Система аналитических показателей
Система аналитических показателей – упорядоченное множество показателей, в котором каждый показатель дает качественную и количественную характеристику определенной стороны деятельности хозяйственного субъекта и взаимосвязан с другими показателями.
Предпосылка системы – это группировка.
По содержанию показатели делятся:
– количественные (характеризуют объемы производства, продаж, масштабы деятельности, выручку)
– качественные (отражают эффективность, полноту использования какого-либо ресурса: прибыль, рентабельность)
По охвату (масштабу) деятельности:
- общие (выручка, прибыль, рентабельность)
- специфические (торговля- товарооборот, зольность)
По степени обобщения:
- обобщающие (производительность труда работника по организации)
- частные (производительность труда отдельных групп рабочих за определенные промежутки времени)
- вспомогательные (дополняют характеристику обобщающих и частных: трудоемкость)
Аналитические показатели делятся на абс и относительные:
Абс имеют свою единицы измерения: в стоимостных, натуральных, трудовых единицах измерения)
Абс:
- натуральные (тонны, килограммы)
- условно-натуральные ( затраты/ на количество)
- стоимостные
Относительные (%, коэффициенты, индексы).
Так же показатели могут быть:
- Факторные показатели (a,b)
- Результативные (y)
Y=a*b
По способу формирования:
- нормативные (норма выработки, норма амортизации)
- плановые (бюджетные)
- учетные (в бух документах, оформлены бух проводками: данные бух учета, оперативного, статистического)
- отчетные (данные бух, оперативного, налогового учета по окончанию периода)
- аналитические (оценочные) показатели (определяют финн результат деятельности предприятия, уровень финн устойчивости, степень платежеспособности)
Комплексный анализ предполагает оценку всех сторон деятельности предприятия. Систему таких показателей можно представить в виде схемы:
Тема 2. Методы экономического анализа
1.Традиционные методы анализа
2.Методы факторного анализа
3.Способы оптимизации показателей
4.Эвристические методы
Формализованные (есть зависимость в виде формул)
Неформулизованные (методы на основе SWOT- анализа)
1.К традиционным относятся средние величины (средняя арифметическая, среднегеометрическая(имеется данные о темпах роста), относительные величины, группировки, балансовый метод, графический метод. Начинают с сравнительного анализа. Сравнение – способ научного познания в процессе которого неизвестное изучаемое явление сравнивается, сопоставляется с уже известными явлениями и в итоге выявляются общее и различные черты. Он предполагает сравнение двух показателей: внутри организации – показатели отчетного и предыдущего периода, плановые (бюджетные) и фактические, по отдельным подразделениям (филиалам, дочерним предприятиям), затраты на пр-во отдельных видов продукции, показатели з/п). Сравнение с показателями других предприятий.
Если у нас получилось экономия маериалов по сравнению с нормой, это не хорошо (хорошо только для командной экономики). В условиях рыночной это плохо, так сырье может испортиться и на складские помещение нужно деньги ( на освяжение,энергию)
Сравнение со среднеотраслевым уровнем ( в каком положении наша организация: лучше или хуже чем средний балл). Показатели в сопоставимом виде.
Современные методы позволяют проводить многомерный сравнительный анализ, которые позволяет сравнивать результаты деятельности нескольких предприятий по группе показателей. Методы многомерного анализа и определение рейтинговой оценки.
Методы многомерного сравнительного анализа:
- метод суммирования значений всех показателей
- метод суммы мест
- метод суммы баллов
- метод расстояний
- метод таксонометрический
Традиционные методы:
Средние величины:
–средняя арифметическая
–средняя геометрическая
З1.
Дано:
Квартал | ||||
Темп роста | 1,05 | 1,09 | 2,01 | 1,56 |
Определить средний темп роста.
Решение:
- Средняя арифметическая = (1,05+1,09+2,01+1,56):4= 1,43
- Средняя геометрическая = (1,05*1,09*2,01*1,56)^1/4= 1,376
– средняя гармоническая
Используется в тех случаях, когда необходимо, чтобы при усреднении оставалась неизменной сумма величин, обратных индивидуальным значениям признака.
№ вида продукции | Цена за единицу товара | Объем продаж |
45,1 | ||
42,9 | ||
34,54 | ||
38,5 | ||
32,72 | ||
31,81 |
Рассчитать среднюю цену товара по формуле средней гармонической.
Решение:
– Средняя хронологическая
, где n – количество событий.
З.
Найти средний ТЗ в магазине, если имеются следующие данные о запасах на начало каждого квартала.
1.01 | 1.04 | 1.07 | 1.10 | 1.01 | |
Запас |
Относительными величинами могут быть величины координации, динамики, интенсивности, эффективности.
Группировка – деление изучаемой совокупности на качественно однородные группы по соответствующим признакам.
Величина Стерджеса:
, где N – количество объектов в совокупности.
Группировки могут быть структурными и аналитическими.
Структурные группировки – соотношение между составляющими (ОС: здание, сооружения, оборудование, машины).
В аналитических группировках отражается взаимосвязь между отдельными показателями.
Балансовый метод
Балансовый метод предполагает отражение соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных показателей, итоги которых должны быть равны.
Графический метод
Графики – масштабы изображения показателей с помощью геометрических знаков или условно художественных фигур. В анализе используются в основном диаграммы. Графики строятся на основе таблиц.
Представление аналитической информации может быть в виде таблиц. Таблицы бывают простые, групповые и комбинированные.