Рынок ценных бумаг его функции и назначение
Рынок ценных бумаг — это сфера экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг. Его цель состоит в аккумулировании финансовых ресурсов и обеспечении возможности их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами,
Задачами рынка ценных бумаг являются:
*мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций;
*создание рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам;
*выпуск и обращение новых видов ценных бумаг;
*совершенствование рыночного механизма, системы управления и ценообразования;
*обеспечение реального контроля на основе государственного, биржевого регулирования;
*усовершенствование саморегулируемых организаций, регулирующих деятельность профессиональных участников рынка;
Рынок ценных бумаг выполняет ряд общерыночных функций и ряд специфических функций.
К общерыночным функциям относят:
1.Аккумулирующую функцию, которая проявляется через создание условий для мобилизации временно свободных финансовых ресурсов с последующим их использованием в интересах участников рынка и национальной экономики в целом.
2.Организацию процесса доведения финансовых активов до потребителей (покупателей, вкладчиков), которая проявляется через создание сети различных институтов по реализации ценных бумаг(банки, биржи, брокерские конторы, инвестиционные фонды и т. п.) и заключается в создании нормальных условий для реализации денежных ресурсов потребителей в обмен на интересующие их ценные бумаги.
3.Перераспределительную функцию, которая включает в себя оперативное перераспределение денежных средств между отраслями и сферами экономики, территориями и странами, группами и слоями населения, предприятиями и государством и т. п.; финансирование дефицита государственного бюджета на не инфляционной основе, т. е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств; перевод сбережений из непроизводительной в производительную форму.
4.Регулирующую функцию, которая заключается в создании правил торговли и участия в ней; определении органов контроля и управления, порядка разрешения споров между участниками рынка.
5.Стимулирующую функцию, которая заключается в мотивации юридических и физических лиц стать субъектами рынка путем предоставления им определенных прав: права на участие в управлении предприятиями (акции), права на получение дохода (процентов по облигациям, дивидендов но акциям), возможности накопления капитала или права стать владельцем имущества (облигации).
6.Контрольную функцию, которая заключается в проведении контроля за соблюдением норм законодательства, правил торговли, этических норм участниками рынка.
7.Ценовую функцию — функцию установления и обеспечения процесса формирования и движения рыночных цен на ценные бумаги посредством сбалансирования спроса и предложения на ценные бумаги путем проведения операций с ними.
8.Функцию страхования ценовых и финансовых рисков (или хеджирование), которая осуществляется посредством заключения фьючерсных и опционных контрактов.
9.Коммерческую функцию, которая заключается в получении участниками рынка прибыли от операций на рынке ценных бумаг.
10.Информационную функцию, которая заключается в производстве и доведении информации об объектах торговли и ее участниках до экономических субъектов рынка.
11.Воздействие на денежное обращение, заключающееся в создании условий для непрерывного движения денег в процессе совершения различных платежей и регулировании объема денежной массы в обращении.
К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:
использование ценных бумаг в приватизации, антикризисном управлении, реструктуризации экономики, стабилизации денежного обращения, антиинфляционной политике; учетную функцию, которая проявляется в обязательном учете в специальных списках всех видов ценных бумаг, обращающихся на рынке, в регистрации участников рынка ценных бумаг, а также фиксации фондовых операций, оформленных договорами купли-продажи, залога, траста, конвертации и др. В мировой практике известны три модели рынка ценных бумаг в зависимости от банковского или небанковского характера финансовых посредников:
1)небанковская модель — в качестве посредников выступают небанковские компании по ценным бумагам. Такая модель существует в США;
2)банковская модель — посредниками выступают банки. Эта модель характерна для Германии;
3)смешанная модель — посредниками являются как банки, так и небанковские компании. Данная модель имеет место в Японии, России.
9)СТРУКТУРА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.Классификация рынка ценных бумаг:
1)По территориальному признаку: международный, региональный, национальный, местный.
2)По степени организованности: организованный, неорганизованный
Организованный рынок — это обращение ценных бумаг на основе законодательно установленных правил между лицензированными профессиональными посредниками.
Неорганизованный рынок — это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил; это рынок, где правила заключения сделок, требования к ценным бумагам, к участникам и т. д. не установлены, торговля осуществляется произвольно, в частном контакте продавца и покупателя
3)По месту торговли: биржевой, внебиржевой
Биржевой рынок — это рынок, организованный фондовой (фьючерсной, фондовыми секциями — валютной и товарной) биржей и работающими на ней брокерскими (маклерскими) и дилерскими фирмами.
Внебиржевой рынок—сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах.
4)По форме размещения: первичный, вторичный.
Первичный — это рынок, который обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. К задачам первичного рынка ценных бумаг можно отнести: привлечение временно свободных ресурсов, активизацию финансового рынка, снижение темпов инфляции. Первичный рынок ценных бумаг выполняет следующие функции: 1) организацию выпуска ценных бумаг; 2) размещение ценных бумаг; 3) учет ценных бумаг; 4) поддержание баланса спроса и предложения.
Вторичный— это рынок, где производится обращение ранее выпущенных ценных бумаг, где происходит совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги. К задачам вторичного рынка ценных бумаг относят: повышение финансовой активности хозяйствующих субъектов и физических лиц; развитие новых форм финансовой практики; совершенствование нормативно-правовой базы; развитие инфраструктуры рынка; Функции: ) сводить друг с другом продавцов и покупателей (обеспечивать ликвидность ценных бумаг); 2) способствовать выравниванию спроса и предложения.
5)По видам сделок: кассовый, срочный
Кассовый (кэш-рынок, спот-рынок) — это рынок с немедленным исполнением сделок в течение 1-2 рабочих дней, не считая дня заключения сделки.
Срочный (форвардный) — это рынок, на котором заключаются разнообразные по виду сделки со сроком исполнения, превышающим 2 рабочих дня.
6) по способу торговли: традиционный, компьютеризованный
Торговля на компьютеризированном рынке ведется через компьютерные сети, которые объединяют соответствующих фондовых посредников.
Торговля на традиционном рынке осуществляется непосредственно на самой бирже между продавцами и покупателями ценных бумаг