Управление затратоемкостью.
Комплексная оценка эффективности проектов. Показатели эффективности проектов. Прибыль от реализации проектов. Окупаемость инвестиций.
Эффективность проекта — это показатель, отражающий соответствие инвестиционного проекта целям и интересам его участников.
Оценка эффективности проекта:
Эффективность проекта в целом производится с общественной и коммерческой позиций, причем оба вида эффективности рассматриваются с точки зрения единственного участника, реализующего проект за счет собственных средств.
Цели оценки эффективности проекта в целом: определение потенциальной привлекательности проекта для возможных участников; поиск источников финансирования.
Виды эффективности инвестиционного проекта в целом: общественная (социально-экономическая) эффективность проекта; коммерческая эффективность проекта.
Эффективность участия в проекте. Для каждого участника характерно формирование специфических потоков денежных средств для расчета показателей эффективности и, как следствие, возможное несовпадение результатов оценки и решения об участии в проекте. Поэтому следует определить эффективность проекта для каждого непосредственного участника.
Показатели эффективности проекта
1. Показатели, использующие концепции дисконтирования: чистая текущая стоимость; индекс доходности дисконтированных инвестиций; внутренняя норма доходности; срок окупаемости инвестиций с учетом дисконтирования; максимальный денежный отток с учетом дисконтирования.
2. Показатели, не использующие концепции дисконтирования: простой срок окупаемости инвестиций; показатели простой рентабельности инвестиций; чистые денежные поступления; индекс доходности инвестиций; максимальный денежный отток.
Прибыль от реализации проекта:
Прогноз прибыли производится с помощью вычитания из доходов (выручки) всех его издержек, в число которых включаются издержки на приобретение сырья и материалов, покупных изделий и полуфабрикатов, зарплата основных рабочих, издержки на энергию и топливо, амортизация, административные затраты, издержки, связанные с продажей и налоги.
Окупаемость инвестиций - один из показателей доходности, который используется для оценки эффективности инвестиций или для сравнения эффективности нескольких различных инвестиций. Срок окупаемости: капитальные вложения|прирост чистой прибыли.
Управление затратоемкостью.
Затраты– основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения.
Управление затратоемкостью – это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них.
Процесс управления затратоемкостью носит комплексный характер и предусматривает решение следующих вопросов:
- значение того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;
- прогноз того, где, для чего и в каких объемах необходимы дополнительные финансовые ресурсы;
- умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов.
Одним из самых эффективных методов решения задач финансового анализа с целью оперативного и стратегического планирования служит операционный анализ, называемы также анализом «Издержки – Объем -Прибыль», отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства (сбыта).
Особенности затрат как предмета управления: 1. динамизм (они находятся в постоянном движении, изменении; их рассмотрение в статике весьма условно и не отражает реальной жизни); 2. многообразие (обусловливает многообразие способов, приемов и методов управления затратами); 3. трудность измерения, учета и оценки (абсолютно точных методов измерения и учета затрат не существует); 4. сложность и противоречивость влияния на экономический результат. (основные задачи управления затратоемкостью предпринимательской деятельности); 5. выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности; 6. определение основных методов управления затратами; 7. определение экономических и технических способов и средств измерения, учета и контроля затрат на предприятии.
Эффективность производства– это параметр, характеризующий степень экономической целесообразности осуществления процесса производства. Понятие и показатели эффективности производства строятся на основе соизмерения результатов производства с затратами. Если результаты соизмеряются с затратами, то речь идет о затратных показателях эффективности производства. Если результаты соизмеряются с ресурсами, то речь идет о ресурсных показателях эффективности производства.
Среди затратных показателей различают относительные и абсолютные показатели.
Их обобщенное название – затратоемкость производства (капиталоемкость, материалоемкость, энергоемкость и т. д.)
54.Критический объем реализации; экономическое содержание, состав, расчёт и графическое изображение критического объема реализации. Критическая цена.
При анализе прибыли от реализации товарной продукции следует определить такой показатель, как маржинальный доход. Он представляет собой разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами на ее производство и реализацию. Другими словами, маржинальный доход — это сумма постоянных затрат и прибыли от реализации.
Прибыль от реализации товарной продукции равняется маржинальному доходу за вычетом постоянных издержек. Отсюда следует, что предприятие получит прибыль только в том случае, когда постоянные затраты будут возмещены за счет выручки от реализации определенного объема произведенной продукции.
Критический объем реализации может быть определен как объем реализации, при котором маржинальная прибыль равна постоянным затратам. Уравнение критической точки при маржинальном подходе в терминах единиц продукции будет следующее:
Критическая точка (в единицах продаж) = Постоянные затраты/ Маржинальная прибыль на единицу.Анализ критической точки может быть использован как основа оценки прибыльности предприятия. Для различных альтернативных планов производства можно рассчитать соответствующую величину возможной прибыли (в экономическом смысле). В этом случае используется следующее соотношение:
ВР = Пер.Затраты + Пост. Затраты + Прибыль (целевая величина)
Таким образом, объем реализации, который бы обеспечивал получение целевой величины прибыли, можно рассчитать по следующей формуле:
Целевой объем продаж Постоянные затраты + Целевая прибыль в единицах = ________________________________________________ Цена единицы продукции - Переменные расходы на единицуСокращение постоянных или переменных расходов приведет к сокращению и критического объема реализации.
Анализ безубыточности производства и реализации продукции проводится по методу CVP (затраты — объем — прибыль).По каждому товару определяется порог рентабельности, т.е. точка безубыточности производства или реализации продукции.
Графический метод определения порога рентабельности. В прямоугольной системе координат строится график зависимости себестоимости (затрат) и дохода от количества единиц выпущенной продукции. По вертикали откладываются данные о себестоимости и доходе, по горизонтали - количество единиц продукции. В точке критического объема производства нет прибыли и нет убытка. Справа от нее выделена цветом область чистых прибылей (доходов). Для каждого значения количества единиц продукции чистая прибыль определяется как разность между величиной маржинального дохода и постоянных расходов. Слева от критической точки выделена область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных расходов над величиной маржинального дохода.
Критический уровень цены (условная величина, при которой рентабельность и прибыль равны нулю, а цена равна себестоимости продукции) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:
Pкр. =Пост. Затраты/Vпроизводства продукции в ед. + Пер. Затраты
При таком уровне цена будет равна себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность — нулю. Соответственно, установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет получен убыток.