Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения

Налоговая система РФ имеет трехуровневый характер; в соответствии с Налоговым кодексом налоги Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные. Трехуровневая система была определена также Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ», однако сам перечень налогов был несколько иным. В переходный период, пока не принята и не введена в действие специальная часть НК РФ, перечень налогов определяется в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ». С принятием специальной части НК РФ перечень налогов будет регламентироваться Кодексом. Классификация налогов по Закону РФ «Об основах налоговой системы РФ» и по НК РФ приводится в табл. 2.2. Как можно видеть, перечни налогов существенно различаются и Налоговый кодекс РФ значительно сократил число налогов.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами этих городов.

Список налогов России является закрытым. Это означает, что никакой орган власти, за исключением Федерального Собрания России, не может изменить перечень налогов и ввести налог, не предусмотренный перечнем .

Таблица 2.2. Классификация налогов Российской Федерации

В соответствии В соответствии  
с Законом «Об основах налоговой системы РФ» с Налоговым кодексом  
Федеральные налоги    
1. Налог на добавленную стоимость   1. Налог на добавленную    
2. Акцизы на отдельные группы и виды товаров   стоимость    
3. Налог на доходы банков   2. Акцизы на отдельные виды    
4. Налог на доходы от страховой деятельности   товаров (услуг) и отдельные виды    
5. Налог с биржевой деятельности (биржевой налог)   минерального сырья    
6. Налог на операции с ценными бумагами   3. Налог на прибыль (доход)    
7. Таможенная пошлина   организаций    
8. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы   4. Налог на доходы от капитала    
9. Платежи за пользование природными ресурсами   5. Подоходный налог с физических    
10. Подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий   лиц    
11. Подоходный налог с физических лиц   6. Взносы в государственные    
12. Налоги, служащие источниками образования дорожных   социальные внебюджетные фонды    
фондов   7. Государственная пошлина    
13. Гербовый сбор   8. Таможенная пошлина и    
14. Государственная пошлина   таможенные сборы    
15. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и   9. Налог на пользование недрами    
дарения   10. Налог на воспроизводство    
16. Сбор за использование наименований «Россия»,   минерально-сырьевой базы    
«Российская Федерация» и образованных на их основе слов и   11. Налог на дополнительный    
словосочетаний   доход от добычи углеводородов    
17. Налог на покупку иностранных денежных знаков и   12. Сбор за право пользования    
платежных документов, выраженных в иностранной валюте   объектами животного мира и '    
года   водными биологическими    
18. Налог на игорный бизнес   ресурсами    
19. Сбор за пограничное оформление   13. Лесной налог    
20. Плата за пользование водными объектами   14. Водный налог    
21. Сборы за выдачу лицензий и право на-производство и   15. Экологический налог    
оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной   16. Федеральные лицензионные •    
продукции   сборы ,    
22. Налог на отдельные виды транспортных средств        
Региональные налоги    
1. Налог на имущество предприятий   1. Налог на имущество    
2. Лесной доход   организаций    
3. Сбор на нужды образовательных учреждений   2. Налог на недвижимость    
4. Налог с продаж   3. Дорожный налог    
5. Единый налог на вмененный доход для определенных видов   4. Транспортный налог    
деятельности   5. Налог с продаж    
    6. Налог на игорный бизнес    
    7. Региональные лицензионные    
    сборы    
Местные налоги    
1. Налог на имущество физических лиц   1. Земельный налог    
2. Земельный налог   2. Налог на имущество физических    
3. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся   лиц    
предпринимательской деятельностью   3. Налог на рекламу    
4. Налог на строительство объектов производственного   4. Налог на наследование или    
назначения в курортной зоне   дарение    
  5. Курортный сбор 5. Местные лицензионные сборы
  6. Сбор за право торговли
  7. Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений,
  организаций независимо от их организационно-правовых
  форм на содержание милиции, на благоустройство
  территорий, на нужды образования и другие цели
  8. Налог на рекламу
  9. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной
  техники и персональных компьютеров
  10. Сбор с владельцев собак
  11. Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями
  12. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей
  13. Сбор за выдачу ордера на квартиру
  14. Сбор за парковку автотранспорта
  15. Сбор за право использования местной символики
  16. Сбор за участие в бегах на ипподромах
  17. Сбор за выигрыш на бегах
  18. Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме
  19. Сбор со сделок, совершаемых на биржах, за
  исключением сделок, предусмотренных законодательными
  актами о налогообложении операций с ценными бумагами
  20. Сбор за право проведения кино- и телесъемок
  21. Сбор за уборку территорий населенных пунктов
  22. Сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых
  автоматов и другого оборудования с вещевым или
  денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры)
  23. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы
       

Однако так было не всегда. В 1994-1996 гг. в соответствии с Указом Президента РФ № 2268 от 22.12.93 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году» законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации, в том числе органы местного самоуправления, имели право вводить на своей территории любые налоги сверх установленного перечня. Такое на первый взгляд демократическое право породило огромную волну произвола и дискриминации налогоплательщиков со стороны субфедеральных и местных структур. Поэтому в целях сохранения единства экономического пространства страны налоговый перечень был «закрыт».

Следует отметить, что НК РФ сократил права органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления в сфере налогообложения. Норма, записанная в Законе РФ «Об основах налоговой системы РФ» и предоставлявшая органам национально-государственных и административно-территориальных образований право вводить дополнительные льготы по федеральным налогам в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты, утратила силу с 01.01.1999 со вступлением в действие первой части Налогового кодекса РФ. После вступления в силу указанного акта были внесены изменения в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (см. Закон РФ от 31.3.99 № 62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"»), вследствие чего исчезло право предоставления дополнительных льгот. В проекте специальной части НК РФ, глава 23 «Налог на доход организаций», также отсутствует возможность для органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления устанавливать дополнительные льготы. Указанное обстоятельство является отрицательным фактом, ограничивающим возможности влияния региональных и местных органов власти на процессы экономического развития территорий и проведения эффективной экономической политики.

В отношении исполнительных органов власти НК РФ регламентирует, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет Российской Федерации при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством Российской Федерации. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Таким образом, перечисленные выше органы издают акты нормативного характера только для своих подразделений, но они не имеют обязательной силы для налогоплательщиков и плательщиков сборов. В то же время налогоплательщики могут использовать необязательные для них документы в своей деятельности справочно.

В мае 2000 г. Правительство РФ представило на рассмотрение в Федеральное собрание пакет поправок в Налоговый кодекс РФ, где предлагается унифицировать содержащиеся в различных статьях части первой Кодекса положения, уточнить используемые отдельные понятия и институты, определить новые понятия, а также устранить имеющиеся в тексте неточности. Кроме того, изменяются положения Кодекса, регулирующие:

• исполнение обязанности по исчислению и уплате налогов и сборов. В частности, предлагается признать обязанность налогоплательщика по уплате налога исполненной со дня списания банком соответствующих денежных средств со счета налогоплательщика;

• представление налоговой декларации и внесения в нее изменений, а также порядок исправления ошибок, допущенных при исчислении налоговой базы организациями и индивидуальными предпринимателями. Предлагается предусмотреть, что в случае, если налогоплательщик самостоятельно исправил обнаруженные им ошибки в представленной в налоговый орган декларации и до подачи соответствующего заявления в налоговый орган принял все возможные меры для обеспечения уплаты налога, сдав платежное поручение в банк на перечисление налога в бюджет, указанное обстоятельство может быть признано смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения даже при отсутствии на счетах налогоплательщика в банках денежных средств, достаточных для уплаты налога;

• проведение зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов. При этом предлагается возложить обязанность по принятию решения о возврате излишне уплаченных и зачисленных в бюджет сумм налогов на налоговые органы, а обязанность по возврату средств из федерального бюджета – на органы федерального казначейства, из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – на соответствующие финансовые органы по представлению налоговых органов;

• порядок предоставления налогоплательщикам отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и инвестиционных налоговых кредитов. В частности, в целях обеспечения обоснованности принятия решения уполномоченным органом о предоставлении налогоплательщикам инвестиционного налогового кредита предлагается возложить обязанность на Минэкономики* России представлять налогоплательщикам заключения об эффективности инвестиционного проекта и целесообразности предоставления инвестиционного налогового кредита;

• размер пени и порядок уплаты банками пени в случаях несвоевременного исполнения ими поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов на перечисление сумм налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Предлагается распространить на банки порядок начисления и уплаты пени, применяемый в настоящее время в отношении налогоплательщиков и налоговых агентов. Процентную ставку пени предлагается принять равной одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, уменьшив ее для банков в два раза по сравнению с действующей для них процентной ставкой. При этом предусматривается введение штрафа за совершение банками указанного нарушения законодательства о налогах и сборах в размере 60 % от неперечисленной банками суммы налога или сбора;

• срок давности привлечения организаций к ответственности за совершение нарушений законодательства о налогах и сборах. Предлагается указанный срок увеличить с трех до пяти лет;

• систему ответственности за совершение налоговых правонарушений. В частности, предлагается установить, что штраф за нарушение организацией правил учета и составления отчетности может применяться только в том случае, если нарушение указанных правил повлекло занижение налоговой базы и неуплату налога.

* В настоящее время – Министерство экономического развития и торговли.

Следует отметить, что частые изменения в налоговом законодательстве существенно затрудняют осуществление хозяйственной деятельности, а кроме того, снижают ценность самого Налогового кодекса – основополагающего налогового акта страны. Стабильная налоговая система должна стать основным направлением государственной политики в области налоговой реформы в Российской Федерации.

II Раздел

Контрольные вопросы

1. Назовите уровни нормативного регулирования налогообложения в РФ.

2. Является ли МНС РФ органом валютного контроля?

3. Когда считается исполненной обязанность налогоплательщика по уплате налога?

4. Могут ли органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления устанавливать налоги вне перечня, содержащегося в федеральном законодательстве?

5. На основании каких документов вводятся в действие региональные и местные налоги?

Список литературы

1. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н., Зарипов В. М. Комментарий изменений и дополнений к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный) / Под ред. А. В. Брызгалина. М.: «Аналитика-пресс»,1999, – 232 с.

2. Изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ (с комментариями). Сборник нормативно-методических материалов. Вып. 4. – СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 1999. -144 с.

3. Глинкин А. А. Понятие «реализация» товаров (работ, услуг) в свете Налогового кодекса РФ/ Консультант. № 7.1999. С. 39-42.

4. Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части I (по главам) //Нормативные акты для бухгалтера. № 15.1999. С. 8-92.

5. Закон РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах в РФ».

6. Закон РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ».

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 № 146-ФЗ.

8. Закон РФ от 31.07.98 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

9. Закон РФ от 30.03.99 № 51-ФЗ «О приостановлении действия пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

10. Закон РФ от 09.07.99 № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

11. Закон РФ от 09.07.99 № 155-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"».

12. Закон РФ от 02.01.00 № 13-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Наши рекомендации