Виды налогов и сборов РФ. Полномочия органов власти различных уровней в области налогообложения

Система налогов и сборов РФ (ст.12).

Федеральные налоги и сборы – налоги, которые установлены НК и обязаны к уплате на всей территории РФ.

1) НДС (гл.21 НК РФ)

2) Акцизы (гл.22 НК РФ)

3) Налоги на доходы физических лиц (гл.23 НК РФ)

4) Налог на прибыль организаций (гл.25 НК РФ)

5) Налог на добычу полезных ископаемый (гл,26 НК РФ)

6) Водный налог (гл.25.2 НК РФ)

7) Сбор за право пользования объектами животного мира и водно-биологическими ресурсами (гл.25.1 НК РФ)

8) Государственная пошлина (гл.25.3 НК РФ)

Региональные налоги – налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

1) Налог на имущество организаций (гл.30 НК РФ)

2) Транспортный налог (гл.28 НК РФ)

3) Налог на игорный бизнес (гл.29 НК РФ)

Местные налоги – налоги, которые установлены НК РФ и НПА представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

1) Земельный налог (гл.31 НК РФ)

2) Налог на имущество физических лиц (№2003-1 закон от 09.12.91г)

Полномочия органов власти различных уровней в области налогообложения:

· Законодательные органы субъектов РФ – региональные – предусмотренные НК – при установлении налога определяют его элементы – ставки налога (в пределах установленных НК)

· Представительные органы муниципальных образований – местные - предусмотренные НК – при установлении налога определяют его элементы

Обязанности налоговых органов (ст.32):

- осуществлять контроль за соблюдением законодательства, а также нормативных актов

- соблюдать налоговое законодательство

- соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение

Структура полномочий в области налогообложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Распределение налоговых полномочий между уровнями власти происходит по следующим основным элементам:

· установление налога, в частности, определение объекта налогообложения, категории налогоплательщиков, налоговой базы, налоговой ставки, порядка исчисления налогов и налогового периода, налоговых льгот (освобождений);

· распределение налоговых доходов между бюджетами различного уровня;

· определение порядка и условий исполнения налогового обязательства и зачисления налоговых доходов в бюджет;

· введение налога;

· администрирование налога.

Разграничение полномочий по установлению и введению налогов. Основополагающим элементом налоговых полномочий органов власти различного уровня являются полномочия по установлению и введению налогов. Общие положения о распределении полномочий по установлению и введению налогов между органами государственной власти и управления установлены Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены все элементы налогового механизма, а именно: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, налоговые льготы, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, представления налоговой декларации.

В Российской Федерации установление новых видов налогов отнесено к полномочиям федеральных органов власти. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обладают лишь правом вводить региональные и местные налоги. Устанавливать они могут только отдельные элементы налогового механизма (размеры ставок по этим налогам, порядок, сроки уплаты налога и предоставление налоговых льгот в пределах прав, определенных налоговым законодательством Российской Федерации, а также формы отчетности).

Полномочия по определению порядка, сроков уплаты налога и зачисления налоговых доходов в бюджет. В соответствии с действующим в Российской Федерации порядком такие полномочия, как круг налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления налога по всем налогам, взимаемым на территории Российской Федерации, принадлежат исключительно федеральным властям и устанавливаются по каждому налогу в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Налог Полномочия субъектов Российской Федерации Полномочия органов местного самоуправления
Налог на прибыль организаций Ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков с 17,5 до 13,5 % [3]
Налог на игорный бизнес Налоговые ставки устанавливаются в следующих пределах[4]: 1) за один игровой стол — от 25 000 до 125 000 рублей; 2) за один игровой автомат — от 1 500 до 7 500 рублей; 3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — от 25 000 до 125 000 рублей.
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения принимают решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории данного субъекта Российской Федерации; определяют конкретные перечни видов предпринимательской деятельности, по которым разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента
Единый налог на вмененный доход для определения видов деятельности вводят в действие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; определяют виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог (в пределах перечня, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации); определяют значения коэффициента К2, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности для всех категорий налогоплательщиков, на календарный год в пределах от 0,005 до 1 включительно
Налог на имущество предприятий ввести в действие налог; установить налоговые ставки (ставки не могут превышать 2,2%); установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения; не устанавливать отчетный период по налогу; предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками
Транспортный налог ввести в действие налог; установить налоговые ставки (в размерах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации); увеличивать (уменьшать) налоговые ставки, но не более чем в пять раз (по сравнению с размерами, установленными Налоговым кодексом Российской Федерации); устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств; не устанавливать отчетные периоды; устанавливать налоговые льготы и основания для их использования; предусматривать право для отдельных категорий налогоплательщиков не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода
Земельный налог вводить налог в действие; определять налоговые ставки (в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), порядок и сроки уплаты налога; устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка; не устанавливать отчетный период; предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающими налог на основании налогового уведомления; предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода
Налог на имущество физических лиц ввести в действие налог; определить налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога; устанавливать налоговые льготы и основания для их использования

▲ К списку вопросов


Наши рекомендации