При решении задач воспользуйтесь следующими методическими рекомендациями

Контрольная работа

по дисциплине: «Статистика»

специальность: 030912 «Право и организация социального обеспечения».

(заочное отделение)

Преподаватель: Байдосова С.В.

Учебный год

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы.

Выполнение контрольной работы имеет целью более глубокое и самостоятельное изучение теоретических вопросов дисциплины, а также приобретение практических навыков и умений по решению задач.

В контрольной работе предусматривается два теоретических вопроса и две задачи из различных разделов. Решение практических заданий необходимо сопровождать подробными расчетами и пояснениями к ним, раскрывая экономическое содержание каждого действия.

При использовании статистических формул следует применять общепринятую символику и объяснять смысл символов.

Работа должна быть оформлена грамотно, без помарок. Способ оформления: рукописный, или набранный на компьютере текст, студент выбирает самостоятельно.

На первой странице работы необходимо указать номер варианта и написать полный текст теоретических вопросов и условия практических задач.

Ответ на новый вопрос необходимо начинать со следующей страницы. Для замечаний преподавателя следует оставлять поля.

При решении задач следует выполнять следующие правила:

ü Приступать к решению задач только после предварительного изучения теории вопроса;

ü Представлять решение задач соответствующими формулами и вычислениями;

ü Правильно составлять статистические таблицы, писать к ним заголовки, именовать подлежащее и сказуемое;

ü Статистические показатели необходимо выражать в соответствующих единицах измерения;

ü Округление абсолютных, относительных и средних величин производить с точностью до 0,01, индексов с точностью до 0,001;

Записывать выводы и пояснения по каждому исчисленному показателю.

Задача будет считаться нерешенной, если в ней приведены только ответы без расчетов и выводов.

В конце работы приводится список используемой литературы.

После списка используемой литературы следует подпись студента и дата выполнения работы. Для рецензии преподавателя оставляют один чистый лист.

Объем работы 20-24 страницы.

Выполненная работа представляется в учебной заведение в установленном графиком сроки. Работа оценивается «Зачтено» или «Не зачтено». Студент, получивший контрольную работу с оценкой «зачтено» знакомится с рецензией и с учетом замечаний преподавателя дорабатывает отдельные вопросы с целью углубления своих знаний. Не зачтенная контрольная работа возвращается студенту и подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению ошибок, для повторного выполнения. Работа выполняется студентом вновь и сдается вместе с не зачтенной работой на проверку этому же преподавателю.

Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, возвращается без проверки. В случае возникновения проблем при выполнении контрольной работы следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Выбор варианта контрольной работы

Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр шифра зачётной книжки студента.

В таблице по вертикали размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых предпоследняя цифра шифра зачётной книжки студента, а по горизонтали также помещены цифры от 0 до 9, каждая из которых – последняя цифра шифра зачётной книжки студента. Пересечение их определяет клетку с номерами варианта контрольной работы студента. Например, цифры шифра зачётной книжки студента 1935. Последние две цифры 35. Пересечение 3-й сроки по вертикали А и 5-ю столбца по горизонтали В определяют клетку варианта.

Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, не зачитывается. В случае затруднений при выполнении контрольной работы студенты могут получить устную консультацию в учебном заведении.

Студенты, не получившие зачета по письменным работам, предусмотренным учебным планом, к экзамену не допускаются!!!

Таблица

вариантов контрольной работы

Последняя цифра шифра
Предпоследняя цифра

При решении задач воспользуйтесь следующими методическими рекомендациями.

При решении задач на тему «Абсолютные и относительные величины в статистике».

Относительная величинапредставляет собой результат сопоставления двух статистических показателей, дает цифровую меру их соотношения. Она получается путем деления сравниваемого показателя на другой показатель, принимаемый за базу сравнения.

ВИДЫ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН:

1) относительная величина выполнения плана;

2) относительная величина структуры;

3) относительная величина динамики (темпы роста базисные и цепные).

4) относительная величина сравнения;

5) относительная величина координации;

6) относительная величина интенсивности.

1)Относительная величина выполнения плана =Фактический показатель х 100%

Плановый показатель

2)Относительная величина структуры = Часть совокупности х 100%

Вся совокупность

3)Относительная величина динамики =уровень пок-ля каждого периода х100%

(темпы роста базисные) первоначальн.уровень

4)Относительная величина динамики = уровень пок-ля каждого период х100%

(темпы роста цепные) предшествующий уровень

При решении задач по теме: «Статистика продукции» необходимо усвоить понятие продукции промышленности, понятие оборотных фондов, разобраться в экономическом смысле показателей, характеризующих использование оборотных фондов, внимательно подойти к расчету средней величины запасов.

Оборотные средства –это фонды предприятий, целиком потребляемые в течение одного производственного цикла или одного года, изменяющие свою натурально-вещественную форму и полностью переносящие свою стоимость на готовую продукцию.

Для характеристики оборачиваемости запасов используют несколько взаимосвязанных показателей:

Коэффициент оборачиваемости –показывает, сколько раз в течение отчётного периода обновлялся запас данного вида оборотных фондов:

Ко = ТП(РП) / О
где О– средний остаток материальных ресурсов;

ТП (РП) –товарная ( реализованная) продукция.

Чем выше коэффициент, тем лучше для предприятия.

Длительность одного оборота в днях:

Д = Т / К о

гдеТ –продолжительность периода в днях.

Основные фонды – это объекты, постоянно и неоднократно использующиеся в производственном процессе и постоянно утрачивающие свою стоимость.

Наличие основных фондов –показатель, характеризующий объём основных фондов в стоимостном выражении на определённую дату.

Некоторые показатели, характеризующие движение основных фондов:

Коэффициент ввода основных фондов (коэффициент обновления )- рассчитывают как отношение стоимости введённых в течение года основных фондов(Р) к полной первоначальной стоимости основных фондов на конец года(SПС. К.Г. ):

КОБН. = Р / SПС. К.Г. * 100

Коэффициент выбытия основных фондов – рассчитывается как отношениестоимости выбывших в течение года основных фондов (В )к полной первоначальной стоимости основных фондов на начало года (SПБС. Н.Г. ):

КВЫБ = В / SПБС. Н.Г. * 100

Группа показателей, характеризующих использование основных фондов:

Фондоёмкость – рассчитывается как отношение среднегодовой стоимости основных фондов к объёму произведённой за год продукции (Q):

V = S / Q

Данный показатель характеризует уровень затрат основных производственных фондов на один рубль произведённой продукции.

Фондоотдача – рассчитывается как отношение объёма произведённой за год продукции к среднегодовой стоимости основных фондов:

Ф = Q / S

Данный показатель характеризует выпуск продукции в расчёте на один рубль стоимости основных фондов ( чем лучше используются основные фонды, тем выше показатель фондоотдачи).

Для решения задач по теме "Статистика трудовых ресурсов» необходимо усвоить следующие понятия и показатели:

Трудовые ресурсы – это занятая в общественном производстве или способная работать, но по тем или иным причинам не работающая часть трудоспособного населения страны.

В стране постоянно происходит переход части населения из состояния экономически активного в состояние экономически не активного, и наоборот. Естественное пополнение трудовых ресурсов происходит за счет численности лиц, достигших 16 лет и увеличения числа работающих пенсионеров и подростков.

Естественное выбытие определяется числом лиц, достигших пенсионного возраста и не оставшихся работать, числом лиц в трудоспособном возрасте, которые умерли или перешли на инвалидность, а также числом переставших работать пенсионеров и подростков.

Коэффициент трудоспособности всего населения:

КТВВ = S TTВ / S ВВ * 1000

где S TTВ – численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте;

S ВВ – численность населения всех возрастов.

Коэффициент трудоспособности населения трудоспособного возраста:

К ттв = S TTВ / S ТВ * 1000

где S TTВ – численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте;

S ТВ - численность населения трудоспособного возраста.

Коэффициент занятости населения:

К ЗН = S ЗН / S ВВ * 1000

где S ЗН - численностьзанятого населения;

S ВВ - численностьвсего населения.

Коэффициент занятости населения в трудоспособном возрасте:

К ЗТВ = S ЗН / S ТВ * 1000

где S ЗН - численностьзанятого населения;

S ТВ - численностьнаселения трудоспособного возраста.

При решении задач на тему «Ряды динамики» необходимо знать показатели рядов динамики, основные приёмы анализа рядов динамики:

Для анализа динамических рядов определяются статистические показатели:

- абсолютные приросты (базисные и цепные);

— темпы роста и прироста (базисные и цепные);

— абсолютное значение 1% .прироста;

— средние величины абсолютного прироста;

— средние уровни ряда;

Средний уровень ряда определяется в зависимости от динамического ряда. Еслиряд моментный с равными промежутками между датами, то используютформулу средней хронологической: У = (½*у1 + у2 + …+ 1/2/*уn ) / n-1

Если промежутки между датами не равные, то средний уровень ряда вычисляют по формуле средней арифметической взвешенной: У = (åу*t)/ åtв качестве весов принимается продолжительность промежутков времени между моментами, в которые происходят изменения в уровнях динамического ряда.

При решении задач на тему «Индексы» необходимо знать понятие индексов, их виды, методику расчёта индивидуальных и групповых индексов:

Индекс (от лат.— показатель) — статистический относительный показатель, характеризующий соотношение социально-экономических явлений во времени, или выборе в качестве базы сравнения какого-либо условно уровня. С помощью индексов можно определить количественные изменения самых различных показателей функционирования хозяйства, развития социально-экономических процессов и т.п.

В экономической работе с помощью индексов можно объективно и точно показать изменения в росте или снижении производства, состоянии себестоимости цен выпускаемой продукции, численности работающих, производительности труда, заработной платы, изменения цен на фондовых рынках и прочие.

Введём условные обозначения: p – цена, q – физический объём т/оборота, или количество реализованных товаров, z –себестоимость продукции. Произведение цены (p) и количества реализованных товаров (q)

Даёт товарооборот : p * q = pq.

Индивидуальные индексы являются однотоварными, т.к. характеризуют изменение цены или физической массы одного товара в отчётном периоде по сравнению с базисным.

Каждая индексируемая величина имеет свое символическое обозначение:

q - количество продукции одного вида в натуральном выра­жении;

р - цена за единицу продукции;

z - себестоимость единицы продукции;

Индивидуальный индекс цен обозначается (ip) и рассчитывается по формуле:

ip = p1 / p0

где p0—цена в базисном периоде;

p1 –цена в отчётном периоде.

Если по условию задачи дано изменение цен в %, тогда ipопределяется по формуле:

ip = 100 + изменение цен в %

Индивидуальный индекс себестоимости:

iZ = Z1 / Z0

Формула общего агрегатного индекса себестоимости: Jz = åz1g1 / åz0g1

Основной формой индекса цендлясовокупности разнородных товаров является агрегатный индекс (формула Пааше):

Jр = åр1g1 / åр0g1

Разница между числителем и знаменателем этого индекса покажет сумму экономии или дополнительно привлеченных затрат от покупателей за счет изменения цен.

Общий индекс физического объема продукции:

Jg = åр0g1 / åр0g0

Индекс товарооборота:

Jрg = åр1g1 / åр0g0

Разница между числителем и знаменателем этого индекса покажет изменение затрат покупателей в отчётном периоде по сравнению с базисным.

Проверить правильность расчётов данных индексов можно на основе формулы их взаимосвязи: Ip х Iq = Ipq

При изучении изменения цен товарных групп применяется индекс средних цен:

При решении задач воспользуйтесь следующими методическими рекомендациями - student2.ru

Вариант 1.

1.Понятие предмета и метода статистики. Характеристика основных разделов статистики; общая теория статистики, демографическая статистика, социальная статистика, статистика продукции.

2.Экономическая сущность страхования, функции страхования, виды страхования.

Задача №1.Население области на начало года составляло 900 тыс.чел , 60% которого было в трудоспособном возрасте. 1,5% населения в трудоспособном возрасте было нетрудоспособно. Занято в экономике области 520 тыс. чел. в т.ч. подростков до 16 лет и пенсионеров - 1тыс. чел. Определить:

1. Коэффициенты трудоспособности всего населения и населения в трудоспособном возрасте.

2. Коэффициенты занятости всего населения, населения в трудоспособном возрасте.

Задача№2.

ФОРМА ТОРГОВЛИ ЯНВАРЬ СЕНТЯБРЬ
ЦЕНА ЗА 1КГ. РУБ. ПРОДАНО, ТОНН ЦЕНА ЗА 1 КГ, РУБ. ПРОДАНО ТОНН
Государственная Кооперативная Частная 30 45 50 15 800,00 80,0 100,0 150,0 65 12,60

Определить:

1. Средние цены за каждый месяц;

2. Изменение средних ценв абсолютном и относительном выражении.

Вариант 2

1.Современная структура органов государственной статистики в РФ, принцы организации, функции органов статистики.

2. Показатели рынка труда и его задачи, содержание рынка труда (экономически активное население, показатели занятости и безработицы).

Задача №1.Определить удельный вес каждого элемента затрат в себестоимости пошива одежды (женского пальто) в отчётном и базисном периодах:

Затраты (руб.) Базисный период Отчётный период
1. Сырьё и материалы
2. Аренда помещения
3. Заработная плата
4.Отчисления от з/пл.
5. Налоги

Данные оформите статистической таблицей, запишите формулы и выводы.

Постройте структурную диаграмму.

Задача №2 . Имеются следующие данные по кондитерской фабрике:

Виды конфет Количество выпущенной продукции, тонн Себестоимость единицы изделия, руб.
базисный период отчётный период базисный период отчётный период
В шоколадной глазури
Неглазированные

На основании приведённых данных определите:1) Индивидуальные и общие индексы себестоимости.2) Индивидуальные и общие индексы физического объёма продукции.Сделайте выводы.

Вариант 3.

1. Понятие о статистическом наблюдении, формы и виды статистического наблюдения, объект и единица наблюдения, программа наблюдения.

2.Сущность и виды относительных величин, порядок расчёта различных видов относительных величин.

Задача №1.

ПОКАЗАТЕЛИ Базисный год гппппериод Отчётный год
Выручка реализации продукции в действовавших ценах
Средний годовой остаток оборотных средств

Определить изменение скорости оборота оборотных средств (дней) в отчетном периоде по сравнению с базисным и сумму средств высвобожденных из оборота вследствие ускорения оборачиваемости. Сделать выводы.

Задача №2. Добыча нефти по предприятию характеризуется следующими данными:

Годы Добыча нефти, тыс.тонн

Провести анализ ряда динамики по:1) показателям, характеризующим рост добычи нефти (цепным и базисным способом): абсолютный прирост, темп роста и прироста.2) Средний уровень и среднегодовой темп роста и прироста ряда динамики.3) Изобразить графически динамику добычи нефти.

Результаты оформить в виде статистической таблицы, записать формулы, расчёты и выводы.

Вариант 4.

1.Статистическая отчётность, требования, предъявляемые к статистической отчётности, реквизиты. Приложить несколько форм статистической отчётности.

2.Понятие абсолютных и относительных величин, единицы их измерения, значение в статистике.

Задача №1.

ТОВАРЫ ТОВАРООБОРОТ В ЦЕНАХ  
СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ИЗМЕНЕ НИЕ ЦЕН,
ПЕРИОДА,  
ТЫС. РУБ.  
БАЗИСНЫЙ ОТЧЕТНЫЙ
ПЕРИОД ПЕРИОД
  %
Мясо -4
Колбасные изделия -3
Масло животное
Молоко +2

1. Общие индексы цен, физического объема, товарооборота.

2. Абсолютное изменение затрат покупателей за счет изменения
цен на каждый товар в отдельности и в целом на все товары.

Задача № 2.

ГРУППА ДОХОДОВ Б БАЗИСНЫЙ ПЕРИОД ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД ИНДЕКС ЦЕН
Денежные доходы Натур.доходы Бесплатн.услуги оходыдоходы Бесплатные услуги 924,3 90,3 24,5 959,3 91,1 40,3 1,05 1,05 1,01

Определить:

1.Реальные личные и совокупные доходы населения в отчетном
периоде.

2.Динамику реальных личных и совокупных доходов.

( Примечание: доходы выражены в млрд руб.)

Вариант5.

1.Необходимость и значение переписи населения, порядок её проведения.

2.Понятие о рядах динамики, виды рядов динамики , их характеристика.

Задача №1.

Показатели Единица измерения, млн. руб.
Стоимость основных фондов на начало года:
Поступило основных фондов, в том числе:  
1 марта
1 сентября
Выбыло основных фондов, в том числе:  
1 июля
1 ноября
Объём выпущенной продукции за год

Определить:

1. Среднегодовую стоимость основных фондов;

2. Показатели использования основных фондов;

3. Коэффициенты обновления и выбытия.

Задача №2.

Имеются следующие данные по трём предприятиям:

№ предприятия Фактический выпуск продукции, млн. руб. % выполнение плана % продукции высшего сорта
1045,6 112,8 96,1
893,8 108,1 84,5
671,5 98,3 79,2

На основании выше приведённых данных определите по трём предприятиям:

1) Средний процент выполнения плана выпуска продукции;

2) средний процент продукции высшего качества.

Для решения используйте формулы средних величин, запишите порядок решения и соответствующие выводы.

Вариант 6.

1.Понятие сводки и группировки статистических данных: виды и типы статистических группировок, их применение для изучения общественных явлений.

2.Демографическая статистика, предмет и метод, основные демографические показатели (постоянное наличное население, миграция населения, понятие трудоспособного возраста).

Задача №1.

ТОВАРЫ ПРОДАНО, ТЫС. ЕДИНИЦ ЦЕНА ЗА ЕДИНИЦУ, РУБ.
    БАЗИСН ЫЙ ПЕРИОД ОТЧЕТЫНЫЙ ПЕРИОД БАЗИСН ЫЙ ПЕРИОД ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД
Молоко, л Сметана, кг Картофель, кг 15,3 5,0 360,0   25,7 8,1 420,6 72,5 62,4 27

Определить:

1. Индивидуальные индексы цен и физического объема реализации.

2. Общие индексы цен и товарооборота.

3. Сумму экономии или дополнительных затрат покупателей за счет
изменения цен на каждый товар в отдельности и в целом на все
товары.

Задача № 2.Известны следующие данные об объеме импорта Российской Федерации с отдельными странами Европы в 2007 г. (в фактически действовавших ценах, млн долл. США):

979 184 176 311 761

614 323 209 1596 946

345 250 1002 1611 539

896 245 400 111 1627

Используя эти данные, постройте интервальный вариационный ряд распределения стран Европы по объему импорта с РФ, выделив четыре группы стран с равными открытыми интервалами. По какому признаку построен ряд распределения: качественному или количественному?

Вариант 7.

1.Понятие индексов, их виды методика расчётов, значение индексного метода в статистике.

2.Естественное и механическое движение населения (прирост и убыль). Расчёт уровня жизни населения.

Задача № 1.Определить по цепной системе сравнения все показатели анализа рядов динамики. Данные оформить статистической таблицей. Записать все расчёты и формулы.

Показатель Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
Объём продаж (т.р.) 710.6 850.0 901.7 987.0 1070.0 1350.0

Задача №2. Имеются следующие данные об успеваемости 20 студентов группы 20П по дисциплине «Статистика» в зимнюю сессию: 5, 4, 4, 4, 3, 2, 5, 3, 4, 4, 4, 3, 2, 5, 2, 5, 5, 2, 3, 3. Постройте:

а) ряд распределения студентов по баллам оценок, полученных в сессию;

б) ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив в нем
две группы студентов: неуспевающие (2 балла), успевающие (3 балла и выше);

в) укажите, каким видом ряда распределения (вариационным или атрибутивным) является каждый из этих двух рядов.

Вариант 8.

1.Понятие продукции промышленности. Охарактеризовать основные показатели промышленной продукции (валовая, товарная, реализованная).

2.Цепные и базисные индексы, взаимосвязь индексов.

Задача №1.Определить среднюю заработную плату работников отдела социального обеспечения за месяц:

Специалисты Фонд оплаты труда, руб. Средняя з/плата, руб.
1 категория
2 категория
3 категория

Задача №2.Известны следующие данные о результатах сдачи абиту­риентами вступительных экзаменов на 1 курс вуза в 2008 г (баллов):

18 16 20 17 19 20 17

17 12 15 20 18 19 18

18 16 18 14 14 17 19
16 14 19 12 15 16 20

Постройте: а)ряд распределения абитуриентов по результатам сдачи ими вступительных экзаменов, выделив четыре группы абитуриентов с равными интервалами; б) ряд, делящий абитуриентов на поступивших и не поступивших в вуз, учитывая, что проходной балл составил 15 баллов. Укажите, по какому группировочному признаку построен каждый из этих рядов распределения: атрибутивному или количественному.

Вариант 9.

1.Понятие рядов распределения, виды рядов распределения, их значение.

2.Показатели рядов динамики, порядок их расчёта.

Задача №1. Имеются следующие данные об остатках материальных ценностей на складе предприятия (руб.)

Годы На 1.01 На 1.04 На 1.07 На 1.10 На 1.01 след. года

Определить на сколько рублей и на сколько процентов изменилась средняя сумма материальных ценностей на складе предприятия в 2008 году по сравнению с 2007 годом; в 2009 г. по сравнению с 2008 г.; в 2010г. по сравнению с 2009г.

Задача №2.Имеются следующие данные о себестоимости и объёмах производства продукции предприятия:

Продукция Прошлый год Отчётный год
с/стоимость, руб. Произведено, тыс.шт. с/стоимость, руб. Производство, тыс.шт.
А 126,8 105,0
Б 82,0 78,0
В 180,0 182,0

Определить: а)индивидуальные и сводные индексы;

б) сводный индекс физического объёма продукции;

в) сводный индекс затрат на производство. Покажите взаимосвязь общих индексов.

Вариант 10.

1.Статистические таблицы, их значение, виды, правила построения статистических таблиц.

2.Понятие средних величин в статистике. Их виды и методика расчёта.

Задача №1.

Постановка на учёт семей, для выплаты детских пособий, характеризуется следующими данными:

Месяцы Количество семей
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь

Произвести анализ ряда динамики (цепным и базисным способом):

1)абсолютный прирост, темпы роста и прироста (по месяцам)

2) средний уровень и среднегодовой темп ряда динамики.

3) показать взаимосвязь между цепными и базисными показателями.
Результаты расчетов изложить в табличной форме.

Сделайте выводы.

Задача №2. На основе следующих данных определите среднесписочное число работающих в отделах Пенсионного фонда за октябрь месяц. Учесть, что в течение месяца изменений в численности работающих, кроме указанных, не было. Записать формулы, выводы.

отделы Численность работающих в октябре (чел.)
                 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативные акты:

1. Федеральная служба Государственной статистики « Постановление от 05,08,2005 №59. Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей на 2006 год.

2.Постановление Госкомстата РФ от 15.07,2002 № 154 «Об утверждении положения о порядке предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственного статистического наблюдения». 3.Постановление Совета министров Российской Федерации от 12.02.93г. № 121 «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему отчета статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики».

Основные учебники и учебные пособия:

1. Статистика Годин А.И. Учебник, М., Издательский Дом «Дашков и К», 2008

2.Статистика под редакцией к.э.н. В.Г. Ионина, - Новосибирск, изд. НГАЭ иУ, 2000

3.Статистика А.В. Сиденко, Г.Ю. Попов, В.М. Матвеева – М.: Дело и Сервис, 2000

4.Сборник задач по общей теории статистики под редакцией ред. к.э.н. Л.К. Серга, М.: Филинъ, 1999

5.Теория статистики учебник под редакцией профессора Р.А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2000

6.Практикум по теории статистики под редакцией профессора Р.А. Шмойловой – М.: Финансы и статистика, 2000

7.Елисеева И.И., Избашев М.М., Общая теория статистики: Учебник/ Под ред.

И.И.Елисеевой –М.: Финансы и статистика,2000 г.

8.Ефимова М.Р., Рябцев Р.М. Общая теория статистики: Учебник-М.:Финансы и статистика, 1991г.

9.Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник/Под ред.А.А Спирина, О.Э Башиной-М.: Финансы и статистика, 2002г.

10.Практикум по теории статистики: Учебное пособие/Под ред.Р.А Шмойловой- М.: Финансы и статистика, 1999г.

11.Практикум по статистике: Учебное пособие для вузов/Под ред.В.М. Сичмеры-М.: Финстатинформ, 1999г.

12.Ряузов Н.Н., Соловов В.И. Статистика в кредитных учреждениях-М.: Финансы и статистика, 1985г.

13.Статистика : Курс лекций/Под ред.В.Г Ионина-Новосибирск : НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1997г.

14.Теория статистики: Учебник/Под ред.Р.А. Шмойловой-М.: Финансы и статистика, 1999г.

15.Экономическая статистика: Учебник/Под ред. Ю.Н.Иванова-М.: ИНФРА-М, 2000г.

16.Сиденко А.В., Попова Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник-М.: Дело и сервис, 2000г.

Дополнительная:

1.Марьянова М.Н. Сборник задач по основам статистики-М.: Финансы и статистика, 1985г.

2.Овсиенко В.Е. Сборник задач по общей теории статистики-М.: Финансы и статистика, 1986г.

3.Россия в цифрах: Краткий статистический сборник/Госкомстат России-М.: Финансы и статистика,2006г ( и последующие гг.)

4.Статистический словарь-М: Финансы и статистика, 1989г.

Наши рекомендации