Рейтинговая система оценки надежности банков и опыт их применения зарубежои и в России

Банковский рейтинг есть метод сравнительной обобщенной оценки деятельности нескольких банков.

Деятельность банка как единого целого характеризуется по ряду направлений, оценка которых часто не является однозначной. Для приведения к единой оценке различных частных результатов оценки и сравнения по ней группы банков используется рейтинговая система.

Рейтинговаясистема, в основе которой лежит определение рейтинга (в данном случае положения) каждого банка, включает:

· выбор качественного признака сравнения;

· определение критериев и показателей, используемых для анализа;

· разработку методов оценки фактических уровней отдельных показателей и общего результата деятельности банка;

· выработку принципов построения и характеристики групп банков в рейтинговой таблице.

Наиболее распространенным качественным признаком сравнительной характеристики банков за рубежом и в России является надежность, а критерии оценки надежности кредитных организаций составляют основу их рейтинговой системы.

Рейтинговые системы можно условно разделить на две категории: включающие в себя исследования на местах, т.е. изучение организации «изнутри» (в некоторых публикациях они именуются «инсайдерскими»), и дистанционные.

Первыми появились методики, предусматривающие проведение исследований на местах. Их разработка была обусловлена потребностью в формализации процедуры анализа надежности банков контролирующими органами. Впоследствии были разработаны методики дистанционного анализа, которые опираются исключительно на данные, содержащиеся в публикуемой отчетности банков. В ряде случаев туда включаются некоторые результаты проведенных ранее исследований на местах.

Отличительной особенностью большинства методик составления банковских рейтингов является наличие ряда компонентов (иногда интегральных), полученных экспертным путем либо с помощью простейших математических операций над данными отчетности (как правило, это определение соотношений между различными показателями). На основе таких компонентов вычисляется итоговый рейтинг, который считается адекватным отражением степени надежности банка.

Наиболее известной в мире рейтинговой системой оценки на местах является система CAMEL.

Методика CAMEL является эффективным инструментом банковского надзора и предназначена для выявления и раннего предупреждения проблем в деятельности кредитной организации.

Создали данную методику специалисты надзорных органов США. С 1978 года она используется в трех основных органах банковского надзора в США: Федеральной резервной системе, Управлении контролера денежного обращения и Федеральной корпорации страхования депозитов.

Методика CAMEL имеет иерархическую структуру, предполагающую разделение общей надежности банка на 5 основных компонент:

1) Capitaladequacy (достаточность капитала);Наиболее упрощенным критерием достаточности капитала в прошлом считалось соответствие его объема 5% общей суммы активов.

2) Assetquality (качество активов);Оценка качества активов осуществляется на основе определения степени риска отдельных групп активов и расчета ряда основных и дополнительных показателей.

3) Management (качество управления); Менеджмент по системе CAMEL оценивается в последнюю очередь, так как качество управления банком находит непосредственное выражение в уровне ликвидности и доходности банка, состоянии его активов, достаточности капитала.

4) Earnings (доходность);Для оценки уровня прибыльности банка используется ряд показателей. В качестве основного выбран коэффициент прибыльности:

Рейтинговая система оценки надежности банков и опыт их применения зарубежои и в России - student2.ru

5) Liquidity (ликвидность).

Каждый компонент оценивается по пятибалльной системе (1 – здоровый, 2 – удовлетворительный, 3 – посредственный, 4 – критический и 5 – неудовлетворительный), и на основе их значений вычисляется итоговый показатель. При этом оценка каждого компонента производится по ряду более «мелких» составляющих.

Сферы применения

Методика CAMEL применяется для исследования уровня стабильности, как отдельных субъектов финансового сектора, так и финансовой системы любой страны в целом. Во втором случае оценивается достаточность капитала, качество активов и другие компоненты методики CAMEL по банковской системе (финансовому сектору) в целом.

Широко известны и такие зарубежные системы рейтинговой оценки надежности кредитных организаций, как система RATE, используемая Банком Англии, система PATROL, применяемая Банком Италии и французская система ORAP.

Важно отметить, что в последнее время четко прослеживается тенденция к увеличению объема информации, которая нужна для построения рейтингов. Уходят в прошлое методики, ограничивающиеся использованием коэффициентов исключительно на основе баланса и отчета о прибылях и убытках, существенно сокращается сфера применения дистанционных рейтингов – только в 1999 г. от них отказались службы надзора за банковской деятельностью США и Нидерландов. Для получения комплексной рейтинговой оценки работы банка требуется проанализировать широкий спектр документов регламентированной отчетности и провести дополнительные исследования в кредитном учреждении. Если же по тем или иным причинам этого сделать нельзя, то добиться достоверных результатов можно только на основе более сложных статистических моделей.

Билет 10.

1.Бизнес –план как способ интеграции стратегии и тактики банка.

Управление деятельностью банка в концентрированной форме выражается в его годовом корпоративном плане при составлении кот должны быть учтены:

-миссия банка;

-результаты анализа внешней среды;

-разработанный стратегический план банка.

В составе плана бизнес-план явл. Основным инструментом управления деятельностью банкой деятельности.

Структура бизнес-плана вкл. Определение политики банка по основным вопросам кредитной, депозитной и инвестиционной деятельности, работы с клиентами, развитие банков корреспондентов и филиальной сети.

В практике для каждого банка бизнес-план имеет сугубо индивидуальный характер. Его основные элементы приспосабливают к конкретным особенностям банка, его потребностям в зависимости от политической и экономической обстановки, межбанковской конкуренции.

При создании плана учитываются результаты деятельности банка за истекший год.

Жизнеспособность бизнес-плана зависит от внутреннего процесса, через который все подразделения банка принимают участие в оперативном планировании, процесс создания бизнес-планапредполагает, что он носит линейный характер ,т. е.императивный процесс.

Бизнес- план состоит из нескольких этапов:

1. Происходит формирование плановой команды, составление графика подготовки плана на предстоящий год и создается группа, кот включает в себя сотрудников центрального планового подразделения и руководителей подразделений.

При этом определяются основные цели и установки на предстоящий год в целом по банку с учетом возможностей и доступных ресурсов.

2. Подготавливаются директивные указания по разработке плана на предстоящийгод и направляется всем подразделениям банка.

Данный документ содержит главные цели и задачи, кот должны быть достигнуты в планируемом году.

Письмо президента банка это директивы. Они состоят из частей:

1.Содержит экономический прогноз на будущий год и дается краткое описание сущ. Эк. И фин. Политики на фин. Рынке.

2.Содержит перечень целей и задач в целом по банку и каждому подразделению.

3. Осущ составления подразделения бизнес-планов, финансовых планов и планов мероприятий.

4.редакция формы корпоративного плана,в процессе работы все планы обобщаются в корпоративный план.

План вкл.:

-Бизнес-план;

-план действия;

Бюджеты;

Полный баланс и финансовый отчет на уровне подразделений в целом по банку.

5.Составляется корпоративный план и представляется правлению банка для утверждения одобренный и утвержденный план доводится до каждого подразделения с целью обеспечения его реализации.

Бизнес-план КБ состоит из 3х разделов:

1.Общая часть:

-Обзор политической, экономической и правовой обстановки в стране;

-анализ конкурентоспособности на рынке;

-исследование результатов деятельности банка за предыдущийперидо.

2. Основная часть:

-Проектируемый банковский продукт или вид услуг;

-Оценка рынка сбыта

-конкуренция

Стратегия маркетинга

-план производства

-организационный план.

3. Заключение:

- оценка риска и страхования

- финансовый план

- юридический план.

Основными задачами бизнес-плана явл.

1. Изучить перспективы развития будущего рынка сбыта банковских услуг

2. Оценить затраты и соизмерить их с ценами

3. Обнаружить всевозможные подводные каналы

4. Определить критерии и показатели оценки бизнеса и определение подъема и спада бизнеса.

Бизнес-планирование явл. Частью стратегического планирования и охватывает все направления деятельности и подразделения банка с целью повышения эконом. Эфффективености и оптимизации.

Наши рекомендации