Тема 24. Бюджетный дефицит и управление им в Республике Беларусь
1.Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь.
2.Источники финансирования бюджетного дефицита в Республике Беларусь.
3.Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета.
1. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь
Беларусь в начале 1990-х гг. столкнулась с огромным дефицитом государственного бюджета, что стало следствием общего состояния экономики и государственного бюджета СССР. Реальная база для дальнейшего увеличения накоплений и поступлений в бюджет сокращалась. В середине 1980-х гг. проблема дефицита бюджета начала обсуждаться, а к концу десятилетия дефицит стал утверждаться законом о государственном бюджете.
Сокращение накоплений в отраслях экономики, вызвавшее уменьшение поступлений в бюджет, было вызвано разбалансированностью экономики, падением эффективности производства. Нарастали диспропорции в развитии экономики, ориентированной преимущественно на производство средств производства.
С середины 1980-х гг. большая часть доходов, поступивших от отраслей экономики, возвращалась им в виде финансирования расходов на народное хозяйство. Положение усугублялось сокращением доходов от экспорта в связи с падением цен на мировом рынке на экспортируемые товары топливно-энергетической группы. Антиалкогольная кампания и реформа оптовых цен 1982 г. уменьшили поступления на лога с оборота.
Произошло сокращение поступлений от трех крупнейших источников: налога с оборота, отчислений от прибыли государственных предприятий и поступлений от внешнеэкономической деятельности.
В 1988 г. поступления в виде отчислений от прибыли государственных предприятий уменьшились, что явилось следствием перестройки хозяйственного механизма: субъектам хозяйствования было разрешено оставлять для собственных целей большую часть прибыли.
Поступления от ВЭД сократились по причине резкого снижения уровня мировых цен на нефть и в результате сокращения импорта потребительских товаров, нацеленной на предотвращение дефицита торгового баланса.
В то же время мероприятия по реализации социальной политики в СССР требовали расходов, которые не были подкреплены финансовыми ресурсами.
После распада СССР республике досталась постсоветская экономика с несовершенной системой государственных финансов и растущим бюджетным дефицитом. В начале XXI в. проблема несбалансированности бюджета проявилась с новой силой ввиду нарастания государственного долга и расходов по его обслуживанию. Правительство страны принимало меры по управлению государственными доходами и расходами, результатом которых в середине первого десятилетия 2000-х гг. стало исполнение бюджета с профицитом.
2. Источники финансирования бюджетного дефицита в Республике Беларусь
Для финансирования расходов, превышающих реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. Они бывают как внешними, так и внутренними. Последние разделяются на инфляционные (выпуск денежных знаков в обращение) и неинфляционные (кредиты центрального банка и выпуск государственных ценных бумаг).
Для покрытия бюджетного дефицита прибегают к выпуску государственных ценных бумаг как безинфляционному источнику финансирования бюджетного дефицита. Бюджетная классификация Республики Беларусь производит группировку источников финансирования дефицита исходя из их видов и форм долговых обязательств.
Классификация предусматривает следующие источники финансирования дефицита:
1 01 00 00 «Источники, получаемые от Национального банка Республики Беларусь»;
1 02 00 00 «Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц»;
1 03 00 00 «Источники, получаемые из других секторов государственного управления»;
1 04 00 00 «Прочие источники внутреннего финансирования»;
1 05 00 00 «Источники от операций с принадлежащим государству имуществом»;
1 06 00 00 «Операции по средствам в иностранной валюте»;
1 07 00 00 «Изменение остатков средств бюджета».
Получение и погашение основного долга по кредитам международных финансовых организаций отражается по коду источника 2 01 00 00, а по кредитам иностранных государств и иных иностранных кредиторов — по коду источника 2 02 00 00. С использованием кода 2 03 00 00 отражается привлечение государственных ценных бумаг, формирующих внешний государственный долг, и погашение основного долга по ним.
Бюджетный кодекс определяет источники финансирования дефицита для республиканского и местных бюджетов.
Для республиканского бюджета:
· государственные займы (кроме гарантий правительства);
· средства от операций с имуществом, находящимся в республиканской собственности (кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством);
· изменения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета;
· иные источники — в соответствии с бюджетным законодательством.
Для местных бюджетов:
· бюджетные кредиты;
· займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;
· средства от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности (кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством);
· изменения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего местного бюджета;
· иные источники — в соответствии с бюджетным законодательством.
Если бюджет принимается с дефицитом, то источники финансирования дефицита республиканского бюджета должны утверждаться законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, а местных бюджетов — решениями о бюджете на очередной финансовый год, принимаемыми соответствующими местными Советами депутатов.
Кредиты Нацбанка республики, а также средства от приобретения им долговых обязательств республики (при первичном размещении) не могут выступать источниками финансирования дефицита бюджета (за исключением случаев, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и (или) указом Президента Республики Беларусь).
В нашей стране на разных этапах экономического развития те или иные источники играли роль определяющих.
Правительство Республики Беларусь было вынуждено использовать эмиссионные кредиты Национального банка, затем вновь возросла доля внешних займов.
Выпуск государственных ценных бумаг (ГЦБ) начался в 1994 г. . В 1995 г. за счет данного источника было профинансировано уже 15 % дефицита бюджета, а в 1997 г. — почти половина. В 1998—2001 гг. внутренние источники обеспечили не только покрытие дефицита текущего года, но и погашение внешнего долга прошлых лет.
Достоинством этого источника является безинфляционное финансирование дефицита бюджета. Поступления от приватизации могли бы стать существенным источником покрытия дефицита, как безопасный и эффективный способ финансирования.
В 2002 г. для покрытия бюджетного дефицита привлекались кредиты международных финансовых организаций и правительств иностранных государств. Гособлигации не стали значимым источником финансирования бюджетного дефицита ввиду слабости рынка ценных бумаг.
Предусмотренный в Законе Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2010 год» дефицит в размере 2,7 трлн руб. планировалось покрыть исключительно за счет внешних источников.
Республиканский бюджет на 2011 г. приняли также с дефицитом в объеме 6 трлн руб. Его покрытие предполагалось осуществить на 56 % за счет внутренних источников и на 44 % — за счет внешних.
Внешние займы на протяжении многих лет играют важную роль в финансировании бюджетного дефицита. Но они сформировали внешний госдолг.
На рис. показано соотношение внешних и внутренних источников финансирования бюджетного дефицита страны.
Система мер по снижению дефицита бюджета должна включать мероприятия по управлению государственным долгом. Нужно обеспечить повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом. Но выпуск государственных ценных бумаг не должен приводить к дестабилизации бюджетного процесса.
У правительств немного источников финансирования дефицита; они вынужденно обращаются к займам национального (центрального) банка и косвенным образом погашают дефицит путем расходования валютных резервов. Пока валютные резервы остаются доступными, страна может избежать инфляции, но если дефицит устойчив, государство неизбежно израсходует резервы и столкнется с инфляцией.
Существует определенная связь между размером дефицита и темпом инфляции. Как правило, более высокий уровень дефицита сопровождается более высокими темпами инфляции. Однако инфляция и государственный долг — не единственные последствия дефицита государственного бюджета, негативно воздействующие на экономику страны. Используя ГКО для финансирования бюджетного дефицита, государство должно выходить на рынок капиталов и вступать в конкуренцию с частным сектором за получение денежных ресурсов. Это активизирует рост процентных ставок, что, с одной стороны, сдерживает частные инвестиционные расходы, а с другой — делает финансовые инвестиции в страну более привлекательными для иностранных инвесторов. В результате растет внешний долг, а его обслуживание и погашение вызывает сокращение национального производства.
3. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета
Допустим дефицит, но его величина не должна превышать 2—3 % ВНП. В противном случае потребуется принятие экстренных мер по сокращению дефицита и стабилизации экономики.
При определении источников покрытия бюджетного дефицита нежелательно прибегать к эмиссии, если речь не идет об экстренной ситуации. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг, а также использования разнообразных форм государственного кредита. Концепция сокращения бюджетного дефицита должна исходить из предпосылки, что только динамичное развитие экономики и повышение ее эффективности обеспечивают финансовую устойчивость государства.
В бюджетной политике нашего государства реализуется п а с с и в н а я форма дефицита, которая носит «потребительский» характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранении, сфер управления и обороны, а также нерентабельных предприятий государственного сектора.
Дальнейшая бюджетная политика должна предусматривать переход к активной форме бюджетного дефицита, означающей избирательное финансирование только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Необходимо помнить условия, при которых дефицит становится управляемым:
· соблюдение его предельного размера;
· производительный характер решающей части расходов;
· наличие рационального механизма финансового маневрирования государственными ресурсами.
Программа сокращения бюджетного дефицита должна включать мероприятия, которые стимулируют приток денежных средств в бюджетный фонд страны и способствуют сокращению госрасходов:
· повышение эффективности общественного воспроизводства;
· развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ, разгосударствление и приватизация собственности в расчете на то, сужение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;
· расширение круга плательщиков параллельно с совершенствованием налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильность хозяйствования и в то же время способствовать здоровой конкуренции, стимулировать предприятия к повышению производительности труда, рациональному использованию материальных и финансовых ресурсов, изысканию резервов роста эффективности производства;
· развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния республиканского бюджета и бюджетов местных органов власти.;
· оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета, в первую очередь — направляемых в реальный сектор экономики.;
· изыскание дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов;
· обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;
· совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере;
· корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики;
· Расходы не обеспеченные доходами, должны отражаться в бюджете развития и финансироваться в пределах дополнительно полученных доходов, а также из привлеченных безинфляционных источников;
· составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;
· развитие рынка ценных бумаг;
· привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций.
Возможно составление бюджета в двух вариантах — текущего бюджета и бюджета развития. Текущий бюджет формируется по принципу баланса, т.е. с нулевым сальдо, а расходы сверх предполагаемых доходов отражаются в бюджете развития, который будет иметь отрицательное сальдо.
Одновременно нужен жесткий контроль не только за использованием средств, направленных на капитальные вложения, но и за полученным от них доходом, (прибылью), поскольку с момента образования прибыли она должна участвовать в погашении государственного долга.
Таким образом, логическим продолжением признания объективности бюджетного дефицита является отказ от дефицитного составления бюджета. Принимая вызов стихийных рыночных сил, государство должно усилить свои функции по регулированию экономических и социальных процессов в обществе, Выработать программу эффективных мер, противостоящих развитию бюджетного дефицита.
Практика ряда стран доказала, что в экстремальных условиях, связанных с резким возрастанием дефицита бюджета, можно добиться сбалансирования доходов и расходов посредством механизма государственного регулирования.