Алгоритм создания социального проекта
(по материалам методической литературы)
Сегодня в нашу жизнь все прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования, социального проектирования. Проектные технологии активно востребованы так называемым «третьим сектором» — некоммерческими общественными организациями, так как являются для них одним из основных механизмов финансирования деятельности по некоммерческим проектам в социальной сфере.
К сожалению, многие государственные и муниципальные учреждении и организации социальной сферы слабо знакомы с механизмами социального заказа, социального гранта, конкурсного финансирования, современного социального менеджмента, проектными технологиями, PR-технологиями. Стереотипы «социального иждивенчества» тормозят развитие этих учреждений, заставляя бездействовать и ждать государственных средств под традиционные, зачастую неактуальные и отжившие формы работы, которые не приносят значительного социального эффекта и не решают насущных вопросов социальной политики.
Поэтому сегодня именно государственным и муниципальным учреждениям следует активно овладевать проектными технологиями и становиться конкурентоспособными на рынке социальных услуг.
Успешность того или иного проекта зависит как от индивидуальной или общественной потребности в организации определенной деятельности, так и от достижения эффекта в социальной сфере и расширении числа людей, получающих пользу от реализации проекта.
Документом, юридически закрепляющим основные цели и задачи учреждения, организации, является его Устав, который служит основой для разработки других документов учреждений: концепций, программ, проектов, положений, планов. Между ними существует ряд принципиальных отличий. Концепция - описание основного смысла деятельности. Концепция позволяет всем сотрудникам и заинтересованным лицам иметь единое, целостное представление об основах содержания деятельности учреждения. Концепция является ориентиром, с которым сверяется вся логика деятельности учреждения. На ее основе строятся все программы и проекты, регламентирующие деятельность.
Концепция, как правило, включает следующее:
- общие подходы к деятельности; □ анализ сложившейся ситуации;
- описание образа желаемой ситуации;
- формулирование миссии учреждения, основной цели деятельности;
- обозначение основных направлений деятельности; '
- перечисленную и краткую характеристику ведущих программ и; проектов деятельности. Программа - описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов в будущем. Программа необходима для получения представления о специфике содержания деятельности учреждения, об особенностях организационно-управленческого процесса в учреждении или организации, о задачах, средствах и путях их реализации.
Классификация программ обширна, их различают:
- по продолжительности (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
- по направленности (комплексные, профильные и др.);
- по стратегии (программы развития, деятельности и др.) и т.д. •
Программа, как правило, включает следующие разделы:
1. Аналитическая записка.
2. Обоснование актуальности.
3. Концептуальные основы.
4. Цели и задачи.
5. Кадровое обеспечение.
6. Управление.
7. Содержание деятельности.
8. Механизм реализации.
9. Материально-техническое и финансовое обеспечение.
10. Ожидаемые результаты.
11. Планы реализации программы.
12. Список литературы.
Программа позволяет осмысленно получать максимально полезный результат в деятельности учреждения, она служит своего рода компасом или картой, позволяющей определить верный маршрут в стратегии развития или деятельности.
Однако программа, сама по себе, как правило, не может служить основанием для финансирования, так как не приносит быстрого и заметного социального эффекта. Обычно программа служит базой для разработки и осуществления тех или иных проектов.
Проект — представляет собой описание конкретной ситуации, которая может быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации.
Проект - это средство управления деятельностью, наиболее приемлемая, конкретная и выполнимая форма для учреждения, организации.
Проект, как правило, включает следующее:
I, Введение (анализ, разъяснение актуальности и новизны по сравнению с аналогами, указание сферы применения, функционального назначения, выявление конкретной проблемы).
2.Постановка цели деятельности и конкретных задач.
3. Управленческо-кадровый аспект (механизм управления, квалификация персонала).
4. Содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных действий).
5. Характеристика и способ оценки планируемых результатов.
6. Бюджет. Материально-техническое обеспечение.