Тема 6. Пенсионная система России на современном этапе. Пенсии по старости
Вопросы к семинару
1. Основные положения пенсионной реформы, осуществленной в 2001 г. Общая характеристика федеральных законов, закрепивших новую пенсионную систему.
2. Элементы пенсионной системы: страховое и государственное пенсионное обеспечение. Финансирование страховых и государственных пенсий.
3. Понятие пенсии: трудовой и по государственному пенсионному обеспечению. Круг лиц, обеспечиваемых трудовыми и государственными пенсиями. Виды пенсий. Право на одновременное получение двух пенсий.
4. Основные принципы определения размеров пенсий.
5. Структура трудовых пенсий: страховая и накопительная части трудовой пенсии.
6. Понятие пенсии по старости. Круг лиц, обеспечиваемых пенсией по старости по федеральным законам: «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г.
7. Пенсии по старости на общих основаниях.
8. Досрочные пенсии по старости:
а) лицам, занятым на работах с особыми условиями труда;
б) лицам, занятым определенными видами профессиональной деятельности;
в) многодетным матерям и одному из родителей, опекуну инвалидов с детства;
г) лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним;
д) инвалидам вследствие военной травмы;
е) инвалидам I группы по зрению;
ж) лилипутам и диспропорциональным карликам;
з) лицам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.
9. Пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Размеры пенсии.
10. Порядок определения размера трудовой пенсии по старости.
11. Пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Размеры пенсии.
12. Порядок определения размера трудовой пенсии по старости.
Методические рекомендации
( к темам №№ 6-8)
Система государственного пенсионного обеспечения предназначена для обеспечения пенсиями граждан, не охваченных системой обязательного пенсионного страхования, или не приобретших права на трудовую пенсию. В некоторых случаях она адресована лицам, которые имеют право на трудовую пенсию, но по тем или иным основаниям (уважительным по своей природе, с точки зрения законодателя) нуждаются в дополнительном обеспечении от лица государства (так называемые социальные пенсии).
Следует знать, что назначение и выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению регулируется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Особенностью государственного пенсионного обеспечения является тот факт, что в финансирование пенсионных выплат осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В рамках государственного пенсионного обеспечения осуществляется выплата пенсий военнослужащим. Для усвоения данного вопроса нужно обратить внимание на следующее обстоятельство. В настоящее время в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих действуют два нормативных акта. Это Закон РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и ФЗ РФ от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении». Первый регулирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (пенсии за выслугу лет; пенсии по инвалидности; в части пенсий по случаю потери кормильца он распространяется на членов семей военнослужащих). Второй охватывает те категории военнослужащих (и, соответственно, членов их семей), которые проходят военную службу по призыву.
Студенты должны усвоить все виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: круг обеспечиваемых лиц, условия назначения, правила исчисления размеров пенсий и их индексации.
Студенты должны знать, что трудовые пенсии устанавливаются на основании ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.
Условия приобретения права на трудовую пенсию по старости делятся на общие и специальные.
Общими условиями являются: 1) достижение возраста 55-ти лет для женщин и 60-ти лет для мужчин; 2) наличие страхового стажа продолжительностью не менее пяти лет.
Второе условие – это наличие страхового стажа. Отметим требование к продолжительности страхового стажа – пять лет.
Необходимо знать, что общие условия предопределяют право на пенсию по старости на общих основаниях. Наличие же специальных условий приводит к приобретению права на досрочный (до достижения общего пенсионного возраста) выход на пенсию. К специальным условиям относятся:
1) пониженный пенсионный возраст;
2) страховой стаж определенной продолжительности;
3) специальный (профессиональный) страховой стаж определенной продолжительности.
Для более детального изучения данного вопроса следует обратиться к ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Наряду с этим необходимо проанализировать основания для приобретения права на досрочную пенсию, предусмотренные ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», которые связаны с физиологическими особенностями человека или его семейным положением.
В ст. 28 в зависимости от основания могут быть установлены требования и к возрасту, и к продолжительности общего страхового и специального страхового стажа.
Размер трудовой пенсии по старости устанавливается по правилам ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
При изучении вопроса о трудовых пенсиях по инвалидности необходимо обратиться к ст. 8 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и выявить, прежде всего, условия приобретения права на пенсию, а именно:
1) наступление инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности I, II, III группы, определяемой по медицинским показаниям;
2) наличие страхового стажа.
Нужно знать, что порядок установления инвалидности определяется Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95. Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.
Условия приобретения права на пенсию по случаю потери кормильца определяются ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Применительно к данному виду пенсии следует выделить две группы условий: 1) условия, относящиеся к умершему кормильцу; 2) условия, относящиеся к получателям пенсии.
Что касается первой группы условий, то, во-первых, у умершего кормильца должен быть страховой стаж, независимо от продолжительности, также как и при приобретении права на трудовую пенсию по инвалидности. Во-вторых, факт смерти кормильца должен быть удостоверен в установленном порядке. К факту смерти также приравнивается признание лица умершим или безвестно отсутствующим.
Получателями же трудовой пенсии по случаю потери кормильца могут быть нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении умершего. То есть для того, чтобы являться получателем данного вида пенсии лицо, по общему правилу, должно: 1) относиться к членам семьи умершего; 2) являться нетрудоспособным; 3) находиться на иждивении умершего.
Ситуационные задачи
№1
Антонову со дня исполнения 60 лет в ноябре текущего года была назначена трудовая пенсия по старости. На его иждивении находится сын 19 лет – студент института. Антонов после назначения пенсии продолжает работать.
Назовите фиксированный базовый размер страховой части его трудовой пенсии по старости на 1 января 2002 г. и в настоящее время.
№2
Щербаков, рабочий подземного рудника по добыче полезных ископаемых, проработал на различных работах в районе Крайнего Севера 15 календарных лет, в том числе – 5 лет на подземных работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение по Списку №1. Кроме того, у него имеется стаж работы в других регионах – 2,5 года в производстве, предусмотренном Списком №2, 15 лет – на заводе в производстве с нормальными условиями труда. После школы он 3 года учился в техникуме.
В каком возрасте ему может быть назначена пенсия по старости?
Как будет определяться сумма фиксированного базового размера страховой части и страховой части трудовой пенсии по старости?
№3
Степанова, которой вскоре должно исполниться 50 лет, просила работников отдела кадров ответить на вопросы о том, имеет ли она право на трудовую пенсию по старости, за какой период ей надо взять заработок для начисления пенсии и как ей будет определяться сумма пенсии?
Документы о трудовой деятельности Степановой свидетельствовали, что 6 лет она работала кондуктором грузового поезда (работа предусмотрена Списком №2), 5 лет работала машинистом крана на заводе. Затем она уволилась с работы в связи с переводом мужа в другую местность. На новом месте Степанова устроилась работать в железнодорожное депо диспетчером, где трудилась 17 лет. Ее стаж работы по трудовому договору в общей сложности составил 35 лет.
Какой ответ Вы дали бы Степановой?
№4
Трудовой стаж Гримова следующий: 5 лет работы в совхозе на комбайне; 2 года службы в армии; 3 года – слесарь-ремонтник цеха топливной аппаратуры (Список №2); 5 лет на работах, включенных в Список №1; 10 лет – механик в автохозяйстве; 4 года не работал, имея сначала II, а последний год – I степень ограничения трудовой деятельности вследствие несчастного случая на производстве. После снятия инвалидности 8 лет трудился в кооперативе, занимающимся ремонтом личных автомашин.
В каком возрасте может быть назначена Гримову трудовая пенсия по старости? Как будет определяться ее размер? Будет ли предусмотрен Гримову повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии в связи с наличием иждивенца – 79-летней матери (мать получает социальную пенсию)?
№5
Фурсову, работавшему газорезчиком (Список №2), органом пенсионного обеспечения отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за того, что у него не хватает одного года специального стажа. Фурсов попросил засчитать ему в стаж для льготной пенсии время работы в тяжелых условиях труда, включенных в список №2, но ему в этом было отказано. Кроме того, он считал возможным включить в специальный страховой стаж 3 года срочной службы на Крайнем Севере.
Справедлива ли просьба Фурсова назначить ему трудовую пенсию по старости в 55 лет? Если он прав, то куда ему следует обжаловать решение органа пенсионного обеспечения?
№6
Иванова проработала в районах Крайнего Севера 10,5 лет. В местностях, приравненных к этим районам, - 2 года. Имеет двоих детей.
В каком возрасте ей может быть назначена трудовая пенсия по старости?
№7
Тимофеев 14 лет 11 месяцев работал в местности, приравненной к Крайнему Северу. Впоследствии он 13 лет работал в Курской области водителем грузовой автомашины в рудном карьере, вывозил руду и породу из карьера.
По мнению Тимофеева, работа в неблагоприятных климатических и производственных условиях дает возможность использовать при назначении трудовой пенсии по старости одновременно пенсионные льготы, предусмотренные п.5 ст. 27 и п.6 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Какие льготы имеет Тимофеев?
В каком возрасте может быть назначена ему трудовая пенсия по старости?
№8
В течение 15 лет Ермаков и его жена работали на Крайнем Севере: он – на заводе, а она – водителем трамвая. Затем они переехали в Кемеровскую область, где жили их родители. Там Ермаков 10 лет трудился подземным рабочим, а Ермакова была кондуктором автобуса в течение 5 лет. В дальнейшем они стали заниматься предпринимательской деятельностью. Общий страховой стаж у каждого из Ермаковых составляет более 30 лет.
В каком возрасте каждый из них может рассчитывать на получение досрочной трудовой пенсии по старости?
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные положения пенсионной реформы в России.
2. Назовите две пенсионные системы, которые имеются в стране, и укажите критерии, с помощью которых можно определить виды пенсий.
3. По каким признакам разграничивают государственные и негосударственные пенсии?
4. Дайте общее определение признаков трудовой пенсии по старости.
5. Какова структура трудовой пенсии по старости?
6. Отчего зависит фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости?
7. Как определяется размер страховой части трудовой пенсии по старости?
8. Расскажите, как определяется сумма пенсионного капитала застрахованного лица.
9. Как формируется накопительная часть трудовой пенсии по старости?
10. Расскажите, что собой представляет дополнительное формирование пенсионных накоплений, осуществляемое в рамках пенсионных накоплений, осуществляемое в рамках пенсионной страховой системы.
Литература
1. Галаганов В. П. Право социального обеспечения : учебник / В. П. Галаганов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Кнорус, 2014. – 512 с.
2. Григорьев И. В. Право социального обеспечения : краткий курс лекций. — 3-е изд., перераб. и доп. / И. В. Григорьев. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 211 с.
3. Гусов К. Н. Право социального обеспечения : учебник / К. Н. Гусов. – М. : Проспект, 2012. – 640 с.
4. Захаров М. Я. Право социального обеспечения России : учебник / М. Я. Захаров, Э. Г. Тучкова. – М. : Волтерс Клувер, 2004. – 608 с.
5. Лушникова М. В. Курс права социального обеспечения. — 2-е изд., доп. / М. В. Лушникова, А. М. Лушников. – М. : Юстицинформ, 2009. — 656 с.
6. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для бакалавров. — 3-е изд., перераб. и доп. / Е. Е. Мачульская. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. — 587 с.
7. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России : практикум / Э. Г. Тучкова. – М. : Проспект, 2012. –192 с.
8. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России : учебник для бакалавров / Э. Г. Тучкова. – М. : Проспект, 2014. – 456 с.
Нормативные источники
1. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4920 (с последующими изменениями).
2. Закон РФ от 12.02.19993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. №9. Ст. 328. (с последующими изменениями).
3. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗРФ. 2001. №51. Ст. 4832 (с последующими изменениями).
4. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст.4831 (с последующими изменениями).
5. Федеральный закон от 09.05.2005 г. № 48-ФЗ «О внесении изменений в федеральные законы «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», «О негосударственных пенсионных фондах» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Российская газета. 2005. 13 мая. № 100 (с последующими изменениями).
6. Федеральный закон от 21.03.2005 г. № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву» // СЗ РФ. 2005. № 13. Ст. 1076 (с последующими изменениями).
7. Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3028 (с последующими изменениями).
8. Федеральный закон от 29.11.2003 г. № 154-ФЗ «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // СЗ РФ. 2003. №48. Ст. 4587 (с последующими изменениями).
9. Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 1401 (с последующими изменениями).
10. Федеральный закон от 06.03.2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 998 (с последующими изменениями).
11. Закон РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»//Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 21. Ст. 699 (с последующими изменениями).
12. Указ Президента РФ от 24.06.2002 г. № 648 «О приведении некоторых актов Президента Российской Федерации в соответствие с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 40. Ст. 3936.
13. Указ Президента РФ от 27.09.2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 52. Ст. 6371.
14. Указ Президента РФ от 07.08.1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. №40. Ст. 3741.
15. Указ Президента РФ от 28.09.1993 г. № 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1993. №40. Ст. 3741.
16. Указ Президента РФ от 17.12.2002 г. № 1413 «Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих» // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1992. № 19. Ст. 1582.
17. Постановление Правительства РФ от 24.04.1992 г. № 273 «Об утверждении списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4920.
18. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. № 40. Ст. 3753.
19. Постановление Правительства РФ от 18.10.2003 г. № 634 «Об утверждении форм публикуемой федеральной службой по финансовым рынкам отчетности о средствах пенсионных накоплений и финансовых результатах их инвестирования» // СЗ РФ. 2003. № 43. Ст. 4242.
20. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 942 «О Порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям» // СЗ РФ. 1994. № 17. Ст. 2000.
21. Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2872.
22. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 5. Ст. 180.
23. Постановление Правительства РФ от 15.09.2003 г. № 570 «О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. №38. Ст. 3661.
24. Постановление Минтруда РФ от 27.02.2002 г. № 16, ПФ РФ от 27.02.2002 г. № 19па «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // БНА РФ. 2002. №26.
25. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (ИЛ ТУМЭН) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан.
26. Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2004 г. № 277-0 по запросу Междуреченского городского суда Кемеровской области о проверке конституционности положения пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».