Укажите примеры с ошибками в образовании формы слова
Тест по культуре речи
Вечернее отделение 2015/ 16 учебный год
Группы 313-314
Орфоэпические нормы
Поставьте правильное ударение в указанных словах
1) Средства, свекла, искра, лиловее, яслей, досуг, баловать, позвонит, приняли, сливовый. квартал, гусеница, туфля, еретик, пригоршня, украинский, занял, начать, перевезены, вручишь, гражданство.
2) Мусоропровод, завсегдатай, облегчить, диспансер, корысть, торты, из аэропорта, банты, жалюзи, красивее, безудержный, танцовщица, приданое, христианин, мельком, мастерски, договор.
3) Новорожденный, соболезнование, переведены, облегчит, созвонимся, включит, завидно, брала, ремень, кашлянуть, кухонный, догнала, цемент, баловать, валовой, вероисповедание, включишь.
4) Дефис, диспансер, исчерпать, каталог, оптовый, отраслей, памятуя, премировать, принудить, сирот, сосредоточение, средства, столяр, углубить, упрочение, феномен, ходатайство, щавель, эксперт. обеспечение
Лексические нормы
1. Укажите верное толкование слова изморось.
1) Рыхлый снежный покров, образующий из оседающих частиц влаги при морозе и тумане.
2)Атмосферные осадки в виде водяных капелью
3) Тонкий слой ледяных кристаллов.
4) Очень мелкий моросящий дождь.
2. Значение какого слова определено неверно?
I 1) Адресат – лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление.
2) Конфиденциальный – знающий, сведущий в определенной области.
3) Дружественный – дружелюбный, взаимно благожелательный.
4) Командированный – лицо, находящееся в командировке.
II 1) Драматичный – выражающий сильные чувства, полный драматизма.
2) Напоминание – обращение, напоминающее о чем-нибудь.
3) Скептический – вялый, находящийся в состоянии глубокого равнодушия.
4) Хозяйственный – относящийся к ведению хозяйства, к экономической, производственной стороне дела.
3.В каком ряду все слова могут употребляться в переносном значении?
1) ходить, лететь, плыть, бить
2) море, земля, грунт, небо
3) лимонный, яблочный, клюквенный, ледяной
4) сухой, чистый, смелый, горный
4.Из каждого ряда выпишите многозначные слова. В каком ряду все слова являются многозначными?
1) острый, черствый, сладкий, блестящий
2) окунь, платок, железо, дышать
3) говядина, стол, мокрый, падеж
4) пчела, вельвет, букварь, гребень
5. В каком ряду все слова являются синонимами?
1) надоедливый, назойливый, дотошный, докучный
2) огорчиться, расплакаться, зареветь, зарыдать
3) затруднение, ошибка, загвоздка, заминка
4) сказать, произнести, вымолвить, изречь
6. Укажите ряд синонимов, которые употребляются в разных стилях:
1) давний, старый, древний, старинный
2) нежный, мягкий, ласковый, спокойный
3) верхушка, шпиль, макушка, гребень
4) брести, влачиться, плестись, тащиться
7. Какие пары слов не являются антонимами?
1) традиции — новаторство, банальный — оригинальный
2) гениальность — посредственность, анализ — синтез
3) молчать — петь, думать — говорить
4) сперва — потом, снаружи — внутри
8. К словам какого ряда нельзя подобрать антонимы?
1) настоящий, храбрый, свежий, далёкий
2) корова, подлежащее, километр, волосы
3) гореть, бежать, бледнеть, прятать
4) холодно, вчера, прилежно, слишком
9. В каком ряду все слова являются терминами?
1) оценка, гипербола, быль, легенда
2) спектр, фильтр, корнеплод, портфель
3) диффузия, политология, синтаксис, амнезия
4) гороскоп, аргумент, кислота, живописный
10. Укажите значение фразеологизма петь панегирик.
1)произносить обличительную речь
2)жаловаться на судьбу
3) не имея своего мнения, повторять чужое
4) выражать восторженную, неумеренную похвалу
11.Какой фразеологизм является антонимом к обороту бабушка надвое сказала?
1)толочь воду в ступе
2) бред сивой кобылы
3) звонить во все колокола
4) как пить дать
12. Укажите фразеологизмы, происхождение которых - греческая мифология? Определите значение любых 5 фразеологических оборотов из указанных ниже.
1) притча во языцех, азов не знать, с красной строки
2) верста коломенская, казанская сирота, при царе Горохе
3) нить Ариадны, Сизифов труд, Авгиевы конюшни
4) попасть впросак, от корки до корки, кривая выведет
__________________________
Грамматические нормы
Укажите примеры с ошибками в образовании формы слова.
1. 1) большие очереди; 2) свежие торты; 3)много песней; 4) пятидесятью пятью годами
2. 1) пара сапог; 2) цветная тюль; 3) умелые повара; 4) выгодные договора
3. 1) эта вещь более красивее; 2) у обоих девушек; 3) птичьи гнёзда; 4) две пары валенок
4. 1) стопка полотенец; 2) так принято у грузинов; 3) девятистам тридцати шести студентам;
4) опытные шофера