Сбалансированность бюджетов. Профицит федерального бюджета и направления его использования. Дефицит бюджета и источники его финансирования
Один из принципов: Сбалансированность бюджета – каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит. Но чаще всего расходы превышают доходы. В таком случае возникает дефицит.
Дефицит бюджета обусловлен разными причинами. В одних случаях государство может сознательно идти на увеличение дефицита бюджета. В частности, в целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию рабочих мест) или существенно снизить налоги. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникает дефицит. Но этот дефицит сознательно создан государством. Такой дефицит называется структурным дефицитом.
В отличие от структурного циклический дефицитв меньшей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговой политики государства. Он обусловлен общим спадом производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит.
Выделяют также активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами, а пассивный — в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедления темпов экономического роста, недоплат и т.п.
Различают краткосрочную и долгосрочную несбалансированность бюджета. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если превышение расходов над доходами ограничивается рамками одного финансового года и является отражением изменений макроэкономической ситуации по сравнению с той, в которой составлялся бюджет. Это происходит главным образом из-за отсутствия необходимого опыта макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения целого ряда обстоятельств. Например, сокращение объемов поступления в бюджет может произойти в результате падения экспортных цен, сокращения объемов производства ниже предусмотренного уровня, сдвигов в структуре спроса на изготавливаемую продукцию и снижения ее конкурентоспособности. Увеличение дефицита государственного бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины, расширением трансфертных платежей в сочетании с введением налоговых льгот, что является весьма популярной мерой перед очередными выборами.
Долгосрочная несбалансированность бюджета связана с увеличением разрыва между государственными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлена причинами, которые носят более устойчивый характер. Так, в большинстве развитых стран на протяжении почти 15 лет наблюдается устойчивая тенденция к росту дефицита национальных бюджетов. Это обусловлено следующими факторами:
1) увеличением числа социальных выплат, а значит, социальной нагрузки на бюджет;
2) неблагоприятной демографической ситуацией, связанной со старением населения, в результате чего увеличиваются расходы на выплату пенсий, ассигнования на здравоохранение и т.п.;
3) либерализацией налогового законодательства и как следствие этого — снижением величины ставок (без соответствующей корректировки государственных расходов);
4) возрастанием объема внешней задолженности.
В целом состояние государственного бюджета определяется тремя основными факторами:
1) долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;
2) стадией экономического цикла, в которой находится экономика в рассматриваемый период;
3) текущей политикой государства в области бюджетных расходов и доходов.
Очень часто, особенно в нашей стране и других странах с переходной экономикой, происходит искусственное либо завышение, либо занижение истинной величины бюджетного дефицита.
Так, искусственное занижение дефицита бюджета может осуществляться с помощью следующих инструментов:
1) налоговой амнистии, которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную определенной части общего налогового сбора;
2) мероприятий по сбору просроченных налоговых платежей;
3) введением временных или добавленных налогов;
4) отсрочками выплат заработной платы работникам государственного сектора;
5) отсрочкой обязательной индексации заработной платы в соответствии с динамикой уровня инфляции;
6) распродажей государственных активов;
7) наличием скрытого дефицита, обусловленного квазибюджетными расходами. К числу последних относят централизованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях Центральным банком. Кроме того, Центральный банк может финансировать отдельные операции, связанные с госдолгом, покрывать убытки от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, рефинансировать сельское хозяйство и т.п. В результате этого растут убытки Центрального банка и усиливается инфляция, а дефицит не растет.
В России, в случае если обнаружился профицит, необходимо:
– сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюджета — сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов);
– предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
– увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней;
– сократить налоговые доходы.
Существует такое понятие, как первичный профицит,который означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.
Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами.
Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом, Международного валютного фонда (МВФ).
Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой также хронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательные финансовые показатели. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом, безусловно, есть рациональное зерно.
В результате заемной деятельности образуется государственный долг — долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Общегосударственный долг — более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
Обеспечением государственного долга России служит всё имущество, составляющее государственную казну.
Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированны Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных, административно-территориальных образований РФ и условия их пуска определяются самостоятельно на местах.
В зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние. Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускают в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.
Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других стран. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.
В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого Министерство финансов должно вести государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится, соответственно, в долговую книгу субъекта или муниципалитета.
Цель заемной деятельности России — покрытие дефицита Федерального бюджета, погашение внутреннего и внешнего долга.
Внешняя задолженность России сокращается. Россия перешла от курса на отсрочку платежей к курсу сокращения долга, погашая его нефтедолларами.
Эту же проблему может решить и конверсия внешнего долга, под которой принято понимать все механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны-должника. Возможны разные формы: конверсия долга в инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран.
Частным случаем конверсии является обмен долга на собственность, т.е. иностранная компания покупает внешний долг страны на вторичном рынке, затем предъявляет его для погашения в Центральный банк, который оплачивает его национальной валютой, направляемой затем для финансирования инвестиций в стране-должнике.
Следует подчеркнуть, что в последние годы Федеральный бюджет РФ сводится с профицитом, т.е. с превышением доходов над расходами.
6. Бюджетный процесс: этапы и полномочия участников БП, направления его совершенствования.
Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.
Финансово-бюджетная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.
Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.
Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного процесса.
Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.
Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской федерации Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, другие контрольные органы исполнительной власти).
В Российской Федерации бюджетный период, т.е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.
Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс. Такими полномочиями наделены:
§ органы представительной и исполнительной власти;
§ финансовые и налоговые органы;
§ органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля;
§ главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств;
§ государственные целевые внебюджетные фонды.
Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.
Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.
Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.