по уплате транспортного налога:

- Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, Героям Российской Федерации, лицам, награжденным орденом Ленина, кавалерам орденов Славы трех степеней, родителям погибших (умерших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, инвалидам, участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в отношении легковых автомобилей отечественного производства, а также автомобилей марок "ЗАЗ", "Таврия" и "ЛуАЗ" на одно транспортное средство ставка транспортного налога устанавливается в размере: для автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с включительно - 5 рублей с каждой лошадиной силы ( названная категория граждан, имеющая транспортные средства с мощностью двигателя до 100 л.с при исчислении налога в 2013 году за 2012 год освобождается от налогообложения);

Анализ действующего законодательства о налогах и сборах свидетельствует о том, что налоговая льгота может устанавливаться только налоговым законодательством и только для отдельных категорий налогоплательщиков, т.е. для специального субъекта налога. При этом налоговая льгота должна предусматривать специальный порядок исчисления и уплаты налога и являться именно преимуществом таких отдельных категорий налогоплательщиков перед другими, в то время как для всех остальных налогоплательщиков действует общий режим исполнения налоговой обязанности по данному налогу.

И, наконец, налоговая льгота представляет собой право, а не обязанность налогоплательщика. Налогоплательщик может отказаться от предоставленного ему законом права на налоговую льготу либо приостановить использование данного права на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законом.

Налоговый вычет аналогично является правом, механизм реализации которого основывается на активных действиях самого налогоплательщика: заявление о своем праве, доказывание наличия определенного фактического состава, порождающего данное право (соответствия указанным в законе критериям для применения налогового вычета).

Порядок подтверждения права на получение возмещения НДС исчерпывающе изложен в ст. 165 НК РФ.Как правило, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и получения налоговых вычетов при реализации товаров в налоговые органы представляются следующие документы:

1) Контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ.

2) Выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица – покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке.

3) Грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского пограничного таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ. Таким образом, в ГТД должны присутствовать два штампа: «Выпуск разрешен» и «Товар вывезен полностью».

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

4) Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ. Налогоплательщик может представить любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.

Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров. Производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров и уплату соответствующей суммы акциза.

Суммы акциза, уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции, также подлежат вычету.

Предоставляется льгота для организаций по объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность. На три года освобождается от налога оборудование, которое попало в перечень правительства.

Следовательно, действующее законодательство о налогах и сборах содержит несколько форм реализации налогоплательщиком предоставленных ему законодателем преимуществ: по умолчанию (самим налогоплательщиком) или в заявительном порядке. В обоих случаях бремя доказывания права на льготу и на применение вычета должно лежать на налогоплательщике.

Наши рекомендации