Задачи анализа финансового состояния
Главная цель анализа финансового состояния предприятия – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
При этом необходимо решать следующие задачи:
1. На основе изучения взаимосвязи между разными показателями
производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.
2. Прогнозировать возможные финансовые результаты, экономическую рентабельность исходя из реальных условий хозяйственной деятельности, наличия собственных и заемных ресурсов и разработанных моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.
3. Разрабатывать конкретные мероприятия, направленные на более
эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.
Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется система показателей, характеризующих изменения:
- структуры капитала предприятия по его размещению и источникам
образования;
- эффективности и интенсивности использования капитала;
- платежеспособности и кредитоспособности предприятия;
- запаса финансовой устойчивости предприятия.
Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции сложно привести к сопоставимому виду.
Относительные показатели финансового состояния анализируемого предприятия можно сравнить:
- с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и
прогнозирования возможности банкротства;
-с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить
сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
-с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции
улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.
Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и
соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы – с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки – для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики – для своевременного получения платежей; налоговые инспекции – для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д.
В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний:
Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты
используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель – обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний анализ имеет следующие особенности: -множество субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия; -разнообразие целей и интересов субъектов анализа; .-наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности; . ориентация анализа только на внешнюю отчетность; - ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности; -максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия. Как известно, предприятие – сложное формирование, состоящее изпартнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди партнерских групп можно выделить основные и не основные. Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, так как от этого находится в прямой зависимости их благополучие. К не основным партнерским группам относятся группы, опосредованнозаинтересованные в успехах предприятия – страховые компании, аудиторские и юридические фирмы и т. д.