Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм и отраслей экономики
СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ»
Корпоративные финансы: содержание и современные концепции
(2 часа)
Цель:
§ закрепить знания о природе финансов организаций и финансовых отношениях предприятий.
Результат:
§ усвоение информации о природе финансов и финансовых отношений предприятий, понимание роли финансов в деятельности предприятия;
§ знание основных направлений государственного регулирования финансовой стороны работы предприятий;
§ усвоение сути процесса финансового управления предприятием и знание его составляющих элементов.
Ключевые слова:
§ финансы организаций, финансовые отношения, финансовый механизм, финансовая отчетность, государственное регулирование.
Основные вопросы:
1.Финансы организаций как экономическая категория.
2.Финансовые отношения организаций и принципы их построения.
3.Роль финансов в деятельности организации.
4.Финансовый механизм управления организацией и его элементы.
5.Государственное регулирование финансовых отношений организации.
Задания для самостоятельной работы студентов:
§ Подготовка сообщений к выступлению на семинаре:
1. Финансы в зарубежной литературе.
2. Финансовый работник и финансовая служба на предприятии.
§ Вопросы и задания для обсуждения:
1. Предприятие как организационная форма финансов.
2. Существует ли термин финансы в российском законодательстве?
3. Взаимосвязь финансов и финансовых отношений в бухгалтерском балансе.
4. Финансы организаций, управление финансами и финансовый менеджмент: сходства и отличия в содержании терминов.
Семинарское занятие 2
Финансовые ресурсы и собственный капитал организации
(2 часа)
Цель:
§ закрепить знания о сущности финансовых ресурсов организаций, их составе и роли в деятельности предприятия.
Результат:
§ получение знаний о составе финансовых ресурсов, достоинствах и недостатках различных источников финансирования деятельности предприятия.
Ключевые слова:
§ финансовые ресурсы, собственный капитал, заемный капитал, финансовый рынок.
Основные вопросы:
1. Экономическое содержание и состав финансовых ресурсов организаций.
2. Формы и виды финансирования организаций: собственный и заемный капитал.
3. Финансовый рынок как источник привлечения финансового капитала.
Задания для самостоятельной работы студентов:
§ Вопросы и задания для обсуждения:
1. В чем разница между долевым и долговым финансирование предприятия? Какой способ более предпочтителен? Можно ли ограничиться лишь одним из этих способов?
2. Как соотносятся между собой капитал и чистые активы?
3. В чем смысл платности источников средств? Существую ли бесплатные источники?
§ Составление аналитических таблиц для систематизации учебного материала: Достоинства и недостатки различных способов финансирования деятельности предприятия:
Таблица 1. Достоинства и недостатки собственных источников финансирования (амортизация, прибыль, эмиссия (в том числе дополнительная) акций).
Таблица 2. Достоинства и недостатки финансирования за счет обыкновенных и привилегированных акций.
Таблица 3. Достоинства и недостатки заемных источников финансирования (банковский кредиты, займы других организаций, облигация, выпуск векселей, товарные и коммерческие кредиты).
§ Исследовательское задание: На основе информации сети интернет выбрать три территориально-генерирующие компании. С официальных сайтов выбранных территориально-генерирующий компаний собрать годовую финансовую отчетность за 2009—2011 гг. По данным полученной финансовой отчетности провести сравнительный анализ динамики, состава и структуры собственного и заемного капитала предприятий.
Семинарское занятие 3
Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм и отраслей экономики
(2 часа)
Цель:
§ изучить особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм и отраслей экономики.
Результат:
§ получение знаний об особенностях формирования капитала предприятий различных организационно-правовых форм и отраслей экономики.
Ключевые слова:
§ уставный капитал, чистые активы, распределение прибыли.
Основные вопросы:
1. Особенности финансов полных товариществ.
2. Особенности финансов товариществ на вере.
3. Особенности финансов обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью.
4. Особенности финансов акционерных обществ.
5. Особенности финансов дочерних и зависимых общества.
6. Финансы производственных кооперативов.
7. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.
8. Финансы некоммерческих организаций.
9. Особенности финансов кредитных организаций.
10. Особенности финансов страховых организаций.
11. Особенности финансов профессиональных участников рынка ценных бумаг.
12. Организация финансов капитального строительства.
13. Финансы организаций сельского хозяйства.
14. Особенности финансов транспорта.
15. Финансы сферы товарного обращения.
16. Анализ планируемых изменений в действующем законодательстве.
Задания для самостоятельной работы студентов:
§ Составление сравнительных аналитических таблиц:
Таблица 1. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
Таблица 1 - Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
Показатели | ПТ* | ТВ | ООО | ОДО | ЗАО | ОАО | ДиЗО | ПК | Г( М)УП | НО |
1. Формирование уставного капитала | ||||||||||
2.Минимальная величина уставного капитала | ||||||||||
3. Пути уменьшения и увеличения уставного капитала | ||||||||||
4. Распределение чистой прибыли (убытка) отчетного периода | ||||||||||
5. Чистые активы и уставный капитал | ||||||||||
6. Ответственность предприятия перед кредиторами и риск собственников |
*ПТ – полное товарищество; ТВ – товарищество на вере; ООО- общество с ограниченной ответственностью; ОДО – общество с дополнительной ответственностью; ЗАО – закрытое акционерное общество; ОАО – открытое акционерное общество; ДиЗО – дочерние и зависимые общества; ПК – производственный кооператив; Г(М)УП – государственные и муниципальные унитарные предприятия; НО – некоммерческие организации.
Таблица 2. Особенности финансов организаций различных отраслей экономики.
Таблица 2 - Особенности финансов организаций различных отраслей экономики
Показатели | Кредитные организации | Страховые организации | Профессиональные участники рынка ценных бумаг | Капитальное строительство | Сельское хозяйство | Транспорт | Товарное обращение |
1.Формирование собственных средств | |||||||
2.Привлечение заемных средств | |||||||
3.Формирование и использование финансового результата | |||||||
3.1. Состав доходов | |||||||
3.2. Состав расходов | |||||||
3.3.Чистая прибыль (убыток) отчетного периода и ее использование | |||||||
4.Формирование фондов и резервов |
Практическое занятие 4
Доходы организации
(2 часа)
Цель:
§ закрепление знаний о процессе формирования выручки от продаж, направлениях ее использования и получение навыков планирования выручки от продаж.
Результат:
§ умение использовать различные методы для планирования выручки от продаж.
Ключевые слова:
§ доходы организации, методы признания доходов, выручка от продаж, методы планирования выручки от продаж.
Основные вопросы:
1. Понятие доходов. Классификация доходов. Методы признания доходов.
2. Формирование и использование выручки от продаж.
3. Планирование выручки от продаж (объема продаж).
Задания для самостоятельной работы студентов:
§ Вопросы и задания для обсуждения:
1. Объясните, почему отдельные виды поступления (расходования) денежных средств не могут трактоваться как доходы (расходы)? Провидите примеры.
2. Является ли существенным для финансиста обособление различных видов доходов?
3. Какие факторы влияют на величину доходов организации и как финансист может воздействовать на факторы, обуславливающие повышение доходов?
Задачи:
1. Определите выручку от продаж ОАО «Промстрой» на планируемый год по методу начисления.
Ожидаемый объем выпуска товарной продукции в отчетном году по оптовым ценам предприятия 15 990 тыс. руб., по производственной себестоимости 12 300 тыс. руб. Ожидаемые остатки готовой продукции по производственной себестоимости на начало планируемого года 2 320 тыс. руб., в том числе остатки готовой продукции на складе 900 тыс.руб. План выпуска товарной продукции по оптовым ценам предприятия будущего года 19 060 тыс. руб., а по производственной себестоимости 14 120 тыс. руб. На планируемый год установлена норма запаса готовой продукции на складе 2 дня к выпуску 4 квартала. Удельный вес выпуска 4 квартала в годовом объеме выпуска по плану должен составить 27%. Новые цены, вводимые с 1 января планируемого года, увеличивают выручку от продаж входных остатков на 25%.
2. Определите размер выручки от продаж ОАО «Механический завод» на планируемый год.
Товарная продукция в планируемом году по оптовым ценам 8 610 тыс. руб., по производственной себестоимости 4 200 тыс. руб. Остатки товарной продукции на начало планируемого года по производственной себестоимости оценены в 610 тыс.руб. Остатки товарной продукции на конец планируемого года по производственной себестоимости определены в сумме 660 тыс. руб. Коэффициент пересчета производственной себестоимости в оптовые цены установлен на уровне 1,1.
3. Определите на плановый год размер выручки от продаж ООО «Лесопереработка».
Данные по готовой продукции предприятия ООО «Лесопереработка» в отчетном и плановом годах, тыс. руб.
Товарная продукция | Отчетный год | Планируемый год | ||
всего на год | в т.ч. 4 квартал | всего на год | в т.ч. 4 квартал | |
По производственной себестоимости | 54 200 | 15 000 | 58 020 | 16 100 |
По оптовым ценам предприятия | 67 200 | 17 800 | 70 200 | 18 100 |
Остатки готовой продукции на складе на начало планируемого года по производственной себестоимости оценены в 556 тыс. руб.; в товарах отгруженных 30 тыс. руб. Норма запасов готовой продукции на складе на конец планируемого года установлена в расчете на 3,2 дня, а норма запаса товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил в расчете на 5 дней.
4. Рассчитайте величину денежных поступлений от продаж в июне месяце.
Выручка от продаж ООО «Защита» в январе составила 50 тыс.руб., в последующие месяцы ожидается ее прирост с темпом в 0,1% в месяц. Определено, что с учетом кредитной политики предприятия, а соответственно и установленных в договорах условий оплаты, 20% оплачивается в течение 10 дней с момента поставки (то есть фактически за наличный расчет), 20% составляют продажи в кредит с оплатой в течение более 30 дней; оставшаяся часть продукции оплачивается в течение более 60 дней.
5. Проанализируйте, как варьирует доход предприятия, если ошибка в прогнозных значениях показателей, характеризующих производство и продажу продукции, составляет (+)(-)10%.
ООО «Металлоконструкции» планирует ежемесячно производить и продавать 1000 единиц продукции по цене 25 000 руб. за единицу, переменные расходы на единицу продукции составляют 16 000 руб., постоянные расходы в месяц находятся на уровне 80 тыс.руб. Предприятие платит текущий налог на прибыль по ставке 24%.
Практическое занятие 5
Расходы организации
(2 часа)
Цель:
§ закрепление знаний и получение навыков расчета себестоимости продукции и составления сметы затрат.
Результат:
§ умение рассчитывать себестоимость продукции и составлять смету затрат на плановый период.
Ключевые слова:
§ расходы, издержки, затраты, методы признания расходов, методы управления расходами, себестоимость продукции, методы планирования себестоимости продукции.
Основные вопросы:
1. Понятие расходов организации, классификация расходов, методы признания расходов.
2. Системы управления затратами.
3. Планирование себестоимости продаж.
Задания для самостоятельной работы студентов:
§ Вопросы и задания для обсуждения:
1. Имеют ли расходы, издержки, затраты одно экономическое содержание?
2. Какие способы сокращения себестоимости вы можете назвать. Любой ли способ снижения себестоимости продукции можно приветствовать.
§ Подготовка сообщений к выступлению на семинаре:
1. Калькулирование себестоимости продукции и необходимость данной процедуры.
2. Какие факторы влияют на величину расходов организации и как финансист может воздействовать на факторы, обуславливающие снижение расходов?
Задачи:
1. Рассчитайте себестоимость продаж ООО «Альфа».
Ожидаемые остатки готовой продукции на складе на начало планируемого года оцениваются в 220 тыс. руб., по товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил в 280 тыс. руб., в товарах отгруженных неоплаченных в срок в 25 тыс. руб.; в товарах на ответственном хранении у покупателя в виду отказа от оплаты в 15 тыс. руб. Плановый выпуск товарной продукции по полной себестоимости должен составить 13 200 тыс. руб., в т.ч. внепроизводственные расходы 520 тыс. руб. В плане удельный вес продукции 4 квартала должен составить 30%. Норма запасов готовой продукции на складе планируется на уровне 8 дней, по товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил, на уровне 5 дней.
2. Определите плановую производственную себестоимость валовой продукции, производственную себестоимость товарной продукции предприятия ООО «Лес», а также составьте смету затрат производства продукции ООО «Лес» и оцените планируемую структуру затрат.
Плановые затраты производства продукции ООО «Лес», тыс. руб.
Элементы затрат | Сумма |
Сырье и основные материалы за вычетом отходов | 36 486 |
Вспомогательные материалы | 2 631 |
Топливо | |
Энергия | 2 427 |
Заработная плата | 25 013 |
Отчисления на социальное страхование | 3 860 |
Амортизация основных фондов | 8 807 |
Покупные изделия, полуфабрикаты | 3 878 |
Прочие расходы | 6 897 |
Списано затрат на непроизводственные счета | |
Уменьшение остатка незавершенного производства и полуфабрикатов |
3. Определите плановые и фактические материальные затраты на производство готовой продукции ООО «Альфа» в 2009 году, плановую и фактическую производственную себестоимость товарной продукции ООО «Альфа» в 2009 году, плановую и фактическую полную себестоимость товарной продукции ООО «Альфа» в 2009 году, оцените плановые и фактические совокупные затраты, в том числе материальные затраты, на 1 рубль товарной продукции ООО «Альфа» в 2009 году.
Оцените структуру себестоимости готовой продукции, а также экономию (перерасход) по статьям калькуляции. На какие статьи расходов следует обратить внимание в первую очередь при анализе затрат по статьям калькуляции?
Стоимость товарной продукции в фактически действовавших оптовых ценах по плану и факту составила одну и ту же величину 90 847 тыс.руб.
Плановые и фактические затраты на производство и продажу готовой продукции ООО «Альфа», тыс. руб.
Элементы затрат | План | Факт |
Сырье и материалы | 55 333 | 56 487 |
Возвратные отходы | 16 880 | 18 094 |
Покупные изделия, полуфабрикаты | 3 128 | 3 061 |
Вспомогательные материалы | 1 909 | 1 894 |
Зарплата основных производственных рабочих | 10 925 | 10 918 |
Зарплата дополнительная производственных рабочих | 1 592 | 1 583 |
Отчисления на социальное страхование | 1 748 | 1 735 |
Расходы на подготовку и освоение производства | 4 574 | 4 573 |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования | 11 664 | 11 659 |
Цеховые расходы | 5 754 | 5 731 |
Общезаводские расходы | 10 155 | 10 154 |
Потери от брака | ||
Прочие производственные расходы | 1 037 | 1 032 |
Возмещение износа специнструмента | ||
Внепроизводственные расходы |
4. Выручка от продаж ООО «Защита» в январе составила 50 тыс. руб. На предстоящий год ООО «Защита» не планирует существенных изменений производства и продаж готовой продукции. Однако, учитывая существующие темпы инфляции, особенно рост цен на сырье и материалы, планируется ежемесячное повышение отпускных цен на 1%. Ориентировочно стоимость сырья и материалов составляет 30% выручки от продаж того месяца, в котором осуществляется закупка. Сырье закупается за 10 дней до момента его потребления в производственном процессе, по договору отсрочка платежа составляет 30 дней.
Рассчитайте отток денежных средств в июне, связанный с приобретением сырья.
5. Планируемая годовая потребность в материалах составляет 180 тыс.ед. Если заказывается партия объемом менее 50 тыс.ед., то себестоимость материалов будет 20 руб. за единицу, если объем заказа выше, то можно получить скидку в размере 5%. Анализируются две альтернативы: а) делать два заказа по 90 тыс.ед. в каждом; б) делать ежемесячный заказ по 15 тыс. ед. Требуется определить: а) какая из этих альтернатив является более дорогостоящей для компании; б) найти, во что обходится компании выбор более дорогостоящего варианта, если высвобожденные деньги можно было бы вложить в банк под 8% годовых.
Практическое занятие 6
Прибыль организации
(4 часа)
Цель:
§ закрепить знания по вопросам формирования, распределения и использования прибыли (убытка) от продаж и чистой прибыли (убытка) отчетного периода предприятия, получить навыки планирования прибыли (убытка) от продаж и чистой прибыли (убытка) отчетного периода.
Результат:
§ умение отличать понятия налогооблагаемой прибыли, прибыли (убытка) от продаж и чистой прибыли (убытка) отчетного периода;
§ умение планировать прибыль (убыток) от продаж и чистую прибыль (убыток) отчетного периода.
Ключевые слова:
§ прибыль (убыток) от продаж, чистая прибыль (убыток) отчетного периода, налогооблагаемая прибыль, методы планирования прибыли (убытка) от продаж и чистой прибыли (убытка) отчетного периода, точка безубыточности, запас финансовой прочности, производственный леверидж.
Основные вопросы:
1.Экономическое содержание, функции и виды прибыли.
2.Формирование прибыли (убытка) от продаж и чистой прибыли (убытка) отчетного периода.
3.Распределение и использование прибыли чистой прибыли (убытка) отчетного периода.
4.Методы планирования прибыли (убытка) от продаж и чистой прибыли (убытка) отчетного периода.
5.Операционный анализ.
5.1.Бухгалтерская и экономическая модели анализа безубыточности. Линейные модели анализа безубыточности.
5.2.Нелинейные модели анализа безубыточности.
5.3.Запас финансовой прочности.
5.4.Производственный леверидж.
Задания для самостоятельной работы студентов:
§ Подготовка сообщений к выступлению на семинаре:
1.Подходы к трактовке прибыли в экономической науке.
2.Парадоксы прибыли и отличия показателя прибыли от показателя денежного потока.
Задачи:
1. Рассчитайте плановую и фактическую прибыль от продаж ООО «Лето» в январе-феврале году методом прямого счета, а также оцените влияние факторов на выполнение плана по прибыли.
Плановые и фактические объемы продаж, цены и затраты на производство и продажу готовой продукции ООО «Лето» в январе - феврале
Изделия | Остатки готовой продукции на начало января, шт. | Оптовая цена за ед., руб. | Себестоимость ед., руб | Товарная продукция, в шт. | Остатки на конец февраля 2009 года, шт. | |||||
План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | |
А | ||||||||||
Б |
2. Определите прибыль (убыток) от продаж планируемого года ООО «Импульс», учитывая показатель затрат на 1 рубль товарной продукции.
Товарная продукция отчетного года в оптовых ценах 6 500 тыс. руб., по полной себестоимости 5 400 тыс. руб. Товарная продукция планируемого года в оптовых ценах 7 100 тыс. руб. В плане предусмотрено снижение затрат на 1 рубль товарной продукции на 0,02 руб.
3. Среднемесячный объем продаж ООО «Альфа» составляет 10 изделий по цене 250 тыс. руб. каждое. Переменные затраты на производство изделий составляют 120 тыс. руб. на одно изделие, а ежемесячные постоянные затраты оцениваются в 800 тыс. руб. От фирмы ООО «Быт» поступает предложение продать дополнительно одно изделие по цене всего лишь 140 тыс. руб.
Руководствуясь правилом продаж ниже себестоимости, действующим в операционном анализе, следует ли принять это предложение?
4. Фирма ООО «Монтаж-сервис» приобрела оборудование стоимостью 50 млн. руб., расходы на ввод оборудования в эксплуатацию составляют 10 млн. руб. Цена готовой продукции должны быть около 36 тыс.руб.за единицу. Затраты сырья и материалов для выпуска единицы изделия на данном оборудовании оцениваются в 24 тыс. руб., расходы по оплате труда и прочие переменные расходы в 5 тыс.руб.
Определите, начиная с какого объема производства фирма окупит данное оборудование и затраты на ввод его в эксплуатацию, какой объем производства продукции принесет фирме в этих условиях 15 млн.руб. прибыли от продаж.
5. Руководство предприятия ООО «Промсервис» намерено увеличить выручку от продаж на 10% (с 40000 тыс. руб. до 44000 тыс.руб.) за счет увеличения объема продаж. Общие переменные издержки составляют для исходного варианта 31 000 тыс. руб. Постоянные затраты оцениваются в 3 000 тыс. руб.
Рассчитайте для исходного варианта и варианта с 10% ростом выручки от продаж валовую маржу, коэффициент валовой маржи (отношение валовой маржи к выручке от продаж), прибыль от продаж, точку безубыточности в денежных единицах, запас финансовой прочности в денежных единицах, относительный запас финансовой прочности, коэффициент операционного левериджа, силу воздействия операционного левериджа.
Как и почему изменяются запас финансовой прочности и сила воздействия операционного левериджа по мере удаления выручки от продаж от порога рентабельности (точки безубыточности)?
6. Рассчитайте валовую маржу и прибыль от продаж двух предприятий лесной отрасли ООО «Леспром» и ООО «Северпром» в 2009 году, определите структуру издержек каждого предприятия и коэффициент операционного левериджа, а также оцените уровень делового риска каждого предприятия при сложившемся коэффициенте операционного левериджа, используя показатель силы воздействия операционного левериджа.
Выручка от продаж и издержки предприятий ООО «Леспром» и ООО «Северпром» в 2009 году, тыс. руб.
Показатели | ООО «Леспром» | ООО «Северпром» |
Выручка от продаж | 100 000 | 100 000 |
Переменные издержки | 60 000 | 30 000 |
Постоянные издержки | 30 000 | 60 000 |
7. ООО «Газеты» планирует продажу небольших плакатов по цене 6 руб. 50 коп. за штуку. ООО «Газеты» покупает такие плакаты у типографии по оптовой цене 4 руб. 30 коп. за штуку. Аренда помещения обходится ООО «Газеты» в 2 тыс. руб. в месяц.
Определите, какова точка безубыточности в натуральных и денежных единицах, как измениться точки безубыточности, если арендная плата повысится до 2,5 тыс. руб. в месяц или закупочная цена плакатов повысится с 4 руб. 30 коп. до 4 руб. 60 коп. за штуку.
Рассчитайте, сколько плакатов должно быть продано для получения прибыли от продаж в сумме 10 тыс. руб. в месяц, какой запас финансовой прочности будет имеет бизнес при такой сумме продаж.
8. Выручка от продаж предприятия ООО «Промстрой» составляет 25 000 тыс.руб., в том числе переменные затраты 12 000 тыс.руб., постоянные затраты 8 тыс.руб., прибыль от продаж 5 000 тыс.руб. Объем продаж 200 изделий по цене 125 тыс.руб. каждое. В следующем периоде условия продаж могут измениться. Предприятие может получить дополнительный заказ еще на 2 аналогичных изделия, но продать их по более высокой цене 130 тыс.руб.каждое. Предприятие может получить другой дополнительный заказ на 20 изделий, но покупатель готов заплатить только по 120 тыс.руб. за изделие. Мощность предприятия не позволяет изготовить более 20 изделий сверх 200 изделий уже производящихся и продающихся. Какое из 2-х предложений следует принять с точки зрения финансового результата предприятия?
Покупатель, которому изделия реализуются по цене 120 тыс.руб., готов заключить договор на покупку еще 80 изделий по той же цене. Однако, в этом случае производителю придется нести дополнительные затрат на аренду и приобретение оборудования. Затраты составят 1 500 тыс.руб., в том числе аренда 800 тыс.руб. Срок службы приобретаемого оборудования 5 лет. Затраты на оплату труда в части, включаемой в постоянные затраты 200 тыс.руб.
Если выбранный для дополнительных продаж покупатель будет продолжать курс на снижение цены, то до каких минимальных пределов цены можно продолжать продажи ему изделий: а) при реализации 20 изделий; б) при реализации 100 изделий.
9. Оцените влияние на финансовый результат ООО «Лес» изменения спроса на продукцию при разном соотношении постоянных и переменных затрат, разном уровне рентабельности в периоде, предшествующем изменению спроса. Выбрате наиболее благоприятную для предприятия ситуацию с точки зрения финансового результата.
Выручка от продаж 33 944 тыс.руб., переменные затраты 39 723 тыс.руб., постоянные затраты 33 688 тыс.руб., прибыль (убыток) от продаж 1 583 тыс.руб.
По информации специалистов в следующем периоде возможны следующие изменения на рынке: а) возможно увеличить натуральный объем реализации на 7%, но это потребует снижения цен на 10%; б) возможно увеличить цены на 5%, но при этом натуральный объем реализации снизится на 4%; в) чтобы увеличение цены не влекло за собой сокращение натурального объема реализации, есть возможность улучшить конкретные потребительские свойства реализуемого товара. Это приведет к дополнительным затратам 8 500 тыс.руб., но позволит увеличить цену на 6% без снижения натурального объема реализации, либо одновременно увеличит цену на 4%, а натуральный объем реализации на 3%.
10. Предприятие ОАО «Электро» производит электроплиты и продает 400 плит в месяц по цене 250 тыс.руб. Переменные затраты составляют 150 тыс.руб., постоянные затраты 35 000 тыс.руб. в месяц.
Начальник отдела полагает, что увеличение расходов на рекламу на 1 000 тыс. руб. способно дать изменение ежемесячной выручки от продаж на 30 000 тыс.руб. Следует ли одобрить рост расходов на рекламу?
Зам. генерального директора по производству хотел бы использовать более дешевые материалы, позволяющие экономить на переменных издержках по 25 тыс.руб. на каждой единицу товара. Однако, начальник отдела сбыта опасается, что снижение качества приведет к снижению объема реализации до 350 шт. в месяц. Следует ли переходит на более дешевые материалы?
Начальник отдела маркетинг предлагает снизить цену продаж на 20 тыс.руб. и одновременно довести расходы на рекламу до 15 000 тыс.руб. в месяц. Отдел маркетинга прогнозирует в этом случае рост объема реализации на 50%. Следует ли одобрить такое предложение?
Начальник отдела сбыта предлагает перевести своих сотрудников с окладов (суммарный месячный фонд оплаты труда 6 000 тыс.руб.) на комиссионное вознаграждение 15 тыс.руб. с каждой проданной плиты. Он уверен, что объем продаж вырастет на 15%. Следует ли одобрить такое предложение?
Начальник отдела маркетинга предлагает снизить отпускную цену, чтобы стимулировать сбыт и довести дополнительный ежемесячный объем продаж до 150 плит. Какую следует назначить оптовую цену на дополнительную продукцию, чтобы прибыль (убыток) от продаж выросла на 3 000 тыс.руб.?
11. Определите прогнозную величину валовой прибыли, прибыли (убытка) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистую прибыль (убыток) отчетного периода ОАО «Хлеб» на 31 декабря 2010 года. Составьте прогнозный отчет о прибылях и убытка ОАО «Хлеб» на 31 декабря 2010 года.
Доходы и расходы ОАО «Хлеб», тыс.руб.
Наименование показателей | Прогнозные данные |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | 12 650 109 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг | (8 297 938) |
Коммерческие расходы | (1 074 699) |
Управленческие расходы | (913 176) |
Проценты к получению | 4 220 |
Проценты к уплате | (72 829) |
Доходы от участия в других организациях | 19 575 |
Прочие доходы | 3 064 100 |
Прочие расходы | (3 026 966) |
Текущий налог на прибыль | (488 920) |
2. Рассчитайте уровни производственного левериджа для каждого из вариантов организации производства готового изделия. Какой вариант более чувствителен к изменению объемов производства? Если предположить, что наиболее вероятно стабильное состояние экономики, какой вариант организации производства более предпочтителен и почему? Проанализируйте ситуации, когда более вероятным является: а) резкий спад, б) умеренный спад, в) бурный рост. Измениться ли ваше мнение относительно варианта организации производства в каждой из этих ситуаций?
Возможные варианты организации производства готового изделия
Показатель | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Цена единицы продукции, руб. | |||
Условно-переменные расходы на единицу продукции, руб. | |||
Условно-постоянные расходы, тыс. руб. |
Среднегодовой объем производства продукции на ближайшие годы зависит от состояния экономики и спроса, при этом возможные варианты таковы: резкий спад – 500 тыс. ед.; умеренные спад – 900 тыс. ед.; стабильное состояние – 1500 тыс. ед.; бурный рост – 3 000 тыс. ед.
3. Рассчитайте выручку от сдачи в аренду торговых платежей, административные расходы, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистую прибыль (убыток) отчетного периода на 2011 год ООО «Центр Лето». Составьте бюджет продаж и бюджет доходов и расходов на год с поквартальной разбивкой для ООО «Центр Лето» на 2011 год.
Доходы ООО «Центр Лето» в 2011 год, тыс. руб.
Показатели | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. |
1. Доходы от арендной платы | ||||
1.1. по сданным в аренду торговым площадям на 1.01.2011 с учетом скидок по арендной плате | 4097,31 | 3277,85 | 2868,12 | 3424,43 |
1.2.По площадям, открытие которых планируется в течение 2011 года | 1179,45 | 943,56 | 825,62 | 982,88 |
1.3. По торговым площадям, не сданным в аренду на 1.01.2011 | 2318,40 | 1854,72 | 1622,88 | 1932,00 |
1.4. По банкоматам | 13,50 | 10,80 | 9,45 | 11,25 |
1.5.По прочим организациям | 84,60 | 67,68 | 59,22 | 70,50 |
1.6. По складским помещениям | 43,20 | 34,56 | 30,24 | 36,00 |
2. Возмещение коммунальных услуг | ||||
2.1.По сданным в аренду торговым площадям на 1.01.2011 | 208,58 | 166,86 | 146,00 | 173,81 |
2.2.По заключенным договорам на 1.01.2011 с открытием в течение 2011 года | 33,00 | 26,40 | 23,1 | 27,50 |
2.3.По торговым площадям, не сданным в аренду на 1.01.2011 | 103,50 | 82,80 | 72,45 | 86,25 |
Административные, эксплуатационные расходы и налоговые отчисления ООО «Центр Лето» на 2011 год, тыс. руб.
Показатели | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. |
1.Административные расходы | ||||
1.1. Фонд оплаты труда сотрудников АУП и тех. персонала (с НДФЛ) | 438,72 | 548,40 | 457,00 | 383,88 |
1.2. Расходы АУП (почтово-телеграфные, телефонные разговоры АУП, расходы на информационные услуги «Консультант+», расходы на транспортные услуги, командировочные расходы, компенсация за использование личного автомобиля, расходы за обслуживание ККМ, оплата банковских услуг по обслуживанию расчетного счета, расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, расходы на услуги ИНТЕРНЕТ, прочие расходы) | 67,5 | 58,59 | 57,68 | 65,95 |
1.3. Расходы на рекламу и декорации | 246,11 | 313,24 | 313,24 | 246,11 |
2.Эксплуатационные расходы | 852,04 | 657,44 | 582,49 | 900,78 |
3.Налоговые отчисления | 1017,71 | 828,19 | 713,44 | 814,51 |
14.Оцените динамику, состав и структуру прибыли от продаж магазина «Ассорти» за 2008-2010 гг. Взяв данные 2010 года за исходный вариант, рассчитайте коэффициент маржинальной прибыли для следующих ситуаций: роста торговой наценки на 10%, снижения переменных расходов на 10%, снижения постоянных расходов на 10%, а также при снижении торговой наценки на 10%, роста переменных расходов на 10% и роста постоянных расходов на 10%.
Информация о доходах и расходах магазина «Ассорти» за 2008-2010 гг., тыс. руб.
Показатели | |||
Валовой доход | 8177,2 | 10880,0 | 16494,3 |
Переменные расходы | 3973,3 | 5248,1 | 7196,4 |
Постоянные расходы | 1808,8 | 2118,8 | 3009,9 |
Рассчитайте минимальную среднюю торговую наценку для 2010 года, если товарооборот магазина «Ассорти» составил 62341,0 тыс. руб., торговая наценка 19794,0 тыс. руб., НДС 3299,7 тыс. руб.
§ Исследовательское задание: На основе информации сети интернет выбрать три территориально-генерирующие компании. С официальных сайтов выбранных территориально-генерирующий компаний собрать годовую финансовую отчетность за 2009—2011 гг. По данным полученной финансовой отчетности провести сравнительный анализ динамики, состава и структуры доходов, расходов и прибыли, а также факторов на них влияющих.
Семинарское занятие 7