Расходы бюджетов, их классификация
Опр. Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением источников финансирования дефицита бюджета. (БК ст. 6)
Расходы бюджета – цепь правовых конструкций в бюджетном законодательстве, которая должна быть сформирована для осуществления выплат из бюджета и должна служить формально-правовым основанием для перечисления ДС из бюджета ПТО.
Расходы бюджетов следует отличать от государственных и муниципальных расходов, т.к. в целом расходы ПТО – это сумма затрат, произведенных ими в целях выполнения своих задач и функций, а расходы бюджетов – это часть расходов ПТО, которые осуществляются из централизованных фондов.
Формирование расходов бюджета осуществляется на основании расходных обязательств, которые обуславливаются разграничением полномочий между ПТО.
Расходное обязательство – это законодательно закрепленная обязанность Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования предоставлять средства бюджета или государственного внебюджетного фонда получателям — отдельным гражданам, организациям, предприятиям, бюджетам других уровней.
Расходные обязательства возникают в результате принятия законов, нормативных актов, договоров, в которых предусматривается предоставление средств из бюджета или государственных внебюджетных фондов.
Расходное обязательство является длящимся (не ограниченно во времени – до отмены / изменения). В результате – является основанием для формирования бюджета ПТО.
Следует заметить, что понятие «обязательство» в БК РФ (ст. 6) используется в более узком смысле, чем в ГК РФ (ст. 307).
Так, например, д.ю.н Соколова Э. Д. предлагает в ст. 6 БК РФ слова «расходные обязательства» заменить словами «обязанность предоставить средства из соответствующего бюджета», т.к. использование категории «обязательство» уместно при правовом регулировании финансовой деятельности государства и муниципальных образований только в случаях возникновения взаимных прав и обязанностей у участников соответствующего правоотношения.
Расходные обязательства бывают разных типов. Но основная их часть — это государственные услуги и публичные обязательства.
Виды расходных обязательств: в зависимости от способа их определения (возникновения):
Ø Публичные расходные обязательства – такие РО, которые возникли на основании НПА и в отношении которых в НПА определен размер (либо порядок определения размера);
среди ПРО выделяют:
· Публично-нормативные РО – это такие обязательства, размер или порядок расчета которых устанавливается законодательно и выплаты по ним производятся гражданам в денежной форме;
Обычно это обязательства по социальной защите населения - государственные пенсии, пособия, субсидии, компенсации и т.п.
Ø Обычные (простые) РО – все остальные, кроме указанных выше – обычно это государственные услуги (учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.д.)
Для того чтобы не возникала проблема нефинансируемых обязательств, которые провозглашаются, но не выполняются, с 2006 года введен Реестр расходных обязательств. Он представляет собой перечень расходных обязательств государства и свод правил, по которым рассчитывается объем средств, необходимых для исполнения каждого из них. На основе этих данных определяется величина расходов по каждому обязательству— его стоимость на несколько лет вперед.
Реестр расходных обязательств – перечень законов и иных НПА, соглашений, обусловливающих расходные обязательства с оценкой необходимых объемов бюджетных ассигнований.
Данные этого реестра являются правовой основой для формирования бюджетных обязательств.
Бюджетное обязательство – это расходное обязательство, подлежащее исполнению в соответствующем финансовом году.
На основании бюджетных обязательств определяются объемы бюджетных ассигнований, которые потом и будут составлять расходы бюджета (ДС, выплачиваемые из бюджета, кроме идущих на пополнение ИФДБ).
Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Итак, для законного осуществления расходов бюджета необходимо формирование правовой цепочки:
Виды бюджетных ассигнований – виды обязательств, которые могут быть оплачены за счет средств бюджета (ст.69 БК РФ):
Ø Оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе на оплату контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
Ø Социальное обеспечение населения;
Ø Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями;
Ø Предоставление субсидий юридическим лицам, ИП и ФЛ – производителям товаров, работ и услуг;
Ø Межбюджетные трансферты;
Ø Платежи, взносы, безвозмездные перечисления субъектам международного права;
Ø Обслуживание государственного и муниципального долга;
Ø Исполнение судебных актов по искам к ПТО.
Классификация расходов бюджетов - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.
Классификация расходов состоит из:
1) кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления.
Код классификации расходов занимает 20 знаков и имеет следующую структуру:
Главный распорядитель бюджетных средств | Раздел | Подраздел | Целевая статья | Вид расходов | Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, | ||||||||||||||
Программа | Подпрограмма | ||||||||||||||||||
Главный распорядитель бюджетных средств – орган власти или учреждение, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Главным распорядителем бюджетных средств может быть:
Ø орган государственной власти (государственный орган),
Ø орган управления государственным внебюджетным фондом,
Ø орган местного самоуправления,
Ø орган местной администрации,
Ø а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения,
Коды главных распорядителей БС совпадают с кодами главных администраторов доходов бюджета:
020 - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,
022 - Министерство энергетики Российской Федерации,
054 - Министерство культуры Российской Федерации,
092 - Министерство финансов Российской Федерации,
182 - Федеральная налоговая служба,
386 - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;
401 - Сибирское отделение Российской академии наук
Разделы.
Классификация расходов бюджетов содержит одиннадцать разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства.
0100 Общегосударственные вопросы
0200 Национальная оборона
0300 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
0400 Национальная экономика
0500 Жилищно-коммунальное хозяйство
0600 Охрана окружающей среды
0700 Образование
0800 Культура, кинематография и средства массовой информации
0900 Здравоохранение и спорт
1000 Социальная политика
1100 Межбюджетные трансферты
Виды расходов
001 Выполнение функций бюджетными учреждениями
002 Трансферты бюджету Фонда социального страхования РФ
003 Бюджетные инвестиции
004 Трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации
005 Социальные выплаты
Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:
100 Доходы;
200 Расходы;
300 Поступление нефинансовых активов;
400 Выбытие нефинансовых активов;
500 Поступление финансовых активов;
600 Выбытие финансовых активов;
700 Увеличение обязательств;
800 Уменьшение обязательств.
Пример.
Расходы на оплату труда в детском саду СОРАН будут иметь следующий код классификации:
401 0701 420 9500 001 211
|
До 2008 года действовала следующая Бюджетная классификация расходов бюджетов:
1. Экономическая классификация расходов бюджетов.
2. Функциональная классификация расходов бюджетов - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.
3. Ведомственная классификация расходов бюджетов - группировка расходов федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета
В настоящий момент элементы этих классификаций присутствуют в едином 20-значном коде расходов бюджета:
401 0701 420 9500 001 211
Таким образом, и доходы и расходы бюджетов имеют единообразные 20-значные коды классификации, которые:
Ø начинаются кодом Главного распорядителя расходов (или Главного администратора доходов),
Ø в середине имеют «содержательную часть» - группы (подгруппы) доходов или разделы (подразделы) расходов,
Ø завершаются Кодом операции сектора государственного управления.